Век Театра имени Моссовета. Главные постановки за 100 лет в фотографиях

3 марта 2023
Культура

3 марта 1923 года был основан Театр имени Моссовета, в то время он назывался театром рабочих Московского губернского совета профсоюзов. Современное название он получил в 1938 году. Сначала театр располагался в саду «Эрмитаж». Современное здание Театра имени Моссовета в саду «Аквариум» было построено в 1959 году специально для него. В 1964 году театру был присвоен статус академического.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Его основателем был Сергей Прокофьев (1923–1925). Затем театром руководил Евсей Любимов-Ланской (1925–1940).

Долгое время художественным руководителем был Юрий Завадский (1940–1977), созданные им спектакли вошли в золотой фонд не только Театра имени Моссовета, но и всей отечественной театральной сцены. С 1977 по 1985 год руководство осуществлял президиум художественного совета театра в составе Павла Хомского, Ростислава Плятта, Людмилы Шапошниковой, Георгия Тараторкина, Льва Лосева. С 1986 по 2016 год творческой политикой театра занимался Павел Хомский. В 2021 году художественным руководителем стал Евгений Марчелли.

На сцене Театра имени Моссовета блистали Вера Марецкая, Николай Мордвинов, Фаина Раневская, Любовь Орлова, Серафима Бирман, Осип Абдулов и многие другие актеры.

«Шторм» (1925)

8 декабря 1925 года в театре состоялась премьера спектакля «Шторм» тогдашнего художественного руководителя Евсея Любимова-Ланского. Одноименную пьесу о том, как молодая страна борется с препятствиями, прокладывая дорогу к светлому будущему, написал матрос Владимир Билль-Белоцерковский, участник Гражданской войны. Путь пьесы к славе был тернист: многие театры отказывались ее ставить. Для Театра имени Моссовета, которому на тот момент было всего два года, «Шторм» стал счастливым билетом: после премьеры о нем заговорили.

Как-то после одного из показов Биллю-Белоцерковскому принесли благодарственное письмо, подписанное так: «Благодарный зритель. Иосиф Сталин».

В 1951-м Юрий Завадский создал вторую версию «Шторма». В ней появились новые сцены и герои, среди которых спекулянтка Манька в исполнении Фаины Раневской. Слова для нее придумала сама актриса. Правда, через некоторое время режиссер убрал ее из постановки — Манька перетягивала на себя абсолютно все внимание.

«Васса Железнова» (1936)

В середине 1930-х в театре наметился кризис — отчасти из-за репертуара. Чтобы попробовать изменить ситуацию, Евсей Любимов-Ланской позвал в труппу актеров из второго МХАТа. Среди них была Серафима Бирман. В Театре имени Моссовета она дебютировала как режиссер со спектаклем «Васса Железнова» по пьесе Максима Горького. Премьера, заглавную роль в котором сыграла любимица публики Бирман, вновь сделала театр одним из самых популярных.

«Машенька» (1941)

4 марта 1941 года в театре состоялась премьера спектакля «Машенька», ставшего одним из главных культурных событий в жизни Москвы тех лет. Пьесу советского драматурга Александра Афиногенова поставил новый главный режиссер Юрий Завадский.

Главную роль дедушки-профессора, пытающегося подружиться со своей внучкой-пионеркой, которая приехала к нему жить в Москву из Сибири, играл Евсей Любимов-Ланской. Девочку сыграла мастерица перевоплощений Вера Марецкая — на тот момент ей было 35 лет. Критики и зрители, многие из которых во время просмотра не могли сдержать слез, отмечали в психологизме «Машеньки» чеховские мотивы.

Самая нежная пьеса 1941 года. Как в Москве впервые поставили «Машеньку»

«Маскарад» (1952)

«Маскарад» по пьесе Михаила Лермонтова, к которой театры часто обращались в послевоенные годы, стал одним из главных спектаклей Юрия Завадского. Художник-постановщик народный художник СССР Борис Волков использовал в качестве фона черный бархат, делавший Николая Мордвинова, Веру Марецкую, Ростислава Плятта и других артистов похожими на героев гравюр.

Театр имени Моссовета

В 1964 году была создана вторая версия спектакля. Режиссер ввел в постановку дирижера, который управлял не только игрой оркестра, но и, кажется, героями. За второй «Маскарад» Завадский получил Ленинскую премию.

«Дальше — тишина» (1969)

Пожалуй, самым трогательным стал спектакль «Дальше — тишина» режиссера Анатолия Эфроса. В его основу лег сценарий голливудского фильма Лео Маккери «Уступи место завтрашнему дню» (1937), написанный Виньей Дельмар.

В центре сюжета — история обедневшей пожилой пары Барклея и Люси Куперов, которую вынужденно и хладнокровно разлучают собственные дети, не желающие оказывать старикам финансовую помощь. Главные роли сыграли Ростислав Плятт и Фаина Раневская. Сцену, в которой Барклей приводит Люси в их любимый ресторан, чтобы в последний раз вспомнить былое, до сих пор разбирают в театральных вузах.

«Дальше — тишина». История последнего спектакля с Фаиной Раневской

«Петербургские сновидения» (1969)

В том же году Юрий Завадский поставил свой последний спектакль — «Петербургские сновидения» по роману «Преступление и наказание» Федора Достоевского. Его он посвятил одному из своих учителей — Евгению Вахтангову. Родиона Раскольникова играли по очереди Геннадий Бортников и Георгий Тараторкин. Леонид Марков играл Свидригайлова.

«Лучшее, что я видел в театре за последнее время, — это “Петербургские сновидения” у Завадского. Это эмоциональный спектакль, а мы забыли, что такое настоящее эмоциональное воздействие в искусстве», — писал режиссер Андрей Тарковский.

«Царская охота» (1977)

«Царская охота» Леонида Зорина — один из лучших спектаклей не только Театра имени Моссовета, но и режиссера Романа Виктюка. Постановка о преданной возлюбленным женщине, выдававшей себя за княжну Елизавету Тараканову и угодившей в конце концов в Петропавловскую крепость, не выходила из репертуара 27 лет.

Первыми главные роли в «Царской охоте» сыграли Леонид Марков и Маргарита Терехова. Ходила легенда, что из-за виртуозно выстроенных любовных сцен от артистов буквально летели искры.

«Правда хорошо, а счастье лучше» (1980)

Комедию Александра Островского поставил Сергей Юрский, он же сыграл одну из ролей — отставного унтер-офицера Силу Ерофеича Грознова. Роль пожилой няни Филицаты стала одной из последних в жизни Фаины Раневской. Многие зрители шли на спектакль именно из-за нее.

В каком-то смысле этот спектакль появился благодаря Раневской. Прочитав книгу об Островском, актриса захотела сыграть в спектакле по его пьесе. Фаине Георгиевне изначально предлагали роль властной старухи Барабошевой, но она настояла на Филицате: «Я столько уродов сыграла. Я хочу хорошего человека играть». По воспоминаниям режиссера и коллег, Раневская не раз хотела бросить спектакль. Но как только она выходила на сцену, все сомнения уходили прочь.

«Иисус Христос — суперзвезда» (1990)

«Иисус Христос — суперзвезда» стал первой зарубежной рок-оперой, поставленной в России, и одним из первых мюзиклов на сцене театра. Премьера спектакля, который до сих пор остается в репертуаре театра, состоялась 12 июля 1990 года.

Его история началась еще в 1970-х, когда режиссер Павел Хомский, в то время работавший в Московском ТЮЗе, посмотрел в Нью-Йорке бродвейский мюзикл Jesus Christ Superstar и захотел познакомить с ним российского зрителя. Но получилось не сразу — к этой идее он вернулся только в 1990 году.

«Царство отца и сына» (2009)

В 2009 году режиссер народный артист РСФСР Юрий Еремин обратился к двум частям известной трилогии Алексея Толстого о правлении Ивана Грозного и Федора Иоанновича, соединив их воедино. Черно-белая цветовая гамма костюмов, простые и лаконичные декорации в виде шахматной доски плюс глубокая проработка характеров персонажей — постановка произвела на театральную Москву неизгладимое впечатление. Главные роли в спектакле играли Виктор Сухоруков, Александр Яцко, Дмитрий Щербина, Валерий Яременко, Марина Кондратьева, Екатерина Гусева и другие.

«Вишневый сад» (2016)

27 февраля 2016 состоялась премьера «Вишневого сада» в постановке Андрея Кончаловского. Спектакль завершил чеховский триптих режиссера, в который вошли также «Дядя Ваня» и «Три сестры».

Трилогия — авторский проект режиссера, выступающего в этих спектаклях и в качестве художника-постановщика, объединившего все три постановки единым решением сценического пространства, разного в частностях, но унитарного в целом.

Пьесу «Вишневый сад» Чехов написал за год до смерти, в 1903 году, будучи тяжелобольным. Премьера в МХТ состоялась в январе 1904-го.

«ШЕКСПИРГАМЛЕТ» (2020)

Одну из главных постановок последних лет создал нынешний художественный руководитель Театра имени Моссовета Евгений Марчелли. Знакомые сюжетные повороты драмы Уильяма Шекспира разворачиваются в декорациях, напоминающих то бункер из современной компьютерной игры, то модный ночной клуб. Режиссер использовал прозаический перевод.

Евгений Марчелли переосмысливает поведение Гамлета, подводя главного героя к парадоксальному выводу: зло, с которым принц датский вступает в схватку, началось с него самого.

Театр имени Моссовета

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

SUP-карнавал

SUP-карнавал

Ближайшие события

«Секреты мастерства» во Всероссийском музее декоративного искусства

26 октября 202320 октября 2024

Экскурсия по выставке «Народные художественные промыслы России» во Всероссийском музее декоративного искусства

26 октября 202320 октября 2024


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies