Заглядываем в гримерку Михаила Булгакова: как устроена выставка «Мхатчики»

9 ноября 2022
Культура

В новом пространстве Музея Михаила Булгакова на Большой Пироговской улице последнюю неделю работает выставка «Мхатчики. Михаил Булгаков и Григорий Конский». Она рассказывает о периоде жизни писателя, связанном с Московским Художественным театром, и отношениях с одним из самых молодых артистов труппы. Конский играл в спектаклях Булгакова «Дни Турбиных», «Мертвые души», был одним из первых слушателей романа «Мастер и Маргарита». Есть версия, что именно его внешность вдохновила писателя на образ Коровьева.

Экспонаты — фотографии, личные вещи, афиши, книги и многое другое — предоставлены музеем МХАТа, Пушкинским Домом (Санкт-Петербург), а также Владимиром Бровкиным — куратором выставки и внучатым племянником Григория Григорьевича Конского.

«Мертвые души»

Вторая половина 1920-х годов в биографии Михаила Афанасьевича Булгакова ознаменовалась чередой театральных неудач. Его пьесы «Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров» снимались с репертуара театров или запрещались до выхода спектакля. Булгаков был в отчаянии: ему не на что было жить. В этот момент в квартире писателя раздался телефонный звонок. На том конце провода был Иосиф Сталин — он посоветовал еще раз обратиться во МХАТ. С 1930 по 1936 год Михаил Булгаков работал во МХАТе режиссером-ассистентом.

В 1932-м в Московском Художественном театре состоялась премьера инсценировки Булгакова по «Мертвым душам» Николая Гоголя. На выставке есть машинопись инсценировки с инскриптом — дарственной надписью автора. Григорий Конский сыграл в спектакле маленькую роль — слугу губернатора. Позже, в 1960 году, в одноименном фильме Леонида Трауберга по инсценировке Булгакова он сыграл прокурора. И одним из экспонатов выставки стал шарж художника Андрея Ливанова на Конского в этой роли.

Художником спектакля «Мертвые души» стал ученик Кузьмы Петрова-Водкина и Всеволода Мейерхольда Владимир Дмитриев, в будущем — главный художник МХАТа. Его видение не понравилась Константину Станиславскому, и в итоге спектакль оформил Виктор Симов, за плечами которого уже была знаменитая «Чайка». На выставке можно увидеть работы обоих художников.

Григорий Конский был младше Булгакова на 30 лет — первому еще не исполнилось 20, второму было уже почти 40, но это не помешало им сразу же найти общий язык. Михаила Булгакова в этом молодом человеке привлекло прежде всего чувство такта, уважительности — писатель ненавидел фамильярность. Кроме того, отношения с МХАТом у обоих они складывались непросто. Булгаков называл Художественный театр «кладбищем своих пьес» и посвятил ему свое самое злое и едкое произведение — «Театральный роман», Конский, несмотря на очевидный талант, годами ждал большой роли.

В одной гримерке

2 декабря 1934 года во МХАТе состоялась премьера комедии «Пиквикский клуб» по роману Чарльза Диккенса о добродушных джентльменах, путешествующих по Англии. Этот спектакль стал актерским дебютом Михаила Булгакова — он сыграл судью.

По сохранившимся свидетельствам, Булгаков был настолько убедителен в свой роли, что Станиславский, впервые увидев его на премьере, даже не сразу понял, кто играет судью. «Но ведь он же талантливый», — то ли восторженно, то ли удивленно прошептал он на премьере соседу, актеру Виктору Станицыну.

Григорий Конский сначала играл в этом спектакле свирепого извозчика, а со временем перешел на другую характерную роль — актера-шарлатана Джингля. К выходу на сцену Булгаков и Конский готовились в одной гримировальной уборной, перекидываясь шутками и обмениваясь творческими находками. Это и положило начало их крепкой дружбе.

Один из залов выставки оформлен в стилистике театральной гримерной того времени. В нем собрано множество предметов, напоминавших о работе над «Пиквикским клубом»: одна из афиш спектакля, эскизы костюмов художника Петра Вильямса, фотография загримированных Булгакова и Конского, шаржи Ливанова. Есть даже повестка об очередной репетиции, полученная Михаилом Афанасьевичем. Здесь же представлены его личные вещи: очки, шкатулка для таблеток, ручка и перо.

