В главной роли: как «Геликон-опера» помогает детям

24 сентября 2022
Культура

Социальный проект по арт-терапии «Потому что ты нужен…» для реабилитации и адаптации детей создал заместитель генерального директора — художественного руководителя по художественно-организационной работе Московского музыкального театра «Геликон-опера» Эдуард Мусаханянц четыре года назад. Результат превзошел ожидания. Ребята, которые участвовали в театротерапии, перевоплотились не только на сцене — в жизни они тоже стали другими людьми, открытыми, общительными, улыбчивыми, целеустремленными, а некоторые даже решили сделать театр своей профессией.

Недавно за свой проект Эдуард Мусаханянц получил премию города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Просветительская деятельность». О том, на что пойдут эти деньги, чем занимаются ребята в «Геликон-опере», как туфельки Золушки помогли девочке справиться с болезнью, а на «Грибоедовском балу» мальчик обрел родителей, — в интервью mos.ru.

Эдуард Мусаханянц. Фото М. Денисова. Mos.ru

Нужные дети

— Эдуард Георгиевич, почему вы, оперный продюсер, вдруг решили заняться социальной работой с детьми и создать такой проект?

— Я считаю театротерапию проектом всего нашего театра, и один из главных его вдохновителей — это, конечно, основатель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман. Четыре года назад мы приехали с концертом в центр наркозависимых подростков по приглашению доктора Евы Печатниковой и там поняли, насколько серьезная эта проблема. Каждый из тех ребят задавал себе вопрос: «Кому я нужен?» Тогда возникла идея погрузить их в атмосферу театра, сказки, удовольствия, поменять пагубную зависимость на увлекательное хобби. Многие врачи нас тогда не поддержали, покрутили пальцем у виска и сказали: «Наркозависимым детям это не нужно. Попробуйте, если хотите…»

Так появился проект «Потому что ты нужен…». Постепенно мы расширили круг наших учеников, стали брать в программу детей из неблагополучных семей, детдомов, интернатов. И никто из ребят, прошедших курс театротерапии, не возвращается к прежней жизни, все обретают веру в себя, начинают понимать, куда двигаться дальше. Одна из наших подопечных, к примеру, недавно поступила во ВГИК.

Самое сильное впечатление на нас произвела история восьмилетнего мальчика, у которого было нарушение речи. После экскурсии в «Геликон-оперу» он вдруг задержался, обнял каждого из нас и спросил: «Я могу прийти снова?» Мы пригласили его на спектакль «В гостях у оперной сказки» вместе с родителями. После этого мальчик стал посещать театротерапию. На данный момент он два года в проекте, и его не узнать: трудности с речью еще остались, но в целом она практически нормализовалась.

Со сцены — в семью

— Как проходят занятия театротерапией?

— Три раза в неделю ребята приходят в «Геликон-оперу», где наши актеры преподают уроки сценического мастерства, техники речи, пластики, вокала. По сути, дети изучают то же, что и студенты театральных мастерских. Конечно, для наших сотрудников театротерапия стала бесплатной общественной нагрузкой, но никто не отказывается. Например, замечательный аккомпаниатор Сергей Чечетко, который всегда нарасхват в спектаклях. Когда мы предложили заниматься с ребятами, опасались, что он не найдет время в своем графике. Но он нашел!

Я и сам провожу занятия по актерскому мастерству. А наши главные педагоги — Катя Берез и Михаил Мышлялов, ученики Дмитрия Бертмана, выпускники ГИТИСа. Они как сестра и брат для наших ребят, тем более что старше их всего на несколько лет, и дети могут обратиться к ним по любому вопросу 24 часа в сутки.

На занятиях обязательно присутствует психолог Вероника Готлиб, которая всегда выходит на сцену с нашими подопечными. Поскольку ребята с непростыми судьбами, их поведение бывает непредсказуемым. Иногда они дружелюбны и уверены в себе на репетициях, а перед самым спектаклем вдруг проявляют агрессию. Поэтому рядом всегда должен быть человек, который сможет купировать этот приступ.

Спектакли, ради которых дети репетируют, трудятся, мы даем обычно два раза за сезон: перед Новым годом и весной. В последнее время они играли в постановке «Тайна вырванных страниц», сюжет для нее мы специально написали с учетом особенностей ребят, и в «Грибоедовском бале» по «Горю от ума». Важно, чтобы на сцене каждый ребенок сказал хотя бы одно слово, почувствовал себя нужным. Самый приятный момент для наших подопечных — выход на поклон после спектакля. Сколько оттенков эмоций на юных лицах! После выступления обязательный ритуал — чаепитие и обмен впечатлениями по традиции «Геликон-оперы».

Как-то в «Грибоедовском бале» участвовал мальчик из детдома. На репетиции он был раскован, а когда вышел на сцену, вдруг занервничал, напрягся. Оказалось, в зале сидели потенциальные приемные родители парнишки, которые пришли на спектакль, чтобы познакомиться с ним. Но все закончилось замечательно: увидев ребенка в театре, они приняли решение — подарить ему семью.

Делиться с другими

— В октябре начинается новый сезон театротерапии. Каким он будет? Уже есть сценарий?

— Каждый сезон мы стараемся разнообразить программу. Планируем поставить новые спектакли. Сценарии напишем, когда познакомимся с новыми учениками и узнаем их особенности. Кульминацией проекта станут гастроли. Ребята будут выступать не только на сцене «Геликон-оперы», но и в других городах, например в Нижнем Новгороде.

Кроме того, театротерапия не ограничивается мастер-классами, репетициями и постановками. Наша главная задача — создать положительные эмоции.

В рамках проекта мы периодически выезжаем с концертами в детские больницы. Однажды труппа давала новогоднее представление в онкоцентре на Каширке. Когда мы вошли в палату, дети проходили сеанс химиотерапии и смотрели черно-белый фильм «Золушка» 1940-х годов. Я спросил, о чем они мечтают. Одна девочка ответила: «Я хочу подержать в руках туфельки Золушки. Не верится, что они такие маленькие». Так сложилось, что сразу после зимних праздников театр начал готовиться к премьере спектакля «Золушка». Пришла идея привезти в Москву сохранившиеся на «Ленфильме» те самые туфельки из кино, которые раньше никогда не вывозили в столицу. Как только их доставили в театр, мы позвонили той девочке. Она приехала к нам за день до премьеры, мы открыли киот и дали ей подержать эти туфли. Вскоре она пошла на поправку, и ей удалось побороть болезнь. Я считаю, во многом на это повлияли положительные эмоции.

С тех пор мы ищем детей, оказавшихся в непростой жизненной ситуации, чьи желания в состоянии исполнить.

— Как стать участником проекта «Потому что ты нужен…»?

— Главное — желание. Обычно нам звонит воспитатель из медицинской организации или детского дома и рассказывает, что кто-то из его подопечных заинтересовался проектом. Дети ведь сидят в соцсетях, у наших юных артистов есть поклонники, многие хотят играть вместе с ними на одной сцене. А дальше мы приглашаем ребенка приехать к нам на занятия. Конечно, мы не можем собрать в «Геликоне» 200 человек за раз. Максимальное количество учеников в группе — 50. Но если вдруг набирается больше ребят, мы не отказываем.

Когда дети к нам попадают, они больше всего боятся, что мы от них откажемся. Бывает, ребенок, который посещает наши занятия, заболевает, звонит воспитательница и говорит: «У него температура 38, а он рвется в театр, боится стать вам ненужным…» Приходится разъяснять такому ребенку, что мы без него никак не обойдемся, а когда он поправится, обязательно дадим ему индивидуальное задание.

— Какую роль для вас лично и всего проекта играет премия Москвы?

— Получить признание на уровне Правительства Москвы — честь для меня. Но эта премия не только моя. Я считаю, что ее заслужили в равной степени все участники проекта, люди, которые ежегодно превращают жизнь детей в сказку, и планирую разделить деньги поровну между всеми. Также я собираюсь пожертвовать определенную сумму нуждающимся Белгорода, куда мы недавно приезжали на гастроли с оперой Чайковского «Евгений Онегин».

Вообще, «Геликон» — это вершина горы из древнегреческого мифа, где собирались музы, чтобы поделиться с Аполлоном разными видами искусства. Поэтому у нас столько идей, и мы постоянно делимся с другими. Знаете, в нашем театре такая атмосфера, что каждый чувствует: «Я нужен». А когда ты нужен, радуешься и хочешь, чтобы все остальные тоже были нужны.

Источник: mos.ru

Поделиться
SUP-карнавал

SUP-карнавал

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события

Онлайн-экскурсия «Подвиг народа» в Музее Победы

2 января31 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies