Открывшуюся в июле выставку «Фарфор в России: истоки и традиции» точно стоит посетить не только поклонникам декоративно-прикладного искусства XVIII–ХХ веков — она понравится всем ценителям прекрасного. В экспозиции представлены изделия российских и европейских фарфоровых мануфактур, произведения отдельных мастеров из собрания музея — не только посуда, но и мелкая пластика. Рассказ о самых интересных экспонатах — в совместном материале с агентством «Мосгортур».
Мальчиком Дмитрий Виноградов стал слушателем Славяно-греко-латинской академии в Москве. Там он сдружился с Михаилом Ломоносовым, который был старше своего однокашника на девять лет. Судьба свела двух будущих ученых надолго: после окончания академии друзья продолжили образование сначала в Петербурге, а затем в Германии.
Опираясь на полученные в Европе знания, оба в дальнейшем проявили себя как выдающиеся химики-технологи. Виноградов в 1747 году сумел получить фарфоровую смесь, чем приобщил Россию к узкому кругу стран, в которых тогда владели секретом состава «белого золота». Ломоносов, в свою очередь, стал новатором в области цветного стекла, смальты и мозаики. После смерти товарища он некоторое время возглавлял Невскую порцелиновую мануфактуру — первый в России фарфоровый завод, у истоков которого стоял Дмитрий Виноградов.
На выставке в «Царицыне» можно увидеть одно из первых произведений завода — сувенирное пасхальное яйцо, датированное 1744–1758 годами. Автором формы и росписи был Виноградов. Изобретатель русского фарфора много экспериментировал с температурой обжига, пигментами и искал новые цветовые решения. Созданные им оттенки розово-лилового и зеленого цветов, которыми расписано яйцо, стали отличительными особенностями русского фарфора XVIII века.
По времени создания близки к этому творению Виноградова чайница и декоративное яйцо, сделанное по рецептуре Ломоносова, — оба предмета относятся ко второй половине XVIII века.
В этом же разделе представлены современная копия виноградовского ставка (конфетницы) с крышкой — его датированный 1748 годом оригинал хранится в музее-усадьбе «Кусково». Рядом расположились расписные статуэтки Виноградова и Ломоносова, сделанные в 1969 году скульптором Глебом Садиковым. Образ создателя русского фарфора фантазийный — к сожалению, до нас не дошло ни одного прижизненного портрета ученого.
На выставке представлено множество предметов из сервизов, которые в разное время использовались русскими императорами и так или иначе задавали моду на фарфор в стране.
Вот, например, сервиз «Вседневный», сделанный по заказу Екатерины II на Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ). Судя по названию, он предназначался для повседневной сервировки императорского стола и использовался сначала в Зимнем дворце, а потом в Петергофе. В отличие от парадных, такие сервизы делали из менее качественной фарфоровой массы и украшали упрощенным декором: в цветовую гамму входило не более трех цветов, практически не было золочения.
Свое второе название — «С розанами» (так еще до начала XX века называли розы) — сервиз получил за то, что расписан крупными букетами цветов. Это дань цветочному декору старейшей на континенте Мейсенской мануфактуры, которая долгое время в производстве фарфора занимала ведущую позицию в Европе. Вариации этих екатерининских розанов потом очень часто украшали фарфор и фаянс — найти их можно даже на сервизах советского времени.
Довольно много предметов на выставке связано с именем Николая I. Так, вступив на престол, он подарил своей жене Александре Федоровне имение в Петергофе, известное впоследствии как собственная Ее Величества дача Александрия. Вскоре там появился Коттедж — псевдоготический дворец, возведенный шотландским архитектором Адамом Менеласом. Для этой резиденции в 1827–1829 годах мастера Императорского фарфорового завода создали сервиз «Коттеджный» в готическом вкусе. Все 530 предметов, составлявших сервиз, были украшены гербом Александрии — синим щитом с обнаженным мечом, пропущенным через венок белых роз.
Рыцарский герб для дачи Александры Федоровны придумал знаменитый поэт-романтик Василий Жуковский, который давал урожденной немецкой принцессе уроки русского языка. Герб появился в память о торжествах по случаю дня ее рождения, отмечавшегося в Потсдаме в июле 1829 года. В тот день в ее честь состоялись бал и рыцарский турнир, а площадь перед дворцом была убрана тысячами любимых императрицей белых роз.
Фарфоровый сервиз для императорской фамилии обязательно сопровождался комплектом посуды из хрусталя и столовым серебром, которые исполнялись в едином с ним стиле. К сервизу «Коттеджный» по заказу Николая I на Императорском стеклянном заводе изготовили утонченный хрустальный сервиз «Собственный».
Выставленная в одной витрине с ними десертная тарелка с изображением орденов Российской империи, хоть и была сделана на Императорском фарфоровом заводе в 1847 году, имеет английские корни.
В 1844 году Николай I официально посетил Англию, а год спустя королева Виктория в память об этом визите заказала на мануфактуре «Джон Роуз и К» десертный сервиз со знаками русских орденов. Подарок пришелся ко двору, и впоследствии предметы этого сервиза копировались на императорском заводе. При этом в России с конца XVIII века были свои сервизы, посвященные отечественным наградам. На выставке в одной витрине с английской версией представлена подстановочная тарелка из орденского сервиза с гербом в окружении цепи ордена Святого Андрея Первозванного.
Декораторы императорских сервизов XIX века часто обращались к историческим темам. В «Арабесковом» использовались мотивы фресок, обнаруженных на раскопках Помпей и Геркуланума, за которыми тогда следила вся Европа. «Готический» был создан на основе средневекового орнамента, а его цвета напоминают витражи готических соборов. Вдохновением для Кремлевского коронационного сервиза, который использовали несколько поколений русских монархов, послужило золотое с каменьями блюдо царя Алексея Михайловича из собрания Оружейной палаты. От столь чтимой в XVIII веке белизны фарфора тут не осталось и следа — ее скрыла сплошная позолота.
Большинство императорских сервизов делали на заказ, однако одним из любимейших оказался покупной «Корбиевский» — с рисунком из виноградных листьев, гроздьев и золотых побегов, а также уникальных для каждого предмета цветочных композиций в круглых медальонах. Окрестили его по имени Жерома Корбье — владельца магазина на Невском проспекте в Петербурге, где его купили в 1823 году накануне дня рождения Александры Федоровны, которая еще носила титул великой княжны. После праздника сервиз отправили в Царское Село для «употребления при Высочайших столах». В последующие годы его не раз доукомплектовывали и даже дополнили чайным сервизом аналогичного дизайна из чашек стаканчиками, блюдец и пирожковых тарелок.
Целый зал посвящен фарфору для русского чаепития. Предметы из чайных сервизов, изготовленных в XIX веке на мануфактурах Гарднера, Сафронова, Попова, Орлова, братьев Корниловых, перекликаются с инсталляцией полутора десятков доливных чайников для кипятка из Ликино-Дулева, которые стали символом русского чаепития уже в XX столетии.
На Руси чай начал распространяться во второй половине XVII века при царе Алексее Михайловиче, но по-настоящему популярным он стал лишь при Екатерине II, когда в аристократических кругах утвердился английский чайный этикет, который почти не отличался от кофейного. В других слоях общества чая толком не знали, потому что он был полностью привозным, а значит, очень дорогим товаром.
Революцию произвело московское и нижегородское купечество, которое занималось поставками чая для элиты. Постепенно они сами распробовали экзотический напиток и выработали отличную от английской купеческую традицию чаепития — за разговорами, подолгу и помногу. Со временем она распространилась на всю страну.
Классический английский чайный сервиз состоял из чайника, молочника, сахарницы и небольших чашек с блюдцами. Продолжительное купеческое чаевничание потребовало появления новых посудных форм. Так на столе появились трактирные доливные чайники большого размера, сухарницы, плошки для варенья, вазы для фруктов, блюда-поставцы для пирогов, пирожковые тарелки, самовар. Увеличились размеры чашек и глубина блюдец, которые стали использовать как пиалы.
Предметы роскошного купеческого стиля делались в основном на заводах вокруг Москвы. В этом круге тоже были свои сюрпризы. Например, на фабрике Попова долгое время не удавалось получить благородные кобальтовые оттенки. В итоге там нашли свой оттенок ярко-синего, который стал очень популярен. Наглядно сравнить аристократический кобальт и поповскую синеву можно на предметах одной витрины.
Общим для всех слоев русского общества чаепитие стало в XIX веке, когда додумались до ферментации иван-чая, ставшего напитком для бедных, а дачная культура конца столетия примирила купеческую традицию с аристократической.
В советское время было налажено собственное чайное производство в Грузии и Краснодарском крае, но традиция не исчезла. В послевоенное время в моду вошли большие заварочные чайники трактирного типа, аналогичные тем, что были популярны столетием ранее. Далеко не у каждой советской семьи был столовый сервиз для гостей, но чайный имелся практически в каждом доме.
Долгое время ориентиром для российских производителей фарфора оставалась Мейсенская мануфактура, поэтому на выставке хватает ее шедевров из царицынского собрания. Вот, например, миска из знаменитого сервиза «Красный дракон» (1730–1740) — одного из первых подносных сервизов, которые от имени саксонского курфюрста дарили членам королевских домов Европы. В свою очередь, модель «Садовники» в стиле рококо роднит с Россией тот факт, что один из ее создателей, скульптор Виктор-Мишель Асье (1736–1799), приходился прадедом по материнской линии композитору Петру Чайковскому.
Отдельная экспозиция, выполненная в виде уголка коллекционера, посвящена мелкой пластике. Здесь представлены табакерки, вазочки, чернильницы, а также скульптура, включая главный хит XIX века — фигурки, сделанные по мотивам гравюр из издания «Волшебный фонарь, или Зрелище С.-Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников», которое увидело свет в 1817 году.
Небольшая часть экспозиции демонстрирует фарфоровых птиц и обитателей подводного царства. Это отсылка к менажериям (от французского la menagerie — «зверинец») с экзотическими животными и «гротам Посейдона», которые устраивались в садах и парках XVII–XIX веков. Экспонат, мимо которого нельзя пройти, — масленка с крышкой в виде удивительно правдоподобного вареного рака, изготовленная в начале XX века на заводе Кузнецова.
Три века русского фарфора символически отражаются в сервизе «Цветы и музыка» выдающегося мастера современности Инны Олевской (родилась в 1940 году), которая прославилась и как скульптор, и как художник. Это фантазия на тему эмоционального родства поэзии и музыки, где повторяющимся мотивом выступают изображения роз. Создательнице сервиза удалось добиться интересного эффекта: более насыщенная у небольших предметов роспись Олевской воспринимается тем невесомее, чем крупнее посудная форма. Неслучайно этот реверанс «эпохе роз» — галантному XVIII веку — логически завершает выставку в «Царицыне».
«Московская A Cappella». Победители 2024
Кубок «Москва – на волне»