Царские сервизы и купеческие чайники. Гид по выставке «Фарфор в России»

10 августа 2020
Выставки

Открывшуюся в июле выставку «Фарфор в России: истоки и традиции» точно стоит посетить не только поклонникам декоративно-прикладного искусства XVIII–ХХ веков — она понравится всем ценителям прекрасного. В экспозиции представлены изделия российских и европейских фарфоровых мануфактур, произведения отдельных мастеров из собрания музея — не только посуда, но и мелкая пластика. Рассказ о самых интересных экспонатах — в совместном материале с агентством «Мосгортур».

«Белое золото» Виноградова

Мальчиком Дмитрий Виноградов стал слушателем Славяно-греко-латинской академии в Москве. Там он сдружился с Михаилом Ломоносовым, который был старше своего однокашника на девять лет. Судьба свела двух будущих ученых надолго: после окончания академии друзья продолжили образование сначала в Петербурге, а затем в Германии.

Опираясь на полученные в Европе знания, оба в дальнейшем проявили себя как выдающиеся химики-технологи. Виноградов в 1747 году сумел получить фарфоровую смесь, чем приобщил Россию к узкому кругу стран, в которых тогда владели секретом состава «белого золота». Ломоносов, в свою очередь, стал новатором в области цветного стекла, смальты и мозаики. После смерти товарища он некоторое время возглавлял Невскую порцелиновую мануфактуру — первый в России фарфоровый завод, у истоков которого стоял Дмитрий Виноградов.

На выставке в «Царицыне» можно увидеть одно из первых произведений завода — сувенирное пасхальное яйцо, датированное 1744–1758 годами. Автором формы и росписи был Виноградов. Изобретатель русского фарфора много экспериментировал с температурой обжига, пигментами и искал новые цветовые решения. Созданные им оттенки розово-лилового и зеленого цветов, которыми расписано яйцо, стали отличительными особенностями русского фарфора XVIII века.

Музей-заповедник «Царицыно»

По времени создания близки к этому творению Виноградова чайница и декоративное яйцо, сделанное по рецептуре Ломоносова, — оба предмета относятся ко второй половине XVIII века.

В этом же разделе представлены современная копия виноградовского ставка (конфетницы) с крышкой — его датированный 1748 годом оригинал хранится в музее-усадьбе «Кусково». Рядом расположились расписные статуэтки Виноградова и Ломоносова, сделанные в 1969 году скульптором Глебом Садиковым. Образ создателя русского фарфора фантазийный — к сожалению, до нас не дошло ни одного прижизненного портрета ученого.

Музей-заповедник «Царицыно»

Блеск императорских сервизов

На выставке представлено множество предметов из сервизов, которые в разное время использовались русскими императорами и так или иначе задавали моду на фарфор в стране.

Вот, например, сервиз «Вседневный», сделанный по заказу Екатерины II на Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ). Судя по названию, он предназначался для повседневной сервировки императорского стола и использовался сначала в Зимнем дворце, а потом в Петергофе. В отличие от парадных, такие сервизы делали из менее качественной фарфоровой массы и украшали упрощенным декором: в цветовую гамму входило не более трех цветов, практически не было золочения.

Свое второе название — «С розанами» (так еще до начала XX века называли розы) — сервиз получил за то, что расписан крупными букетами цветов. Это дань цветочному декору старейшей на континенте Мейсенской мануфактуры, которая долгое время в производстве фарфора занимала ведущую позицию в Европе. Вариации этих екатерининских розанов потом очень часто украшали фарфор и фаянс — найти их можно даже на сервизах советского времени.

Музей-заповедник «Царицыно»

Довольно много предметов на выставке связано с именем Николая I. Так, вступив на престол, он подарил своей жене Александре Федоровне имение в Петергофе, известное впоследствии как собственная Ее Величества дача Александрия. Вскоре там появился Коттедж — псевдоготический дворец, возведенный шотландским архитектором Адамом Менеласом. Для этой резиденции в 1827–1829 годах мастера Императорского фарфорового завода создали сервиз «Коттеджный» в готическом вкусе. Все 530 предметов, составлявших сервиз, были украшены гербом Александрии — синим щитом с обнаженным мечом, пропущенным через венок белых роз.

Музей-заповедник «Царицыно»

Рыцарский герб для дачи Александры Федоровны придумал знаменитый поэт-романтик Василий Жуковский, который давал урожденной немецкой принцессе уроки русского языка. Герб появился в память о торжествах по случаю дня ее рождения, отмечавшегося в Потсдаме в июле 1829 года. В тот день в ее честь состоялись бал и рыцарский турнир, а площадь перед дворцом была убрана тысячами любимых императрицей белых роз.

Фарфоровый сервиз для императорской фамилии обязательно сопровождался комплектом посуды из хрусталя и столовым серебром, которые исполнялись в едином с ним стиле. К сервизу «Коттеджный» по заказу Николая I на Императорском стеклянном заводе изготовили утонченный хрустальный сервиз «Собственный».

Музей-заповедник «Царицыно»

Выставленная в одной витрине с ними десертная тарелка с изображением орденов Российской империи, хоть и была сделана на Императорском фарфоровом заводе в 1847 году, имеет английские корни.

В 1844 году Николай I официально посетил Англию, а год спустя королева Виктория в память об этом визите заказала на мануфактуре «Джон Роуз и К» десертный сервиз со знаками русских орденов. Подарок пришелся ко двору, и впоследствии предметы этого сервиза копировались на императорском заводе. При этом в России с конца XVIII века были свои сервизы, посвященные отечественным наградам. На выставке в одной витрине с английской версией представлена подстановочная тарелка из орденского сервиза с гербом в окружении цепи ордена Святого Андрея Первозванного.

Музей-заповедник «Царицыно»

Декораторы императорских сервизов XIX века часто обращались к историческим темам. В «Арабесковом» использовались мотивы фресок, обнаруженных на раскопках Помпей и Геркуланума, за которыми тогда следила вся Европа. «Готический» был создан на основе средневекового орнамента, а его цвета напоминают витражи готических соборов. Вдохновением для Кремлевского коронационного сервиза, который использовали несколько поколений русских монархов, послужило золотое с каменьями блюдо царя Алексея Михайловича из собрания Оружейной палаты. От столь чтимой в XVIII веке белизны фарфора тут не осталось и следа — ее скрыла сплошная позолота.

Музей-заповедник «Царицыно»

Большинство императорских сервизов делали на заказ, однако одним из любимейших оказался покупной «Корбиевский» — с рисунком из виноградных листьев, гроздьев и золотых побегов, а также уникальных для каждого предмета цветочных композиций в круглых медальонах. Окрестили его по имени Жерома Корбье — владельца магазина на Невском проспекте в Петербурге, где его купили в 1823 году накануне дня рождения Александры Федоровны, которая еще носила титул великой княжны. После праздника сервиз отправили в Царское Село для «употребления при Высочайших столах». В последующие годы его не раз доукомплектовывали и даже дополнили чайным сервизом аналогичного дизайна из чашек стаканчиками, блюдец и пирожковых тарелок.

Музей-заповедник «Царицыно»

Русское чаепитие

Целый зал посвящен фарфору для русского чаепития. Предметы из чайных сервизов, изготовленных в XIX веке на мануфактурах Гарднера, Сафронова, Попова, Орлова, братьев Корниловых, перекликаются с инсталляцией полутора десятков доливных чайников для кипятка из Ликино-Дулева, которые стали символом русского чаепития уже в XX столетии.

Музей-заповедник «Царицыно»

На Руси чай начал распространяться во второй половине XVII века при царе Алексее Михайловиче, но по-настоящему популярным он стал лишь при Екатерине II, когда в аристократических кругах утвердился английский чайный этикет, который почти не отличался от кофейного. В других слоях общества чая толком не знали, потому что он был полностью привозным, а значит, очень дорогим товаром.

