Большой театр неразрывно связан с творческой жизнью Москвы, России, мира и русского искусства в целом. В Главархиве хранится множество документов о его создании и деятельности. В том числе материалы следствия московской полиции по большому пожару, который уничтожил старое здание театра.
История Большого театра началась в 1776 году, когда Екатерина II дала тогда еще частному театру князя Петра Урусова 10-летнюю привилегию на возможность ставить спектакли, организовывать балы и маскарады. Театр получил название Петровский в честь улицы Петровки, в начале которой он располагался.
Старая Москва часто горела. Пожары, происходившие повсеместно, были для деревянного города обычным делом. Театр тоже горел много раз. Согласно сохранившимся документам это происходило и в XVIII веке, и в середине XIX века.
Петровский театр стал каменным в 1825 году. В его строительстве принимали участие известные архитекторы Осип Бове и инженер-генерал-майор Лев Карбоньер, который также занимался возведением Манежа. В Главархиве столицы хранятся рапорты архитекторов, их сметные расчеты и другие документы. Исходя из финансового отчета комитета, учрежденного для отстройки театра, его возведение обошлось в огромную по тем временам сумму — почти два миллиона рублей. Тогда же театр стали называть «Большим» — новое здание в разы превышало по размеру предыдущие постройки.
В таком виде театр простоял почти 30 лет, до пожара 1853 года. Сохранившаяся выписка из следствия гласит: «Около 10 часов утра 11 марта 1853 года с каланчи Тверского частного дома, то есть отделения полиции Тверской части Москвы, был замечен сильный дым, выходящий из здания Императорского Большого театра. На место сразу же была отправлена пожарная команда». Однако прибывшие к театру пожарные не смогли потушить огонь. Возгорание началось внутри театра, и его убранство сгорело уже к двум часам дня. К счастью, соседние здания практически не пострадали от огня.
Предположительно, причиной пожара могла стать печная духовая труба, которая располагалась в стене чулана и выходила из печи, находившейся под сценой. Возгорание началось именно в этом помещении и быстро охватило декорации и занавес. Первым обнаружил пожар машинист театра Дмитрий Тимофеев. Он получил сильные ожоги, но успел поднять тревогу. Затем огонь поглотил остальные помещения.
Один из служащих в театре унтер-офицеров Дементий Каледа сумел вывести из здания впавших в панику девушек-учениц. Но несколько человек погибли в огне или при падении из окон в попытках спастись.
Случившийся пожар сильно обеспокоил тогдашнего московского генерал-губернатора Арсения Закревского. Согласно копии депеши, сохранившейся в Главархиве, он доложил о произошедшем Николаю I. В ответной телеграмме император запросил сведения о судьбе находившихся в здании людей, захотел узнать о пострадавших и погибших.
Сгоревший театр разобрали, началась реконструкция. К коронации императора Александра II в 1856 году его вновь восстановили и он открылся для зрителей.
Сегодня, как и много лет назад, Большой театр является символом русской культуры и традиционно собирает под своими сводами всех театралов мира.
Кубок «Москва – на волне»
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России