Знакомимся с «Дядей Жоржем». Как устроен новый спектакль Театра сатиры

12 июня 2022
Культура

Под конец сезона в Театре сатиры состоялась премьера спектакля «Дядя Жорж», основанного сразу на двух пьесах Антона Чехова — «Леший» и «Дядя Ваня». Для режиссера Сергея Газарова «Дядя Жорж» стал своего рода дебютом — до этого он не работал с чеховской драматургией. Свой спектакль он называет «сценами из деревенской жизни».

О судьбе двух пьес и о том, почему было важно совместить их в одной постановке, — в материале mos.ru.

От «Лешего» — к «Дяде Ване»

Пьеса «Леший» старше «Дяди Вани» на несколько лет. Первую Антон Чехов написал в 1889 году, специально для бенефиса своего друга актера Александринского театра Павла Свободина. Многогранная история об отношениях внутри одного семейства произвела на актера огромное впечатление. В имение, где живет Егор (Жорж) Войницкий, приезжает вдовец его сестры отставной профессор Александр Серебряков. С ним — дочь Соня от первого брака и молодая жена Елена Андреевна. В деревне живет помещик Михаил Хрущов по прозвищу Леший — в него влюбляется Соня. Серебряков вносит разлад, предложив сбыть имение, в которое Жорж вложил свои последние деньги, и продать на сруб лес, который больше всего на свете любил Леший.

Дирекция императорских театров пьесу не пропустила, и это дало волю разговорам о фиаско Чехова, знаменитого беллетриста-миниатюриста. Пьесу разбирали по косточкам: вскоре начались обвинения в том, что несчастливый неравный брак Серебряковых Чехов якобы списал с семьи театрального критика и драматурга Алексея Суворина, чья супруга была намного младше его. Вдобавок ко всему в юмористическом журнале «Осколки» появилась карикатура. На злом рисунке Чехов сидел в телеге, которую леший с рогами тянул по направлению «Драматическая дорога», которое указывал дорожный столб. Если бы насмешники знали, что очень скоро вся страна будет восхищаться и героями, и сюжетом этой пьесы!

Через шесть лет после провала Чехов решил переписать «Лешего», сместив акценты на дядю Жоржа. В новой пьесе он стал Иваном Войницким. Помещик Леший превратился во врача Михаила Астрова, а влюбленная в него Соня не приезжала из города, а жила в имении вместе с дядей. Но главное, решительно был вычеркнут трагический финал — самоубийство Жоржа. «Дядя Ваня» заканчивается сценой монотонной работы с бухгалтерскими книгами, во время которой Соня произносит монолог, полный безысходной печали. «Мы отдохнем, дядя Ваня!» — говорит она, но в это, кажется, не верят ни племянница, ни дядя.

«Дядя Ваня» был опубликован в 1897 году. Через два года пьесу поставили в Московском Художественном театре. Войницкого сыграл Александр Вишневский, Серебрякова — Василий Лужский. Роль Астрова исполнил сам Константин Станиславский. Сегодня «Дядя Ваня» — одна из самых известных пьес мировой драматургии. Уже больше века к ней обращаются не только российские театры, но и театры других стран.

Режиссерский «монтаж»

Пьеса «Дядя Жорж» не делает выбора между «Лешим» и «Дядей Ваней». Совместив обе пьесы — вернее сказать, две версии одного сюжета, — Сергей Газаров создает единую картину, в которой находится место и грусти, и веселью.

«Пьеса “Леший” на самом деле нравилась мне всегда больше, чем “Дядя Ваня”. С точки зрения актерского материала она более богатая, разнообразная. Но некоторые моменты сильнее обыграны как раз в “Дяде Ване”. Поэтому я решил их объединить. Как автору инсценировки, мне было трудно не разрушить при “монтаже” эти два великих произведения. Это было самым сложным», — признается режиссер.

Сергей Газаров. Фото М. Денисова. Mos.ru

Перед зрителем — щедро накрытый стол с резными ножками, белоснежная накрахмаленная скатерть. Кремового цвета занавески развеваются от малейшего дуновения ветра. Обозначить богатую усадьбу легкими штрихами придумал сценограф заслуженный художник России Александр Боровский. Наряженные в роскошные костюмы, созданные художницей Марией Боровской, дамы и господа ведут за столом ничего не значащие разговоры, не чувствуя, как к ним неумолимо приближается нечто ужасное — одному из героев скоро суждено погибнуть. В комедию постепенно вплетается драма. В сопровождающей спектакль музыке Алексея Айги, легкой и игривой вначале, все явственнее проступают более печальные и тревожные мотивы, усиливая витающее в воздухе напряжение.

А пока ничего страшного не произошло, герои веселятся и танцуют: они не прочь пуститься и в залихватские цыганские пляски, и станцевать классический вальс. За хореографию отвечает Сергей Землянский, не так давно ставший главным хореографом Театра сатиры. В этих танцах есть не только веселье, но и отчаяние. Ближе к финалу, подобрав длинные юбки и раскидав посуду, Елена Андреевна спляшет перед изумленными родственниками прямо на столе, будто пытаясь доказать: несмотря на несчастный брак, она все еще вольна делать все, что вздумается.

Елена Андреевна больше не может выносить жалоб на подагру и старость мужа, потерявшего карьеру, успех и всеобщее обожание. Она старается лишний раз на него даже не смотреть: сидя в кресле спиной к супругу, она не делает никаких попыток развернуться, когда он с ней заговаривает.

«Я пытался обострить отношения между героями с учетом сегодняшнего дня, темпераментов, скорости, с которой мы сегодня считываем информацию при разговоре друг с другом. Вот этого мне не хватает в обеих пьесах, и я захотел это показать», —рассказывает Сергей Газаров.

«Не бывает маленьких ролей»

Заглавного персонажа, Жоржа (Егора) Войницкого, сыграл Федор Лавров. К своему герою он относится с симпатией и состраданием: всю свою молодость Жорж преклонялся перед Александром Серебряковым, помогал ему, но потом, ближе к 45 годам, понял, что зять вовсе не стоил того. Теперь же Жорж ненавидит профессора — чувство обостряется, когда он узнает, что тот хочет продать имение.

Федор Лавров. Фото М. Денисова. Mos.ru

«Мой Войницкий, сталкиваясь с непреодолимым препятствием, пасует, потому что не видит выхода. Единственное, что поможет хоть как-то обратить внимание окружающих на всю абсурдность ситуации, — взять и пустить себе пулю в лоб. Добился ли он чего-то этим? Думаю, что нет», — говорит актер.

Федор Лавров недавно вошел в труппу Театра сатиры вместе с молодой актрисой Ангелиной Стречиной, известной по многочисленным фильмам и сериалам. Она сыграла эмоциональную, полную жизни Соню — дочь профессора. Роль сдержанного и строгого врача Михаила Астрова по прозвищу Леший в разных составах играют Сергей Климов и Сергей Шнырев, Серебрякова — народный артист России Юрий Васильев и заслуженный артист России Юрий Нифонтов. В непокорную Елену Андреевну перевоплотилась Александра Мареева, а в трогательную Марью Войницкую, маму Жоржа, — заслуженная артистка России Нина Корниенко.

Никогда не унывающий Федор (Игорь Лагутин), сын помещика и друга Серебрякова Ивана Орловского (Сергей Серов), приглашает для создания веселой атмосферы целый цыганский табор с песнями и плясками. Артистов на эти безымянные роли режиссер выбирал чуть ли не тщательнее, чем на остальные. «Не бывает ни маленьких ролей, ни массовки, — убежден Газаров. — Как Тарковский говорил: “Не может быть ни одного сантиметра пленки, если это не произведение искусства”. Я из этой школы, я не понимаю случайных людей. Спектакль — единый организм».

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

SUP-карнавал

SUP-карнавал

Ближайшие события

«Подвиг армии» в Музее Победы

2 января31 декабря

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies