3 марта 1923 года был основан Театр имени Моссовета, в то время он назывался театром рабочих Московского губернского совета профсоюзов. Современное название он получил в 1938 году. Сначала театр располагался в саду «Эрмитаж». Современное здание Театра имени Моссовета в саду «Аквариум» было построено в 1959 году специально для него. В 1964 году театру был присвоен статус академического.
Его основателем был Сергей Прокофьев (1923–1925). Затем театром руководил Евсей Любимов-Ланской (1925–1940).
Долгое время художественным руководителем был Юрий Завадский (1940–1977), созданные им спектакли вошли в золотой фонд не только Театра имени Моссовета, но и всей отечественной театральной сцены. С 1977 по 1985 год руководство осуществлял президиум художественного совета театра в составе Павла Хомского, Ростислава Плятта, Людмилы Шапошниковой, Георгия Тараторкина, Льва Лосева. С 1986 по 2016 год творческой политикой театра занимался Павел Хомский. В 2021 году художественным руководителем стал Евгений Марчелли.
На сцене Театра имени Моссовета блистали Вера Марецкая, Николай Мордвинов, Фаина Раневская, Любовь Орлова, Серафима Бирман, Осип Абдулов и многие другие актеры.
8 декабря 1925 года в театре состоялась премьера спектакля «Шторм» тогдашнего художественного руководителя Евсея Любимова-Ланского. Одноименную пьесу о том, как молодая страна борется с препятствиями, прокладывая дорогу к светлому будущему, написал матрос Владимир Билль-Белоцерковский, участник Гражданской войны. Путь пьесы к славе был тернист: многие театры отказывались ее ставить. Для Театра имени Моссовета, которому на тот момент было всего два года, «Шторм» стал счастливым билетом: после премьеры о нем заговорили.
Как-то после одного из показов Биллю-Белоцерковскому принесли благодарственное письмо, подписанное так: «Благодарный зритель. Иосиф Сталин».
В 1951-м Юрий Завадский создал вторую версию «Шторма». В ней появились новые сцены и герои, среди которых спекулянтка Манька в исполнении Фаины Раневской. Слова для нее придумала сама актриса. Правда, через некоторое время режиссер убрал ее из постановки — Манька перетягивала на себя абсолютно все внимание.
В середине 1930-х в театре наметился кризис — отчасти из-за репертуара. Чтобы попробовать изменить ситуацию, Евсей Любимов-Ланской позвал в труппу актеров из второго МХАТа. Среди них была Серафима Бирман. В Театре имени Моссовета она дебютировала как режиссер со спектаклем «Васса Железнова» по пьесе Максима Горького. Премьера, заглавную роль в котором сыграла любимица публики Бирман, вновь сделала театр одним из самых популярных.
4 марта 1941 года в театре состоялась премьера спектакля «Машенька», ставшего одним из главных культурных событий в жизни Москвы тех лет. Пьесу советского драматурга Александра Афиногенова поставил новый главный режиссер Юрий Завадский.
Главную роль дедушки-профессора, пытающегося подружиться со своей внучкой-пионеркой, которая приехала к нему жить в Москву из Сибири, играл Евсей Любимов-Ланской. Девочку сыграла мастерица перевоплощений Вера Марецкая — на тот момент ей было 35 лет. Критики и зрители, многие из которых во время просмотра не могли сдержать слез, отмечали в психологизме «Машеньки» чеховские мотивы.
Самая нежная пьеса 1941 года. Как в Москве впервые поставили «Машеньку»
«Маскарад» по пьесе Михаила Лермонтова, к которой театры часто обращались в послевоенные годы, стал одним из главных спектаклей Юрия Завадского. Художник-постановщик народный художник СССР Борис Волков использовал в качестве фона черный бархат, делавший Николая Мордвинова, Веру Марецкую, Ростислава Плятта и других артистов похожими на героев гравюр.
В 1964 году была создана вторая версия спектакля. Режиссер ввел в постановку дирижера, который управлял не только игрой оркестра, но и, кажется, героями. За второй «Маскарад» Завадский получил Ленинскую премию.
Пожалуй, самым трогательным стал спектакль «Дальше — тишина» режиссера Анатолия Эфроса. В его основу лег сценарий голливудского фильма Лео Маккери «Уступи место завтрашнему дню» (1937), написанный Виньей Дельмар.
В центре сюжета — история обедневшей пожилой пары Барклея и Люси Куперов, которую вынужденно и хладнокровно разлучают собственные дети, не желающие оказывать старикам финансовую помощь. Главные роли сыграли Ростислав Плятт и Фаина Раневская. Сцену, в которой Барклей приводит Люси в их любимый ресторан, чтобы в последний раз вспомнить былое, до сих пор разбирают в театральных вузах.
«Дальше — тишина». История последнего спектакля с Фаиной Раневской
В том же году Юрий Завадский поставил свой последний спектакль — «Петербургские сновидения» по роману «Преступление и наказание» Федора Достоевского. Его он посвятил одному из своих учителей — Евгению Вахтангову. Родиона Раскольникова играли по очереди Геннадий Бортников и Георгий Тараторкин. Леонид Марков играл Свидригайлова.
«Лучшее, что я видел в театре за последнее время, — это “Петербургские сновидения” у Завадского. Это эмоциональный спектакль, а мы забыли, что такое настоящее эмоциональное воздействие в искусстве», — писал режиссер Андрей Тарковский.
«Царская охота» Леонида Зорина — один из лучших спектаклей не только Театра имени Моссовета, но и режиссера Романа Виктюка. Постановка о преданной возлюбленным женщине, выдававшей себя за княжну Елизавету Тараканову и угодившей в конце концов в Петропавловскую крепость, не выходила из репертуара 27 лет.
Первыми главные роли в «Царской охоте» сыграли Леонид Марков и Маргарита Терехова. Ходила легенда, что из-за виртуозно выстроенных любовных сцен от артистов буквально летели искры.
Комедию Александра Островского поставил Сергей Юрский, он же сыграл одну из ролей — отставного унтер-офицера Силу Ерофеича Грознова. Роль пожилой няни Филицаты стала одной из последних в жизни Фаины Раневской. Многие зрители шли на спектакль именно из-за нее.
В каком-то смысле этот спектакль появился благодаря Раневской. Прочитав книгу об Островском, актриса захотела сыграть в спектакле по его пьесе. Фаине Георгиевне изначально предлагали роль властной старухи Барабошевой, но она настояла на Филицате: «Я столько уродов сыграла. Я хочу хорошего человека играть». По воспоминаниям режиссера и коллег, Раневская не раз хотела бросить спектакль. Но как только она выходила на сцену, все сомнения уходили прочь.
«Иисус Христос — суперзвезда» стал первой зарубежной рок-оперой, поставленной в России, и одним из первых мюзиклов на сцене театра. Премьера спектакля, который до сих пор остается в репертуаре театра, состоялась 12 июля 1990 года.
Его история началась еще в 1970-х, когда режиссер Павел Хомский, в то время работавший в Московском ТЮЗе, посмотрел в Нью-Йорке бродвейский мюзикл Jesus Christ Superstar и захотел познакомить с ним российского зрителя. Но получилось не сразу — к этой идее он вернулся только в 1990 году.
В 2009 году режиссер народный артист РСФСР Юрий Еремин обратился к двум частям известной трилогии Алексея Толстого о правлении Ивана Грозного и Федора Иоанновича, соединив их воедино. Черно-белая цветовая гамма костюмов, простые и лаконичные декорации в виде шахматной доски плюс глубокая проработка характеров персонажей — постановка произвела на театральную Москву неизгладимое впечатление. Главные роли в спектакле играли Виктор Сухоруков, Александр Яцко, Дмитрий Щербина, Валерий Яременко, Марина Кондратьева, Екатерина Гусева и другие.
27 февраля 2016 состоялась премьера «Вишневого сада» в постановке Андрея Кончаловского. Спектакль завершил чеховский триптих режиссера, в который вошли также «Дядя Ваня» и «Три сестры».
Трилогия — авторский проект режиссера, выступающего в этих спектаклях и в качестве художника-постановщика, объединившего все три постановки единым решением сценического пространства, разного в частностях, но унитарного в целом.
Пьесу «Вишневый сад» Чехов написал за год до смерти, в 1903 году, будучи тяжелобольным. Премьера в МХТ состоялась в январе 1904-го.
Одну из главных постановок последних лет создал нынешний художественный руководитель Театра имени Моссовета Евгений Марчелли. Знакомые сюжетные повороты драмы Уильяма Шекспира разворачиваются в декорациях, напоминающих то бункер из современной компьютерной игры, то модный ночной клуб. Режиссер использовал прозаический перевод.
Евгений Марчелли переосмысливает поведение Гамлета, подводя главного героя к парадоксальному выводу: зло, с которым принц датский вступает в схватку, началось с него самого.