От Манежной до Кудринской площади протянулась одна из старейших улиц Москвы — Большая Никитская. Ее древнейшая часть (от Манежной площади до Никитских Ворот) сформировалась в XV веке по трассе Волоцкой (Новгородской) дороги. При Иване III здесь располагался первый центральный орган управления столицей — Ямской двор. При Иване Грозном на левой стороне улицы была устроена Кисловская слобода (территория современных Кисловских переулков), жители которой заготавливали соленья для царского двора.
В конце XVI века здесь начинают возникать дворы знати. В 1582 году боярин Никита Романович Захарьин-Юрьев, дед царя Михаила Федоровича, основал Никитский монастырь у церкви Никиты Мученика. В честь него и получила свое название улица.
Большая Никитская улица, дом 54, строение 1
Похожий на боярский терем особняк купчихи Анны Лопатиной — один из самых ярких образцов русского стиля в Москве. Его фасад покрыт орнаментом, напоминающим народную вышивку крестом или вязанный на спицах жаккардовый узор — похожий можно встретить на свитере, варежках или носках.
Между полуциркульными окнами первого этажа расположены керамические изразцы с цветочными узорами. Они были выполнены в мастерской керамиста-технолога Семена Масленикова. Окна второго этажа венчают трехчастные кокошники. Здание облицовано керамикой, что было необычным решением для второй половины XIX века. Примечательна и кованая ограда, увитая орнаментом из цветов и завитушек.
Этот дом был построен в 1876 году по проекту Александра Каминского. Поскольку его владелица занималась поставками морепродуктов в московские рестораны, она изначально планировала возвести комплекс зданий — жилой дом, конторы, склады и постройку для холодильника. Однако Каминский предложил объединить все в одном здании: цокольный этаж отвели под хранилище, на первом этаже расположили конторы, а второй был поделен на помещения для сдачи в аренду. Там же располагались личные покои Лопатиной.
После революции 1917 года здесь были коммунальные квартиры. Мансардный третий этаж был надстроен в 1928 году — в нем расположили общежитие для большевиков-ветеранов. С 1963-го в здании располагается посольство Бразилии.
Большая Никитская улица, дом 19/13
Еще один яркий образец русского стиля — дом, в котором сегодня расположен Московский академический театр имени Владимира Маяковского. Здание возникло здесь еще в XVIII веке и принадлежало роду Стрешневых. Театральная история дома началась в конце XIX века, когда в нем открылся «Парадиз».
Немецкий актер и владелец антрепризы Георг Парадиз арендовал здание в 1885 году и перестроил его под театр. Реконструкцию сделали по проекту Константина Терского, а над фасадом поработал молодой Федор Шехтель. В создании интерьеров принимали участие художники Михаил Врубель, Виктор Васнецов и Василий Поленов. Здание из красного кирпича, похожее на резной терем, привлекало внимание горожан. В то время его венчала высокая шатровая крыша с узорчатым коньком и шпилями. Две боковые башенки имели навершия, которые сегодня, как и крыша, утрачены.
В 1893 году здание арендовал для своего театра антрепренер Яков Щукин, также известный как основатель сада «Эрмитаж». На сцене театра Я.В. Щукина выступали Сара Бернар, Эрнесто Росси, Элеонора Дузе и многие другие зарубежные звезды. А 1 мая 1899 года здесь сыграли «Чайку» всего для одного зрителя — автора пьесы Антона Чехова.
В 1922 году здание было передано Театру Революции, руководил которым Всеволод Мейерхольд. Имя Маяковского было присвоено театру в 1954 году.
Большая Никитская улица, дом 11/4, строение 1
Усадьба, построенная на Большой Никитской в начале XVIII века, почти 100 лет принадлежала дворянскому роду Колычевых. На рубеже XVIII и XIX веков деревянный дом на каменном фундаменте реконструировали по проекту неизвестного архитектора в духе классицизма. Трехэтажный дом соединили с боковыми флигелями арками: слева — ложной, справа — проходной. Входы в арки обрамляют ионические колонны (с капителью в виде завитка — волюты).
Центр фасадной композиции занимает увенчанный фронтоном портик с шестью колоннами коринфского ордера (с капителями в виде корзин с листьями аканта). Строгий фасад украшают медальоны с лепными женскими головками.
С 1809 года усадьба принадлежала Петру Бордакову, сподвижнику Александра Суворова, позже перешла племяннику великого полководца — генералу Андрею Горчакову. В 1856 году усадьба отошла к Московской синодальной конторе Святейшего правительствующего синода. Здесь расположились Синодальный хор и Московское синодальное училище церковного пения.
В конце XIX — начале XX века к зданию пристроили четырехэтажный дом по проекту Владимира Шера и концертный зал. Последний считался одним из лучших в Москве. После Октябрьской революции Синодальное училище преобразовали в Государственную народную хоровую академию. А с 1963 года здание занимает Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского.
Большая Никитская улица, дом 2 (бывший дом 6)
Одним из первых в Москве зданий, возведенных специально для музея, стало творение главного архитектора Московского университета Константина Быковского. Здание Зоологического музея было достроено в 1902 году.
Дом расположен на пересечении Большой Никитской с Никитским переулком. Архитектор уравновесил оба фасада, разместив полукруглый вход с двумя колоннами на срезанном углу здания. Стиль постройки можно определить как классицизм с элементами эклектики. Первый этаж декорирован рустом, обработанным в виде горизонтально вытянутых пирамидок.
Вдоль всего фасада, выходящего на Большую Никитскую, и части фасада со стороны Никитского переулка тянется лепной фриз в виде растительных гирлянд с головами баранов, зайцев, медведей, а также птицами и белками. Капители пилястр (плоские выступы стены, напоминающие колонны) над главным входом в здание украшают летучие мыши.
Со стороны Большой Никитской фасад украшен портиком из восьми колонн, капители которых стилизованы под коринфские. На капителях также можно рассмотреть головы животных. А полукруглые окна, расположенные между колоннами, украшает лепнина в виде тонконогих птиц — цапель или журавлей.
До 1953 года часть помещений музея была отдана под квартиры профессоров биологического факультета Московского университета. Частым гостем здесь был писатель и драматург Михаил Булгаков. Позже один из профессоров, Алексей Северцов, стал прототипом профессора Персикова, героя его повести «Роковые яйца». Также здесь гостили художники Василий Кандинский, Роберт Фальк и многие другие деятели искусства. Именно здесь Осип Мандельштам написал свое известное стихотворение, начинающееся строками:
Я скажу тебе с последней
Прямотой:
Все лишь бредни — шерри-бренди,
Ангел мой.
Большая Никитская улица, дом 5
Напротив Зоологического музея расположился еще один образец классицизма, более ранний. Дом Орловых — Мещерских был включен архитектором Матвеем Казаковым в альбом лучших частных зданий города.
С 1765 года он принадлежал младшему из братьев Орловых — графу Владимиру Григорьевичу. Здание дважды перестраивали: в 1792 году оно стало двухэтажным, а в 1799 году пригласили Матвея Казакова для капитальной перестройки. Во дворе между двумя ризалитами (выступающими частями здания) построили каменные двухэтажные «сени» — вестибюль с балконом. На него могли выходить разгоряченные танцами гости балов — такого на тот момент не было ни в одном доме в Москве.
Во время пожара 1812 года дом пострадал. В 1830-е годы его восстановлением и отделкой занимались Осип Бове и Сантино Кампиони, которые надстроили третий этаж. До революции домом владели князья Мещерские.
Со стороны Большой Никитской фасад дома симметричен. Он украшен портиком из четырех пилястр коринфского ордера. Между пилястрами расположены барельефы, изображающие античные сюжеты. По бокам от портика над окнами второго этажа красуются лепные гиппокампусы — морские лошади с рыбьим хвостом.
Большая Никитская улица, дом 56
Есть на Большой Никитской и образец модерна. Дом был построен в 1903 году для потомственной почетной гражданки Серафимы Красильщиковой.
Его возводили на участке, который в 1902 году выкупил банкир и предприниматель Яков Рекк. Он пригласил архитектора Густава Гельриха спроектировать двухэтажный особняк с жилым подвалом. Первый этаж дома должен был быть парадным, а второй — жилым. Красильщикова купила недостроенный дом и попросила переделать проект.
Фасад здания украшен лепниной в виде растений, цветов, листьев, лент и ниспадающих драпировок. Под карнизом можно разглядеть головы гепардов и мужские маски. В левой части фасада расположена арка входа, над которой красуется кованый орнамент. На втором этаже над входом расположился полукруглый эркер, который венчает небольшой купол, как бы покрытый чешуей. В правой части здания раньше располагался балкончик, который сегодня утрачен.
После революции 1917 года владелица здания эмигрировала, а в доме устроили коммунальные квартиры. В середине XX века его отдали посольству Египта. Сегодня там расположено посольство Мьянмы.