Одна из самых старинных улиц Москвы, Знаменка существует с XV века. Свое название она получила в XVI столетии в честь церкви Знамения Пресвятой Богородицы, которая до наших дней не сохранилась. В 1918 году Знаменку переименовали в Краснознаменную улицу, с 1925 года она носила имя военачальника Михаила Фрунзе. Историческое название вернулось к улице только в 1990 году.
Поначалу на Знаменке селились посадские торговые и ремесленные люди. Во времена Ивана Грозного здесь начали селиться высшие придворные чины. В XVII веке к улице примыкали дворы бояр Ивана Шуйского и Ивана Хованского, князя Ивана Долгорукова и других знатных людей, а в годы правления Петра I на Знаменке жили его сподвижники Никита Зотов и Афанасий Вяземский.
Улица Знаменка, дом 12/2, строение 3 (главный дом); Крестовоздвиженский переулок, дом 2, строение 2 (флигель)
Усадьба, в здании которой сегодня располагается Московская средняя специальная музыкальная школа имени Гнесиных, изначально была построена в стиле барокко. В начале XVIII века ее возвели для военачальника Петра Апраксина по проекту неизвестного иностранного архитектора.
В 1761 году усадьба перешла графу Роману Воронцову. При нем часть помещений арендовала театральная оперная труппа под руководством антрепренеров Джованни Бельмонти и Джузеппе Чинти. Спектакли показывали в специально возведенной деревянной пристройке.
Позже один из флигелей занял Знаменский оперный театр князя Петра Урусова и англичанина Майкла Меддокса. Публика полюбила его. Здесь можно было посмотреть итальянские и русские оперы. В 1780 году случилась трагедия — театр сгорел накануне спектакля. В это время уже велось строительство нового здания — Большого Петровского театра на Неглинке, куда вскоре переехала труппа. На этом месте с 1825 года стоит Большой театр, поэтому театр Урусова и Меддокса часто называют его предшественником.
Уцелев в пожаре 1812 года, усадьба вскоре изменила свой облик. В 1816 году ее приобрел полковник Николай Римский-Корсаков. При нем здание перестроили в стиле ампир, дополнив мезонином и восьмиколонным портиком ионического ордера. В 1825 году усадьбу купил тайный советник Сергей Гагарин. У него часто гостили Иван Тургенев, Николай Карамзин и Лев Толстой. Считается, что последний увековечил именно этот дом в романах «Война и мир» и «Анна Каренина».
С 1910 года здание занимали гимназии, после революции — Реввоенсовет. Позднее здесь снова находились школы. Музыкальная школа при институте имени Гнесиных располагается здесь с 1962 года.
Малый Знаменский переулок, дом 11/11, строение 1
Угловой двухэтажный дом в стиле эклектики на пересечении Знаменки и Малого Знаменского переулка появился в 1899 году. Архитектор Константин Буров, построивший его для купца Ивана Пономарева, постарался сделать оба его фасада интересными и разными. Сегодня, проходя мимо, невозможно не остановиться, чтобы хорошо их рассмотреть.
Угол дома срезан и на уровне второго этажа украшен причудливым эркером: вытянутое окно обрамляют пилястры (плоские выступы стены в виде колонн) и венчает фронтон (часть фасада, ограниченная скатами крыши и карнизом). Также над окном красуется лепнина в виде растений и цветов, маскарон и картуш (декоративные элементы в виде маски и свитка). Между первым и вторым этажами здания тянется фриз в виде меандра — известного древнегреческого геометрического орнамента. Окна фасада, выходящего на Знаменку, декорированы по-разному: на первом этаже они украшены лепниной в виде листа, на втором этаже — мужскими и женскими маскаронами.
Иван Пономарев прожил в доме всего год — в 1900-м он скончался. Спустя четыре года наследники продали особняк Григорию Арафелову. В 1913 году он поручил архитектору Аршаку Измирову перестроить старую усадьбу в Малом Знаменском переулке и присоединить ее к особняку. В треугольном фронтоне можно разглядеть монограмму Алаферова.
После 1917 года в здании располагались секции Коммунистической академии. Сейчас здесь находится Библиотека по естественным наукам Российской академии наук.
Улица Знаменка, дом 8/13, строение 1
На углу Знаменки и Староваганьковского переулка расположился дом в стиле модерн, который строили сразу два известных архитектора своего времени. В 1909 году супруги Шамшины заказали проект доходного дома Николаю Благовещенскому. Проект заказчикам понравился, но декор показался скучным, и они обратились к Федору Шехтелю. Сохранив объем и планировку Благовещенского, он полностью изменил оформление дома. Сегодня это здание считается одним из лучших его творений.
Шехтель украсил дом угловым полукруглым эркером в виде башенки. Он начинается с третьего этажа, как будто опираясь на полуколонну, расположенную ниже. Капитель колонны вырезана в виде листьев репейника. Венчает эркер ротонда. С угловым эркером сочетаются полукруглые на обоих фасадах. Первые два этажа дома облицованы штукатуркой, имитирующей камень, остальные — глазурованным кирпичом. Под карнизом тянется фриз с орнаментом в виде листьев.
Декоративное оформление подъезда дома и козырька над ним сохранилось до наших дней. Вход обрамляет арка, отделанная лепниной в виде виноградных гроздьев. Нижняя часть козырька украшена витражами — на них изображены струящиеся ленты. По бокам от входа висят янтарные фонарики. Ручки двери подъезда украшают головы хищных птиц.
Кстати, здание поражало не только внешним обликом, но и техническими новшествами: оно одним из первых в Москве было оснащено лифтом.
Улица Знаменка, дом 19
История, пожалуй, самого известного здания Знаменки начинается в конце XVII века, когда по заказу генерала Степана Апраксина здесь возвели усадьбу. Автором проекта, предположительно, был известный итальянский архитектор Франческо Кампорези, или Франц Иванович, как его звали в России. Считается, что Кампорези, приехав в Россию в 1782 году, занимался строительством в Москве, однако его работы почти не сохранились.
Во время войны 1812 года здание занял французский интендантский штаб. В доме квартировали граф Пьер Дарю и его кузен, юный Мари-Анри Бейль, в будущем известный как писатель Стендаль. Этот особняк Бейль упоминает в своих дневниковых записях, называя апраксинским дворцом. Здесь он наблюдал за пожаром, охватившим Москву, а также мучился от внезапно начавшейся сильной зубной боли.
С 1814 года в здании стала выступать труппа Императорского Московского театра. Здесь ставили комедии Дениса Фонвизина, Ивана Крылова и Жан-Батиста Мольера. Театр пользовался популярностью у москвичей, несмотря на то что летом в тесном зрительном зале было душно. Позднее он переехал в находящийся неподалеку дом Пашкова, а в здании на Знаменке еще долго выступали французские и итальянские труппы, а также крепостные актеры. Постановки посещали Александр Пушкин, Александр Герцен (его воспоминания об этом можно найти в «Былом и думах»), театровед Василий Яковлев и другие известные люди эпохи.
После смерти Апраксина тут разместили Александринский сиротский институт. Усадьбу переделали в стиле классицизм. На фронтоне появился двуглавый орел, а боковой фасад украсила композиция с фигурой богини Минервы, сделанной Иваном Витали. В середине XIX века институт преобразовали в Александринский кадетский корпус, а позже — в Александровское военное училище. Во время революции 1917 года оно было одним из центров сосредоточения юнкеров, которые оказывали сопротивление большевикам.
После революции здесь разместился Реввоенсовет, затем — Народный комиссариат обороны СССР. В 1944 году здание реконструировали по проекту архитекторов Михаила Посохина и Ашота Мндоянца. Дом достроили до пяти этажей, фасад украсили 12-колонным портиком. Его декорировали изображениями знамен, танков и символа советской власти — герба СССР (серп и молот на шаре Земли обрамляют пшеничные колосья, ниже расположено восходящее солнце, а венчает композицию пятиконечная звезда). Во время Великой Отечественной войны в здании работал маршал Георгий Жуков.
Кубок «Москва – на волне»
«Московская A Cappella». Победители 2024