Никольская — одна из старейших улиц столицы. Она начинается от Красной площади и заканчивается на Лубянской. Московская торговля традиционно была сосредоточена в районе Китай-города, и Никольская улица была одним из ее центров. Земля здесь стоила дорого, зато гарантировала владельцу хороший доход.
В XVIII веке на Никольской находились кофейни, популярные у приезжих купцов. Гости пили кофе, обменивались новостями и читали газеты. Кстати, первую газету в России напечатали именно на этой улице. Чем еще она известна и мимо каких зданий нельзя проходить мимо, не рассмотрев их во всех деталях, — в материале mos.ru.
Никольская улица, дом 21
Одно из самых красивых и необычных зданий на Никольской — знаменитая аптека Феррейна. В 1890-е ее построил зодчий Адольф Эрихсон по заказу Владимира Феррейна, унаследовавшего фармацевтическое дело от отца Карла Феррейна. Владимир Карлович был талантливым бизнесменом. Лекарства в его аптеке готовились по особой технологии, работников Феррейн поощрял премиями по специальной системе, а еще прибегал к самым смелым рекламным ходам. Например, чтобы продвигать лекарства на медвежьем жире, предприниматель приобрел живого медведя, которого каждый день по его приказу водили на водопой к Никольскому фонтану на Лубянской площади.
В конце XIX века аптека Феррейна была самой большой в Европе. Роскошное четырехэтажное здание встречало посетителей хрустальными люстрами, высокими потолками с лепниной и прилавками из красного дерева. На второй этаж, где располагался рецептурный отдел, вела великолепная мраморная лестница. Десятки фармацевтов готовили в специальном помещении с вытяжкой разнообразные порошки, мази и растворы. Третий этаж занимала столовая для сотрудников, а четвертый — отдел хранения лекарственного сырья и прочие специализированные помещения. Эту и другие аптекарские лавки Товарищества В.К. Феррейна снабжали две плантации лекарственных растений. Одна из них располагалась в Крыму, а вторая была гораздо ближе — в Бутове, в семейной усадьбе Феррейнов.
У аптеки Феррейна очень необычная архитектура. Фасад, который выходит на Никольскую, выполнен в стиле неоренессанс: просторные окна, высокие колонны, украшенные статуями богини здоровья Гигиеи. Фасад с обратной стороны стилизован под средневековый замок с башней, на которой раньше располагались часы, установленные Владимиром Феррейном для удобства москвичей. В советское время в здании располагалась аптека № 1.
Никольская улица, дом 5/1, строение 3
Строить торговые ряды на Никольской начали в 1899 году, когда участок взяло в аренду Петербургское общество страхования. Изначально проект поручили архитектору Александру Латкову, но вскоре его сменил знаменитый мастер модерна Лев Кекушев. Помогал ему другой представитель этого направления, Сергей Шуцман.
Архитекторы постарались зарифмовать центральный купол здания с башней колокольни Заиконоспасского монастыря, расположенного неподалеку. Торговые ряды обладают яркими чертами модерна: плавные линии, лепные маскароны (горельефное изображение маски мифологического персонажа или мифического существа. — Прим. mos.ru) и маленькие колонны. Окна на каждом этаже имеют свою форму и отличаются по размеру. Внизу это огромные окна-витрины с дубовыми рамами, вверху — более скромные, но изящные проемы. В соответствии с канонами стиля строение не совсем симметрично (ближе к Красной площади расположен вход с единственным во всем здании балконом над ним). Не обошлось и без фирменных знаков Льва Кекушева, которые он размещал на всех своих творениях. Маски в виде львиных морд можно рассмотреть под верхним карнизом здания.
Уже через четыре года Никольские, или, как их еще называли, Иверские, торговые ряды начали работу. Арендовать здесь помещение могли себе позволить только очень состоятельные предприниматели. У каждого из восьми магазинов был собственный вход с Никольской, внутри располагались галереи, которые соединяли магазины.
Никольская улица, дом 17, строения 1, 2
У этого участка богатая история, которая берет начало в XVI веке: он в разное время принадлежал купцам, графам и предпринимателям. Здесь находились палаты, лавки и даже хоромы дипломатических посланников. Но, пожалуй, самый яркий период начался в 1870-х, когда здесь появилась гостиница «Славянский базар».
В то время на этом месте находилась усадьба, принадлежавшая Синодальной типографии. Ее арендовал Александр Пороховщиков — предприниматель, издатель и меценат. Он и придумал перестроить обветшалое здание и превратить его в современный гостинично-развлекательный комплекс с номерами, торговыми помещениями и концертно-лекционным залом. За проект взялся архитектор Роберт Гедике. В двухэтажной усадьбе появился еще один этаж и мансарда, а во внутреннем дворе — полукруглое помещение, которое изначально использовали под торговлю. Окончание строительства было приурочено к открытию Политехнической выставки 1872 года.
В 1873 году в комплексе появилась еще одна точка притяжения: австрийский архитектор Август Вебер переделал трехэтажную торговую площадку в просторный ресторан с высокой стеклянной крышей. «Славянский базар» славился поздними завтраками — их особенно ценили купцы, любившие завершать биржевые сделки за деловыми ланчами. Бывали здесь и деятели искусства: знатоки истории театра осведомлены, что именно здесь Владимир Немирович-Данченко и Константин Станиславский придумали Московский художественный театр.
В 1875 году архитекторы Андрей Гун и Павел Кудрявцев сделали в гостинице зал «Русская беседа», предназначенный для публичных лекции и собраний. Помещение оформили в стиле русского узорочья, украсили деревянной резьбой и изразцами. Зал стал центром общественной жизни Москвы, где выступали известные ученые и музыканты.
В советское время здесь располагались Московский театр оперетты, Театр юного зрителя, Театр комедии и другие. Сегодня в главном здании комплекса разместился Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского.
Никольская улица, дом 15, строение 1
Московский печатный двор — это первая в России типография, созданная еще при Иване Грозном. Первая датированная книга вышла из-под станка Печатного двора 1 марта 1564 года. Ее издателем стал Иван Федоров, дьякон кремлевской церкви Николы Гостунского. Первые же книги, не имевшие выходных данных, были напечатаны здесь еще в 1550-е. Первая газета, положившая начало русской периодической печати, вышла здесь же полтора века спустя, в 1703 году, по указу Петра I. В 1722-м типографию передали Святейшему синоду, и вплоть до 1917 года тут находилась Московская синодальная типография, одна из самых передовых в стране.
В начале XIX века Печатный двор пришлось разобрать из-за ветхости. Проект нового здания создал Иван Мироновский. Он выбрал модный в то время псевдоготический стиль. Фасад украсили солнечные часы, стрельчатые готические окна и башенки, витые колонны с замысловатым орнаментом, на фронтон был помещен двуглавый орел. С ворот предыдущего здания на фасад перенесли льва и единорога — геральдические символы власти.
Чтобы рассмотреть самую древнюю часть комплекса, так называемый теремок, нужно войти во двор. Подземный этаж здания относится к концу XV века, то есть в его основе лежит древнейшее гражданское строение Москвы.
После революции Синодальную типографию закрыли, затем там размещались архивные учреждения, а сейчас находится корпус Российского государственного гуманитарного университета.