Революцию произвело московское и нижегородское купечество, которое занималось поставками чая для элиты. Постепенно они сами распробовали экзотический напиток и выработали отличную от английской купеческую традицию чаепития — за разговорами, подолгу и помногу. Со временем она распространилась на всю страну.

Классический английский чайный сервиз состоял из чайника, молочника, сахарницы и небольших чашек с блюдцами. Продолжительное купеческое чаевничание потребовало появления новых посудных форм. Так на столе появились трактирные доливные чайники большого размера, сухарницы, плошки для варенья, вазы для фруктов, блюда-поставцы для пирогов, пирожковые тарелки, самовар. Увеличились размеры чашек и глубина блюдец, которые стали использовать как пиалы.

Музей-заповедник «Царицыно»

Предметы роскошного купеческого стиля делались в основном на заводах вокруг Москвы. В этом круге тоже были свои сюрпризы. Например, на фабрике Попова долгое время не удавалось получить благородные кобальтовые оттенки. В итоге там нашли свой оттенок ярко-синего, который стал очень популярен. Наглядно сравнить аристократический кобальт и поповскую синеву можно на предметах одной витрины.

Общим для всех слоев русского общества чаепитие стало в XIX веке, когда додумались до ферментации иван-чая, ставшего напитком для бедных, а дачная культура конца столетия примирила купеческую традицию с аристократической.

В советское время было налажено собственное чайное производство в Грузии и Краснодарском крае, но традиция не исчезла. В послевоенное время в моду вошли большие заварочные чайники трактирного типа, аналогичные тем, что были популярны столетием ранее. Далеко не у каждой советской семьи был столовый сервиз для гостей, но чайный имелся практически в каждом доме.

Цветы Мейсена, вареный рак и другие фарфоровые чудеса

Долгое время ориентиром для российских производителей фарфора оставалась Мейсенская мануфактура, поэтому на выставке хватает ее шедевров из царицынского собрания. Вот, например, миска из знаменитого сервиза «Красный дракон» (1730–1740) — одного из первых подносных сервизов, которые от имени саксонского курфюрста дарили членам королевских домов Европы. В свою очередь, модель «Садовники» в стиле рококо роднит с Россией тот факт, что один из ее создателей, скульптор Виктор-Мишель Асье (1736–1799), приходился прадедом по материнской линии композитору Петру Чайковскому.

Музей-заповедник «Царицыно»

Отдельная экспозиция, выполненная в виде уголка коллекционера, посвящена мелкой пластике. Здесь представлены табакерки, вазочки, чернильницы, а также скульптура, включая главный хит XIX века — фигурки, сделанные по мотивам гравюр из издания «Волшебный фонарь, или Зрелище С.-Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников», которое увидело свет в 1817 году.

Музей-заповедник «Царицыно»

Небольшая часть экспозиции демонстрирует фарфоровых птиц и обитателей подводного царства. Это отсылка к менажериям (от французского la menagerie — «зверинец») с экзотическими животными и «гротам Посейдона», которые устраивались в садах и парках XVII–XIX веков. Экспонат, мимо которого нельзя пройти, — масленка с крышкой в виде удивительно правдоподобного вареного рака, изготовленная в начале XX века на заводе Кузнецова.

Музей-заповедник «Царицыно»

Три века русского фарфора символически отражаются в сервизе «Цветы и музыка» выдающегося мастера современности Инны Олевской (родилась в 1940 году), которая прославилась и как скульптор, и как художник. Это фантазия на тему эмоционального родства поэзии и музыки, где повторяющимся мотивом выступают изображения роз. Создательнице сервиза удалось добиться интересного эффекта: более насыщенная у небольших предметов роспись Олевской воспринимается тем невесомее, чем крупнее посудная форма. Неслучайно этот реверанс «эпохе роз» — галантному XVIII веку — логически завершает выставку в «Царицыне».

Музей-заповедник «Царицыно»

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru

Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря
Бесплатно

Театральное искусство для дошкольников в саду имени Баумана

22 января30 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies