Угол Садовой-Кудринской и Спиридоновки с начала XX века украшает здание, построенное по проекту немецкого архитектора Густава Гельриха. Сейчас волнообразный фасад, фигуры атлантов и эркеры спрятаны за строительными лесами. В бывшем доходном доме идет капитальный ремонт и реставрация. Специалисты обновляют внутренние инженерные системы и восстанавливают исторические детали. Как проходят работы и в чем их особенность — в нашем материале.
Доходный дом П.А. Скопника был построен в 1906–1908 годах в стиле позднего модерна.
Еще один привлекающий внимание декоративный элемент дома — беседка на крыше. По легенде, такая же должна была стоять во внутреннем дворе дома. «Этот угол виден с трех улиц, его хотелось чем-то выделить», — добавляет Ирина Вишнякова.
Элементы модерна можно увидеть и внутри здания — практически все оформление хорошо сохранилось. В подъезде ведет наверх плавная линия деревянных перил, над каждой дверью — маскароны с номером квартиры. Нумерация нестандартная — вертикальная. Так, первая квартира расположена на первом этаже, вторая — на втором, пятая — на пятом. А чтобы найти квартиру под номером шесть, нужно спуститься на первый этаж.
Еще внутри сохранились высокие деревянные исторические двери и полы, выложенные метлахской плиткой. Стены в подъезде украсили сами жители — повесили фотографии старой Москвы, в том числе и архивный снимок своего дома.
После революции в доме были коммуналки, которые расселили ближе к Олимпиаде-80. Сегодня в доме 24 квартиры, а среди собственников есть и старожилы.
Пока идут ремонтные работы, здание закрыли строительными лесами и фасадной сеткой. Специалисты уже отремонтировали и восстановили кровлю, обновили подвальные помещения, сети электроснабжения и холодного водоснабжения. Как отмечает Афанасий Попов, добраться до многих сетей было проблематично, так как за всю историю дома было множество перепланировок. Сейчас специалисты подготовили к реставрации фасад. Осталось убрать мусор, и можно начинать восстановление.
«Мы обработали фасад специальными составами, чтобы легко снять масляную краску. С одной из стен уже смыли 11 слоев. При этом очищать декоративные элементы, которые находятся под охраной, будут реставраторы. Например, под ротондой сделан эркер, его поддерживают атланты. Реставрировать их будут на месте. Фигуры аккуратно очистят специальными растворами, а затем восстановят их оригинальное покрытие», — рассказывает Афанасий Попов.
Ремонтом исторических домов, которые находятся под охраной, могут заниматься только специализированные организации, получившие лицензию от Минкульта России, и подготовленные рабочие. Даже сам проект капитального ремонта и реставрации делается около года.
Непосредственные участники всего процесса — жители дома. Их привлекают при создании проекта, они согласовывают все этапы и принимают результаты капремонта.
«Нужно понимать, что по объектам культурного наследия не всегда можно пойти на уступки и принять все пожелания жителей. Существует предмет охраны, который нельзя видоизменять. Например, если исторически стены серого цвета, то их нельзя перекрасить. То же касается лепнины, кирпичной кладки, напольных покрытий. А в рамках обычного капитального ремонта жители выбирают отделку», — добавляет Сергей Краснов.
Собственники квартир могут внести свой вклад в сохранение облика города. Например, заменить окна в соответствии с проектом или перевесить кондиционеры во внутренний двор. Узнать, к примеру, какой цвет рамы лучше использовать, можно в проектной документации. Жители могут запросить ее в Фонде капитального ремонта многоквартирных домов или в столичном Департаменте культурного наследия, если дом исторический.
Обсуждают с жильцами и график работ. Подрядчики соблюдают закон и не шумят по вечерам, но по общему согласованию могут поработать, например, в субботу. Завершить ремонт и реставрацию фасада и кровли доходного дома П.А. Скопника планируется в сентябре, позже проведут работы в подъездах (контракт еще не заключен).
В Москве около 380 многоквартирных домов, которые являются объектами культурного наследия. Все они включены в программу капитального ремонта, а город дополнительно финансирует работы, направленные на восстановление архитектурной ценности.