Учись, студент: как в советском кино появился Шурик

25 января 2021
Культура

«Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» — эти фильмы в свое время побили рекорды кинопроката и остаются любимыми до сих пор. Эти шедевры Леонида Гайдая объединяет фигура Шурика — сначала студента, а затем ученого, инженера-изобретателя. В День студента предлагаем вспомнить, как был придуман этот образ. И, конечно, прогуляться по московским улицам, попавшим в кадр любимых комедий.

Кто такой Шурик

В 1965 году в советском кино появился абсолютно новый персонаж — студент Шурик. Новый не только в том смысле, что вышел первый фильм с этим героем, но еще и в том, что до этого безоговорочно положительных персонажей-студентов в советском кинематографе не было. Чаще всего их показывали эдакими стилягами, разгильдяями, в общем-то, бесполезными и бессмысленными. Простоватый, добрый и очень правильный Шурик сразу покорил советского зрителя: картина «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», состоящая из трех киноновелл, в течение двух лет била рекорды проката, а в 1967 году эстафету перенял ее сиквел — комедия «Кавказская пленница».

Кто же такой Шурик? Простой студент Политехнического института, который снимает комнату у сторожихи, «бабушки — божьего одуванчика», подрабатывает на стройке (новелла «Напарник»), попадает в нелепые, но романтические истории («Наваждение») и сражается с горе-грабителями склада («Операция “Ы”»). Шурик — очень обаятельный, скромный и вроде бы совершенно не умеет общаться с девушками, но все же знакомится с прекрасной Лидой (Наталья Селезнева). Не сказать, что он очень храбрый или сильный, но тем не менее побеждает злоумышленников Труса, Балбеса и Бывалого (Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов) и перевоспитывает алкоголика-тунеядца Федю (Алексей Смирнов).

Шурик на отлично сдает экзамены по физике и так же отлично разбирается в поэзии, олицетворяя собой компромисс в знаменитом споре физиков и лириков, разгоревшемся в начале оттепели. Спор завели в 1959 году на газетных страницах писатель Илья Эренбург и инженер Игорь Полетаев, а позже его подхватила вся советская молодежь. По всей стране кипели дискуссии: что первично — разум или чувство? Шурик не выбирает что-то одно: отложив конспекты, он читает симпатичной ему девушке стихи.

Разбитая на три новеллы «Операция “Ы”» — оммаж немым комедиям с Чарли Чаплином, Гарольдом Ллойдом и Бастером Китоном, особенно это заметно в новелле «Напарник»: Гайдай был большим поклонником великого универсала кино. Следующий фильм о Шурике — «Кавказская пленница» — тоже использует приемы немых голливудских комедий, хотя и в меньшей степени. Сюжет, конечно, известен всем: на летних каникулах Шурик отправляется в этнографическую экспедицию на Кавказ собирать местный фольклор и становится невольным соучастником похищения «спортсменки, комсомолки и просто красавицы» Нины.

Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Режиссер Л. Гайдай. 1966 год

В следующий раз мы увидим Шурика уже повзрослевшим, состоявшимся ученым и гениальным изобретателем. В фантастической комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Шурик впервые обретает полное имя — Александр Сергеевич Тимофеев — и предстает брюнетом, а не блондином. Как вспоминал актер Александр Демьяненко, перекрашивать от природы темные волосы для первых двух фильмов было для него настоящим наказанием — тогдашние красители сжигали кожу до волдырей.

Новый фильм Гайдая, как и предыдущие, имел оглушительный успех, «Иван Васильевич» стал лидером проката 1973 года. Правда, Шурик отходит в этой картине на второй план, уступая сцену управдому Ивану Васильевичу Бунше (Юрий Яковлев), вору Жоржу Милославскому (Леонид Куравлев) и их приключениям при дворе Ивана Грозного.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Режиссер Л. Гайдай. 1973 год

Выбор актера и первые съемки

Изначально героя будущих советских блокбастеров должны были звать Владиком Арьковым, а не Шуриком. Владика не пропустила цензура — во избежание ненужных ассоциаций с Владимиром Ильичом Лениным. Но Гайдаю было не принципиально, как назвать героя, главное — возможность присоединить к имени уменьшительно-ласкательный суффикс, подчеркивающий простоту и чудаковатость героя. Так Владик превратился в Шурика.

Во многом Шурик напоминает самого Гайдая: такой же застенчивый, скромный, в чем-то нелепый, но бесконечно добрый и всегда готовый прийти на помощь. Список потенциальных исполнителей роли был очень внушительным: Виталий Соломин, Евгений Жариков, Валерий Носик, Иван Бортник, Евгений Петросян, Александр Збруев, Олег Видов и еще несколько артистов. Велись переговоры даже с Андреем Мироновым. Но режиссера ни один из них не устроил, а устроил молодой актер Александр Демьяненко, работавший тогда в Ленинграде. Режиссер поехал в северную столицу, чтобы посмотреть на его игру, увидел и сразу понял — вот он, его Шурик. Актер согласился сразу. Позже Демьяненко вспоминал: прочитав сценарий «Операции “Ы”», он сразу понял, что этот фильм обречен на успех.

Кадр из фильма «Операция “Ы” и другие приключения Шурика». Режиссер Л. Гайдай. 1965 год

Съемки «Операции “Ы”» проходили в 1964–1965 годах в Москве, Ленинграде, Ялте и Одессе. 27 июля 1964-го на «Мосфильме» прошел первый съемочный день — снимали сцену «Во дворе милиции», в которой «гражданам алкоголикам, хулиганам, тунеядцам» раздают наряды. Кстати, Гайдай адаптировал для этого эпизода (а также для финального эпизода новеллы, который происходит в том же дворе) случай из собственной биографии. Когда в часть, где он служил в 1942 году, приехал военком, Леонид Иович вызывался вступить во все виды войск, которые тот перечислял. Тогда военком сказал: «Да подождите вы, Гайдай! Дайте огласить весь список».

Многие смешные сцены актеры придумывали прямо во время съемок. Например, идею с фальшивой кровью, которая оказывается красным вином, подсказал Юрий Никулин. Палец, засунутый в рот скелета, — тоже импровизация комика.

Осенью группа переехала в Одессу, там снимали эпизод «У дома Лиды» из новеллы «Наваждение», а также часть сцен на стройплощадке из первой новеллы. 12 декабря группа переместилась в Ленинград, где снимали третью новеллу, действие которой по сюжету разворачивается морозной зимой. Но ленинградская погода подкачала: снег навезли на 10 самосвалах, но он растаял до начала съемок. Пришлось использовать искусственный снег.

Свое название картина получила в январе на заседании худсовета, где смотрели отснятый материал. До этого планировалось назвать фильм «Несерьезные истории». Съемки закончились в начале апреля 1965 года, а в прокат будущий шедевр вышел в середине августа.

Шурик в Москве

Теперь посмотрим, какие московские места можно увидеть в фильмах о Шурике. В самой первой сцене «Операции “Ы”» герой ждет автобус под проливным дождем — это происходит около дома 5/2 на Комсомольском проспекте (на заднем плане можно рассмотреть кусочек храма Святителя Николая в Хамовниках). С передвижениями автобуса в следующем эпизоде происходят чудеса: он то в окрестностях Лужников, то на Комсомольском, то снова у Лужников.

Кадр из фильма «Операция “Ы” и другие приключения Шурика». Режиссер Л. Гайдай. 1965 год

Сложнее всего устроена география съемок стройки, где работает Шурик и прохлаждается Федя. Ее снимали в трех местах: на «Мосфильме», в московском Свиблове и... Одессе. В сценах, где прораб на крыше строящегося дома хвалится перед Федей достижениями СМУ, открывается панорама западной части района Свиблово. Зарисовку с носилками снимали на углу домов 3 и 5/2 по улице Седова, а вот обедают герои уже в Одессе.

Кадр из фильма «Операция “Ы” и другие приключения Шурика». Режиссер Л. Гайдай. 1965 год

В новелле «Наваждение» тоже есть московские виды. Политех, в котором учатся герои, — это Институт элементоорганических соединений имени А.Н. Несмеянова Российской академии наук, расположенный на улице Вавилова. Правда, аллея, которая в фильме ведет к институту, на самом деле расположена на территории «Мосфильма». Скульптура студента, в книгу которого заглядывает Шурик в поисках конспекта, находится у главного здания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. В трамвай Лида, Ира и Шурик садятся в 1-м Сельскохозяйственном проезде. Забыв Иру в трамвае и на ходу читая конспект, герои идут по площади Борьбы, а дорогу переходят уже неподалеку от МГУ.

Кадр из фильма «Операция “Ы” и другие приключения Шурика». Режиссер Л. Гайдай. 1965 год

В третьей части фильма — новелле «Операция “Ы”» — только одна московская локация. Это, конечно, Тишинский рынок, в фильме он называется Колхозным рынком. Здесь герой Вицина торгует кошками-копилками и плакатами с русалками, а герой Никулина — леденцами.

В «Кавказской пленнице» по понятным причинам Москвы нет, зато она появляется в «Иване Васильевиче». Живут Шурик, Зина, супруги Бунша и стоматолог Шпак в доме на Новокузнецкой улице, но у зрителя все время создается впечатление, будто дом находится на Новом Арбате (тогда — проспект Калинина). Помните, как Иван Грозный выходит на балкон и любуется Москвой? Мы видим панораму Москвы-реки, начало Кутузовского проспекта и Новоарбатский мост. А когда царь в следующий раз выходит на тот же балкон, мы видим знаменитые дома-книжки. Магазин радиотоваров, в который Шурик бежит за транзисторами, находится на Новокузнецкой улице. Столичных локаций в фильме не так много, потому что всю старую Москву, как известно, снимали в Ростовском кремле.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Режиссер Л. Гайдай. 1973 год

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru

Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

SUP-карнавал

SUP-карнавал

Ближайшие события
175₽ - Для взрослых

Основная экспозиция Музея космонавтики

23 сентября 202131 декабря 2025

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies