«Вечный труженик — трамвай»: о чем расскажет новая экспозиция в Главархиве Москвы

12 февраля 2019
Транспорт

В выставочном зале Главархива Москвы 15 февраля в 14:00 откроется историко-документальная экспозиция «Вечный труженик — трамвай». Посетители узнают, как появился и развивался один из первых видов общественного транспорта столицы.

Материалы, представленные на выставке, охватывают период с конца XIX века по настоящее время. Среди экспонатов — конкурсная документация для проекта постройки и эксплуатации электрических трамваев, схемы устройства отдельных линий и данные о формировании вагонного парка.

Кроме того, здесь можно будет увидеть общий план сети уличных железных дорог в Москве 1908 года, а также ознакомиться с правилами пользования трамваем в начале XX века. К примеру, для дам — обладательниц модных шляпок с остроконечными шпильками придумали специальные условия проезда. Отдельные правила касались хранения и выдачи вещей, забытых в вагонах.

До середины 1870-х в Москве не было регулярного и надежного вида общественного пассажирского транспорта. Горожане в основном передвигались по городу на линейках — так назывались открытые конные экипажи с большим количеством мест. Более зажиточные москвичи пользовались услугами извозчиков или собственными экипажами.

В 1872 году Городская дума утвердила проект строительства конно-железной городской дороги, которую в народе прозвали конкой. Но неспешный гужевой транспорт уже не справлялся с потоком пассажиров. Поэтому 25 марта (6 апреля по новому стилю) 1899 года Первое общество конно-железных дорог в Москве запустило первый электрический трамвай. Маршрут пролегал от Бутырской заставы до Петровского парка, его протяженность составляла всего 3,5 километра.

История московского трамвая тесно связана с историей города. Во время Первой мировой войны в санитарных вагонах перевозили больных и раненых. А в первые годы советской власти в Москве курсировали агиттрамваи.

Отдельный раздел экспозиции посвящен 1930-м годам — золотому веку в развитии трамвайной сети. Посетители увидят снимки из личных фондов мастеров отечественной фотодокументалистики Бориса Игнатовича, Бориса Вдовенко и Якова Халипа.

Также на выставке есть документы, которые расскажут о работе стальной конницы в годы Великой Отечественной войны: о том, как в сложных условиях готовили транспорт к зиме, перевозили дрова специальными грузовыми трамваями. Особенно интересны ранее не экспонировавшиеся материалы о работе женских бригад по ремонту трамвайных вагонов, а также фотодокументы, среди которых снимок трамвайщиков Шпаковского депо в первые недели войны.

В послевоенный период московские трамваи были задействованы в праздновании 800-летия Москвы, в мероприятиях VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, в торжествах, посвященных первому полету человека в космос. Эти события запечатлены на фотографиях, представленных на выставке. Дополняют экспозицию снимки, иллюстрирующие развитие московского транспортного хозяйства в 1950–1980-е годы и фотографии современных трамваев.

Выставка продлится до 21 марта. Посетить ее можно со среды по воскресенье с 11:00 до 20:00.

Вход свободный. При себе необходимо иметь паспорт.

 

 

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Ближайшие события
Бесплатно

Театральное искусство для дошкольников в саду имени Баумана

22 января30 декабря

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies