В музее-заповеднике «Кузьминки-Люблино» проходит выставка «Под сенью Аполлона», на которой рассказывают о прошлом одной из красивейших усадеб города и о том, как шло ее строительство. Интерьеры, декор и внешний вид дома в целом сохранили исторический облик. Подробнее об усадьбе Люблино — в материале mos.ru.
Усадьба Люблино известна с первой половины XVIII века — тогда ею владел стольник Григорий Годунов. После смерти хозяина имение перешло его дочери Аграфене, которая стала супругой князя Владимира Прозоровского. Позже усадьбу унаследовал их сын, а затем внук.
Николай Дурасов, баснословный богач, которому усадьба обязана нынешним обликом, приобрел ее в начале XIX века. Пожелав сделать из этого дома нечто особенное, он нанял для перестройки архитекторов Родиона Казакова, участвовавшего в проектировании Большого Кремлевского дворца, и Ивана Еготова, построившего главный корпус военного госпиталя в Лефортове и внесшего вклад в восстановление Москвы после пожара 1812 года.
Казаков и Еготов во время работы ориентировались на некоторые принципы строительства виллы Ротонды близ итальянского города Виченца. Это была дань уважения знаменитому архитектору Андреа Палладио, которым восхищались и в России. Дурасов очень гордился необычным домом: считается, что именно вилла Ротонда стала первым жилым проектом храмового типа — дома так не строили. Кстати, гости, впервые ехавшие к Дурасову, издали действительно принимали его усадьбу за церковь.
На первом этаже располагалась парадная приемная, где хозяин встречал гостей. В ней замечательная акустика, поэтому здесь в особой нише располагались музыканты. Что касается внутреннего убранства, то в нем прослеживается сильное влияние итальянского искусства. Зал украшает фреска, выполненная по мотивам творения художника Гвидо Рени.
Из круглого зала есть симметричные выходы еще в четыре. В одном находится самая крупная во всем дворце фреска, занимающая бо́льшую часть потолка. На ней изображен пир древнегреческого бога Диониса на острове Наксос. Это позволяет предположить, что помещение использовали не только как залу для танцев, но и как парадную столовую.
На втором этаже тоже есть круглый зал, увенчанный куполом с большими полукруглыми окнами, и в солнечные дни помещение буквально утопает в свете. Планировка похожа: из зала есть симметричные выходы в несколько других, поменьше. Выяснить предназначение каждой из комнат невозможно — об этом не сохранилось никаких сведений, документов и даже воспоминаний.
Впрочем, то же самое можно сказать о любом другом зале усадьбы. Сейчас в одном из них разместили постоянную экспозицию подлинных предметов дореволюционных лет. В остальных помещениях проходят концерты, выставки и творческие встречи.
Николая Дурасова не стало в 1818 году. Усадьбу унаследовала его сестра Аграфена, а потом — ее дочь Агриппина Писарева, жена генерала, продавшая дом государственному деятелю Н. Воейкову. После него хозяевами усадьбы стали купцы Голофтеевы.
Они превратили имение в дачный поселок, построили на личные деньги железную дорогу — чтобы дачникам было удобнее приезжать из города. Среди них был и Федор Достоевский, который, любуясь здешней природой, дописывал роман «Преступление и наказание».
В 1904 году на усадьбу обрушилась стихия: страшный смерч почти полностью уничтожил парк и повредил дом — в частности, погубил скульптуру Аполлона, которая венчала купол. Потом место древнеримского бога света заняла хрупкая женская фигура.
По одной из легенд, которую какое-то время принимали за исторический факт, фигура была ничем иным, как статуей святой Анны, ее особенно почитал тогдашний хозяин усадьбы. Но на самом деле это не так. Историки сходятся во мнении, что статуя имеет погребальный характер — героиня застыла в позе скорби. Это позволяет предположить, что владелец решил так увековечить память об умершей жене.
Усадьба пережила Октябрьскую революцию и Великую Отечественную войну. Предметы интерьера, мебель и многое другое, что могло бы рассказать о ней больше, не сохранилось, зато само здание осталось в том виде, в каком было до 1917 года.
Тем не менее усадьба далеко не сразу стала музеем. Долгое время ее использовали под конторы разнообразных ведомств, постоянно сменявших друг друга. Но в архивах сохранился документ 1946 года, в котором содержится призыв отреставрировать здание и все-таки организовать в нем музей.
Реставрацию решили провести только в 1950-х годах. К ней привлекли специалистов из Центральной проектно-реставрационной мастерской Академии архитектуры СССР. Руководили работами архитекторы-реставраторы О. Сотникова и Л. Сахарова. Они досконально изучили немногие доступные им чертежи и документы, провели колоссальную исследовательскую работу, чтобы каждая деталь обрела свое истинное место.
Архитекторам-реставраторам приходилось решать самые трудные задачи. Например, деревянные перекрытия, на которых держалась та самая потолочная фреска с пиром бога Диониса, прогнили. Чтобы спасти ее, пришлось задействовать разработанный специально для этого случая метод петель и скруток с одновременным использованием домкратов. За петли, приделанные сверху, специалисты зацепили фрагменты фрески и поднимали их наверх, а внизу поддерживали домкратами. Дальше фреску закрепили на металлические основы с достаточно большим запасом прочности.
Кроме того, из документов реставраторы узнали, что купол дома раньше венчала скульптура Аполлона. Но вот как именно он выглядел, понять не удалось, поэтому восстановить изначальную скульптуру не было возможности.