Режиссер, актер, преподаватель

Еще один зал посвящен спектаклям с участием Конского и тем, над которыми он работал как режиссер. Связь с Булгаковым прослеживается и здесь — через художников постановок, которые были их общими друзьями и знакомыми. Например, Петр Вильямс, оформивший поставленный Конским спектакль «Победители» (1946), был ближайшим другом Булгакова.

Краузе в «Русских людях» Константина Симонова, учитель Королевы в «Двенадцати месяцах» Самуила Маршака, барин с усами в «Горячем сердце» Александра Островского — Конскому редко доставались главные роли. Он чувствовал себя не до конца реализованным в родном театре. На выставке можно прочитать многочисленные благодарности, объявленные актеру за то, что он неожиданно ввелся на ту или иную роль, выручая заболевших коллег. Одна из благодарностей вызывает улыбку. В театре в то время не было возможности использовать звуковые записи, поэтому во время сцен, где должен был быть, например, собачий лай, за кулисами лаяли настоящие псы. «Сегодня не было ни одной собаки, — говорится в благодарности, — в порядке выручки спектакля лаяли под руководством Шавыкина Кторов, Конский, Озеров и Тарханов. Масальский и Ершов просят отметить отличное качество лая».

Одна витрина посвящена педагогической деятельности Григория Конского: с 1940 года он обучал студентов ГИТИСа актерскому мастерству. Среди его учеников были Марк Захаров, Владимир Коренев, Александр Демьяненко и другие. Актер Станислав Садальский, тоже учившийся у Григория Григорьевича, предоставил для выставки несколько фотографий группы с учителем.

Воспоминания о Булгакове

Одна из реликвий — письмо Булгакова к Конскому, написанное 31 июля 1939 года. Это ответ на послание Григория Григорьевича, который спрашивал, как поживает жена писателя Елена Сергеевна, как продвигается работа над пьесой. Речь идет о пьесе «Батум» о юности Сталина.

К тому времени Михаил Булгаков ушел из МХАТа в Большой театр, куда устроился либреттистом, и возлагал на «Батум» огромные надежды. Но пьесе не суждено было появиться на сцене — ее запретили. По этому поводу высказался сам Сталин: его юность не та тема, которой нужно посвящать пьесы. Он говорил, что никаких претензий ни к автору, ни к театру у него нет, и он готов просто забыть об этой пьесе. Так и получилось — забыли все, кроме Булгакова. Для него это стало большим потрясением, толчком к предсмертной болезни. В письме он рассказывает: «Запомнилось, <…> как по моей просьбе для меня сняли с калитки от руки написанное цветное объявление о чтении “Батума”».

Булгакова не стало в 1940 году. В середине 1950-х его вдова Елена Сергеевна решила, что ни одна строчка, написанная мужем, не должна пропасть: она проделала огромную работу по подготовке его текстов к печати. Позже она обращалась к друзьям Михаила Афанасьевича, чтобы они вспомнили и записали что-нибудь интересное о покойном. В 1965 году Конский создал три новеллы, рукопись которых представлена на выставке. В одной из новелл рассказывается, как Михаил Афанасьевич спрашивал в театре у артистов, сколько может работать радио, если его не выключать. «Месяц, два, а то и год, если хороший приемник, — говорили ему. — Собираетесь приобрести?» Можно только догадываться, какая реакция последовала после ответа Булгакова:

«Дело в том, что соседи, которые живут у меня за стеной, в соседней квартире, уехали на зимовку, дома никого не осталось, квартиру натурально опечатали, а они забыли выключить радио. Вот оно и бушует целые сутки утром и вечером».

Когда-то Булгаков подарил своему другу книгу — сборник четверостиший Омара Хайяма. На первой странице Григорий Григорьевич нашел шутливую добродушную подпись в духе Михаила Афанасьевича: «Богачу, заслуженному, орденоносцу, знаменитому артисту МХАТ, масеньке — от нищего, не заслуженного, не орденоносца, не знаменитого, не масеньки, но любящего друга». Книгу эту он берег всю свою жизнь — как одну из немногих вещей, сохранившей автограф одного из талантливейших писателей страны.

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события

«Подвиг народа» в Музее Победы

2 января31 декабря

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies