Вышивающее Средневековье. Пять экспонатов новой выставки в «Коломенском»

28 октября 2019
Выставки

В музее-заповеднике «Коломенское», в подклете дворца Алексея Михайловича, открылась выставка «История русской вышивки XVI – начала XX века». Экспозиция объединяет церковные, народные и светские работы русских вышивальщиц.

Музей впервые открывает для зрителя обширную коллекцию русской вышивки из своих фондов. О самых интересных экспонатах – в совместном материале с агентством «Мосгортур».

Подвесная пелена «Зачатие святой Анны»

Один из главных экспонатов выставки, который задает тон всей экспозиции, – подвесная пелена под икону «Зачатие святой Анны» из Зачатьевского ставропигиального женского монастыря на Остоженке. Эта вышивка относит нас во времена правления сына Ивана Грозного – Федора Иоанновича – последнего русского правителя династии Рюриковичей.

Государь и его жена Ирина Федоровна Годунова долгое время не могли завести детей. С молитвами о рождении наследника строились раки для мощей святых, возводились храмы и церкви, вышивались покровы. Пелена, представленная на выставке, – одна из них. В Зачатьевский монастырь ее вложил Григорий Годунов, аристократ XVI века, бывший на службе еще у Ивана Грозного.

На пелене изображен сюжет из жития святых Анны и Иоакима, родителей Богородицы. Согласно апокрифам, в браке они прожили 50 лет, но не имели детей. Однажды первосвященник обвинил Иоакима в том, что он «не создал потомства Израилю» и не позволил ему принести жертву в честь Бога. Такого унижения старец стерпеть не смог и отправился в пустыню. Когда Анна и Иоаким были в разлуке, им явился ангел и сообщил, что вскоре у них родится дочь, которая спасет род человеческий. Посланник небес сказал супругам отправляться в Иерусалим, где вскоре они и встретились. Момент их воссоединения изображен на пелене.

Фото: Музей-заповедник «Коломенское»

Надгробный покров

Средневековый человек рассматривал земную жизнь лишь как подготовку к загробной. К смерти отношение было соответствующее, к ней серьезно готовились. На Руси в Средние века существовала традиция к сороковому дню после смерти человека вышивать надгробный покров. Для того, чтобы ускорить процесс создания такого полотна, вышивальщицы работали в относительно быстрой технике аппликации.

На полотне вышит главный христианский символ бессмертия души – распятие. Под ним расположена Адамова голова. В Ветхом Завете говорится, что прах Адама – первого человека на земле – покоился на горе Голгофе, на которой был распят Иисус Христос. После распятия Сына Божьего его кровь омыла череп Адама и тем самым очистила человечество от греха. Для средневекового человека каждый элемент вышивки был понятен и близок с детства.

Интересно, что в Европе главными вышивальщиками были мужчины, а на Руси этим трудом занимались женщины. Церковная вышивка рассматривалась как рукотворная молитва, приближающая к Богу.

Фото: Музей-заповедник «Коломенское»

Женская праздничная рубаха

Русская народная вышивка – хранительница дохристианских традиций. Практически все ее элементы имеют языческие корни. Главным кладезем сюжетов для русских вышивальщиц был окружающий мир. Одним из первых элементов, появившихся на вышивке, было мировое дерево – символ природы, плодородия. Нередко на предметах изображались и животные – петухи, олени, кони и лягушки.

В качестве элементов вышивки использовались и цветы, но мастерицы не стремились к ботанической точности изображаемых растений, давая волю фантазии. Исключение составляли цветы мака, розы, тюльпана и гвоздики, которые изображались реалистично.

Излюбленные геометрические элементы народной вышивки – ромб и квадрат. В творчестве русских мастериц эти фигуры имели несколько значений. Прежде всего, символизировали жилище, а также использовались для обозначения четырех частей света и единства четырех природных стихий.

Современному человеку узоры русской народной вышивки кажутся лишь красивыми рисунками, но в древние времена они выполняли, помимо декоративной, еще несколько функций. Для крестьян вышивка выступала средством коммуникации. Полоска определенного цвета или другой элемент могли сказать, откуда родом хозяин вещи, каковы его положение в обществе и происхождение. Вышивка на одежде служила и оберегом: узоры располагали на разрезах, открытых местах, наиболее уязвимых для проникновения злых духов, – на манжетах, вороте, подоле.

Картина «Под бурею судьбы жестокой…»

В Средние Века на Руси процветала добыча жемчуга. В северных реках было так много моллюсков-жемчужниц, что промысел не требовал особых приспособлений. Заниматься им мог даже ребенок. Жемчуг пользовался огромной популярностью – его приравнивали к драгоценному камню. Многие годы им украшали иконы, кокошники, платья. Но в начале XVIII века его место стал занимать привезенный из-за границы бисер. Кстати, по одной из этимологических теорий, само слово «бисер» произошло от арабского «бусра» или «бусер» – фальшивый жемчуг.

На Русь бисер в XVII веке завезли приехавшие в страну венецианские купцы. Первое время он не пользовался популярностью – потребовалось около 80 лет, чтобы в Российской империи появилась первая фабрика цветного стекла. Пионером его производства стал Михаил Васильевич Ломоносов. В своей усадьбе в Усть-Рудице российский академик проводил опыты с цветным стеклом, а в 1754 году его предприятие выпустило первую партию продукции. К сожалению, вскоре после смерти Ломоносова в 1765 году его фабрика закрылась.

Бисер завоевал популярность у русских мастериц – в России его золотым веком стало XIX столетие. «Фальшивым жемчугом» вышивали не только узоры и орнаменты, но и полноценные сюжетные произведения. К их числу относится картина «Под бурею судьбы жестокой…» 1820-х годов. Под изображением женщины вышивальщица разместила отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Я пережил свои желанья…» в вольном изложении:

Под бурею судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец –
Живу печальна, одинока,
И жду: придет ли мой конец?

Рядом с вышивкой авторы экспозиции расположили издание «Кавказского пленника», выпущенное еще при жизни Пушкина в 1828 году. Оно находится здесь не случайно: элегию «Я пережил свои желанья…» поэт планировал включить в состав поэмы.

Фото: Музей-заповедник «Коломенское»

Двухсторонняя хоругвь 

Это двустороннее знамя, использовавшееся во время крестных ходов, переносит нас не в Средневековье, а в начало ХХ века. В фонды музея-заповедника «Коломенское» оно попало из старообрядческой Овражной моленной, которая открылась в Коломенском в 1908 году.

В давние времена село Коломенское было одним из центров старообрядчества в Московском уезде. По сохранившимся записям из книги «Список раскольников, приписанных к церкви Иоанна Предтечи, 1766 года» можно судить, что первые старообрядцы поселились там еще в конце XVII века. К концу XIX столетия на территории Коломенского проживало около 80 процентов от всех старообрядцев Московского уезда.

Моленная, в которой хранилась эта хоругвь, была построена на средства, собранные самими старообрядцами. Активное участие в сборе принимала семья Перетряхиных, из-за чего моленный дом иногда называли «перетряхинским». Его прихожанами были около 500 человек. Овражная моленная существовала в Коломенском чуть больше 30 лет и была закрыта в 1939 году. Многие предметы оттуда сегодня хранятся в фондах музея. Помимо хоругви, на выставке представлены и несколько молитвенных книг, хранившихся у коломенских старообрядцев.

Хоругвь интересна не только историей, но и техникой исполнения. Изображения архангела Михаила и великомучеников Власия, Георгия Победоносца, Пантелеимона вышиты золотыми нитями в технике объемного настила, а лики святых, как на иконах, написаны маслом.

Увидеть эти и другие экспонаты можно на выставке «История русской вышивки XVI – начала XX века», которая открыта в музее-заповеднике «Коломенское» до 23 февраля 2020 года.

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru

Поделиться
SUP-карнавал

SUP-карнавал

МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

Ближайшие события

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies