Влюбленные в небо: как работает столичная санитарная авиация

9 марта 2023
Безопасность

Бело-красный корпус, кабина с медицинским оборудованием и высокая скорость в пути — речь не о машине скорой помощи, а о самом настоящем санитарном вертолете. С 2008 года на базе Московского авиационного центра (МАЦ) работает санитарная авиация. За это время специалисты спасли около семи тысяч человек. В распоряжении санитарного флота — пять санитарных вертолетов. В 2022 году они совершили 258 вылетов.

К 15-летию работы московской санавиации рассказываем, как дежурят специалисты, чем оборудован вертолет и почему пилотам не обойтись без диспетчера.

На службе города

Воздушный флот МАЦ базируется на аэродроме Остафьево. Ежедневно вертолеты разлетаются по площадкам — воздушные суда дежурят при городской клинической больнице (ГКБ) № 15 имени О.М. Филатова и ГКБ № 79 имени С.С. Юдина. Там вместе с экипажем машины находятся в режиме готовности, чтобы подняться в воздух сразу, как только поступит вызов. Всего в оперативном управлении авиацентра 26 мест для возможной посадки вертолета. 21 из них расположено на территории ТиНАО, еще пять — в других административных округах. Помимо ГКБ имени С.С. Юдина и ГКБ имени О.М. Филатова, площадки оборудованы при ГКБ имени А.К. Ерамишанцева и Научно-исследовательском институте неотложной детской хирургии и травматологии, а также на 35-м километре МКАД.

Преимущество вертолетов в скорости. Они вылетают на места серьезных аварий и других происшествий, а с 2015 года — на вызовы с тяжелыми случаями сердечно-сосудистых заболеваний.

Вертолеты дежурят круглосуточно. Пилоты прибывают на утреннюю смену в Остафьево, где проходят предполетную подготовку: посещают доктора, изучают воздушную метеорологическую обстановку. И только потом принимают авиационную технику и вылетают на площадки. Рабочий день — 12 часов. После вертолет вновь отправляется на аэродром, где его принимает следующая смена. Постоянно дежурят три экипажа — два днем и один ночью. Практика ночных дежурств, стоит отметить, ведется только в Москве Вячеслав Сергеев командир авиационной эскадрильи санитарных вертолетов Московского авиационного центра

Он считает, что работать ночью — особая задача, ведь в темноте труднее распознавать препятствия, особенно в мегаполисе. Помешать снижению могут подъемные краны, электрические провода, высотные здания, поэтому специалистов обучают дополнительно. Летать ночью могут практически все пилоты МАЦ. Для лучшей видимости с воздуха вертолетные площадки оснастили радиосветотехническим оборудованием.

Вячеслав Сергеев несет дневное дежурство на вертолетной площадке городской клинической больницы имени С.С. Юдина. Вертолет появляется возле больницы, освещенный лучами яркого солнца, и аккуратно приземляется на разметку. Площадка размещается за небольшим железным забором со стороны улицы Академика Миллионщикова. Рядом — здание диспетчерского пункта. Здесь находятся специалисты авиацентра, которые помогают пилотам с земли, обеспечивают их всей необходимой информацией. Это данные о направлении и скорости ветра, давлении, состоянии и готовности вертолетной площадки.

«Несколько лет назад в Москве случился серьезный пожар. На вылет отправились все имеющиеся у нас вертолеты. Пилотов вызвали всех — дело срочное. А я тогда не в смене был, сидел в парикмахерской. И вот мне половину головы постригли — раздается звонок. Совсем тут не до стрижки, я накинул кепку и скорее в дорогу», — вспоминает Вячеслав Сергеев.

Он работает пилотом уже 14 лет. Вячеслав мечтал о небе с юных лет, ведь еще в детстве отец-летчик брал его с собой на работу, где тяжелые крылатые машины с невероятной легкостью взмывали в воздух. Сегодня такое волшебство — неотъемлемая часть его трудовых будней. Вместе с этим в работе пилотов есть и нерушимая традиция: перед каждым полетом они прикасаются к вертолету, будто к мордочке любимого питомца перед уходом из дома. Это знак того, что все обязательно пройдет хорошо.

Фото М. Денисова. Mos.ru

«Приземляемся и на стадионы, и на улицы, и во дворах»: Екатерина Орешникова — о профессии пилота санитарной авиацииВинтокрылые спасатели: как развивается московская экстренная авиация

Снижение в мегаполисе и самый первый вертолет

В столичной санавиации на одном вертолете дежурство несут одновременно два командира воздушного судна. Вместе они вылетают и на вызов, ведь в условиях мегаполиса посадить вертолет — задача непростая. Первый пилот управляет и смотрит, где совершить посадку, второй отвечает за навигацию и связь. Посадить вертолет опытные летчики могут практически в любой точке Москвы.

Приземлиться можем там, где позволяет местность. Это не только оборудованные вертолетные площадки, но и стадионы, школьные дворы, перекрытые магистрали, даже карманы возле автобусных остановок. Главное — исключить помехи и рассчитать траекторию. Под нашим контролем — вся территория Москвы, включая районы ТиНАО Николай Лачин пилот Московского авиационного центра

Он заступил на смену вторым пилотом. Сегодня под его управлением находится настоящая легенда столичной санавиации — вертолет ВК117С-2, начавший работу в 2008 году. Он стал первой винтовой неотложкой, вылетающей на вызовы после запуска в столице санавиации МАЦ. Длина машины — чуть больше 10 метров, а ее вес превышает 3,5 тонны.

На табло у пилотов — десятки кнопок и экранов: непосвященному человеку ни за что не разобраться. Но для специалистов все просто — здесь бортовая и спутниковая навигация, GPS и радиосвязь. Ноги ставят на педали, почти как на привычные автомобилистам педали газа и тормоза. Но здесь иначе — одна педаль позволяет повернуть вертолет вправо, другая — влево. Ладони обеих рук сжимают рычаги управления.

Вертолет оборудован всем необходимым для работы врачей. На борту есть носилки-кушетка для пациента с тяжелыми травмами, на стенке закреплены два инфузомата для ввода лекарств, аппарат искусственной вентиляции легких, монитор жизненно важных функций и даже дефибриллятор. Использовать его, не создавая помех для пилота в управлении вертолетом, позволяет оборудованный в кабине диэлектрический пол.

Вертолеты санавиации Москвы оснащены одинаково, но у каждого из них, по мнению пилотов, свой характер. Самый первый ВК117С-2, например, считают трудягой. Так получается, что вызовы нередко выпадают на время дежурств именно этого вертолета. И пока его винтокрылые коллеги отдыхают на площадках, он гордо взмывает в воздух.

Главное — время

Экипаж вертолета санавиации — это не только опытные пилоты, но и подготовленные медицинские работники Московского территориального научно-практического центра медицины катастроф. Врачи-реаниматологи и фельдшеры получают информацию о вызове из своего центра, в который поступают все сведения обо всех внештатных и чрезвычайных ситуациях, происходящих в Москве.

Работать на вертолете — непростая задача. Врачу нужно быть физически готовым к такому труду, пройти обучение и получить допуск. У нас в центре аккредитованы, обучены и имеют опыт работы на вертолете около 20 человек. Не менее важно любить небо. Здесь нет места страху высоты Павел Бобылев врач Московского территориального научно-практического центра медицины катастроф

Главная задача врачей и пилотов санавиации — оказать помощь и эвакуировать пострадавшего в стационар. Причем сделать это нужно как можно быстрее. В среднем экипаж долетает с места дежурства в заданную точку в Москве за 10–15 минут.

Как только вертолет приземляется, врачи готовят больного к авиамедицинской транспортировке: обеспечивают доступ к венам для постановки катетера, проверяют дыхание, перемещают его на вакуумный матрас. Он принимает форму тела пострадавшего, даже если у того есть серьезные повреждения. Такая фиксация значительно снижает боль.

«Самое серьезное происходит дальше. Если в машине скорой помощи мы можем остановиться, то на вертолете такой возможности нет: все нужно делать в пути. А это вибрация, тряска, ограниченное пространство. Но с этим учишься работать. А на современных вертолетах ВК117С-2 помех даже меньше. Сегодня шума там не больше, чем в метро, а тряска меньше, чем в автомобиле», — добавляет Павел Бобылев.

На борту пациента доставляют до медучреждения. Вертолет опускается на площадку, человека транспортируют в карету скорой помощи и везут к больнице.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Здание с маяком

Слаженная работа санавиации невозможна без диспетчеров. Представители этой профессии несут службу в дежурных пунктах возле вертолетных площадок. Здание диспетчерской в ГКБ имени С.С. Юдина отличают яркий красный цвет и ровные белые полосы.

Внутри — рабочее место с радиотехническим и метеорологическим оборудованием. По нему диспетчер отслеживает погоду и сообщает о ее изменениях пилотам. Столичным вертолетам не страшны ветер, дождь и снег. Они летают, когда видимость не опускается до нижних пределов. А вот если синоптики обещают ноль градусов, полеты, возможно, придется отложить, ведь резкий перепад температуры может создать опасность обледенения.

Если резко изменилась погода, нужно сразу предупредить командира экипажа — это главная обязанность диспетчера. Мы также уведомляем пилотов о маршруте и количестве пострадавших. В нашей работе важны такие качества, как внимательность, хорошая коммуникация и понимание результата Александр Ястребов диспетчер Московского авиационного центра

Перед посадкой вертолета диспетчер расчищает площадку, включает световые приборы и маячок на крыше. Именно на этот свет ориентируются пилоты. Важен и голос диспетчера. Спокойно и уверенно он сообщает: «Все в порядке, можно снижаться».

Вертолетную площадку построят для больницы имени В.В. ВересаеваСергей Собянин: Врачи флагманского центра больницы имени В.В. Вересаева за месяц спасли около четырех тысяч пациентовПервый флагманский: как центр больницы имени В.В. Вересаева принимает первых пациентов

Источник: mos.ru

Поделиться
МОСТЫ

Тайны Живописного моста

МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

Ближайшие события

«Во имя промысла. Художественные промыслы России. Имена XX века» во Всероссийском музее декоративного искусства

26 октября 202320 октября 2024

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies