«Тройка» мчится по стране: как билетную систему Москвы внедряют в регионах

7 марта 2023
Транспорт

Транспортная карта «Тройка» давно перестала быть в Москве просто проездным билетом. Сегодня ею можно оплачивать не только поездки на метро, МЦК, МЦД и наземном транспорте, а также на аэроэкспрессах и теплоходах, но и посещать музеи, канатную дорогу на Воробьевых горах и даже Московский зоопарк. Она используется и как персональный ключ к пунктам проката «Велобайк». А в 2020 году московская транспортная карта шагнула за пределы столицы. Сегодня «Тройку» используют в Тульской и Томской областях, республиках Алтай и Тыва, в Пермском, Ставропольском, Хабаровском крае и других регионах.

«Билетная система Москвы крупнейшая после Китая, она представлена более чем в 25 регионах России и доступна для 30 миллионов человек. С ее помощью можно быстро и удобно оплачивать проезд в городском транспорте не только Москвы, но и других городов. По поручению Сергея Собянина мы готовы и дальше делиться опытом и помогать запускать самые современные сервисы по всей стране. Благодарим правительства регионов, которые выбирают московский инновационный подход к развитию технологий и билетной системы и заботятся о своих жителях», — подчеркнул заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

Комфортные поездки между городами

Билетную систему на базе московской карты «Тройка» для других регионов России разработала ИТ-компания «СберТройка». Она была создана Правительством Москвы, Правительством Московской области и Сбером для того, чтобы в перспективе сделать перемещение между регионами и внутри регионов комфортным и бесшовным, по единому билетному носителю. Карта, купленная в Ставрополе или Кызыле, будет работать как в Москве, так и в других городах, где используется «Тройка».

«Москва накопила большой опыт в развитии билетных систем. “Тройка” — это электронная карта, которую можно пополнять и использовать в любом городском транспорте. Билетная система на базе “Тройки” завоевала множество национальных и международных наград, стала популярной у москвичей. Мы решили тиражировать билетную систему в регионы России и тем самым внедрить московские технологии на территории всей страны. При этом мы делимся своими опытом и наработками бесплатно», — рассказала Валерия Матюхина, генеральный директор компании «СберТройка».

Валерия Матюхина

В субъектах России внедряется инновационная билетная система, которая в зависимости от региона принимает оплату проезда картой «Тройка», банковскими картами, наличными, льготными картами и картой «Мир», к которой привязаны льготы. Кстати, совершать поездки с помощью столичной карты в части регионов дешевле: с ней доступен более выгодный тариф.

В Тульской области (именно этот регион был первопроходцем в 2020 году), например, внедрили билетную систему с картой «Тройка», потому что местные жители часто приезжают в Москву. Так, они могут сесть в Туле на автобус, сделать пересадку с него на электричку до Москвы, а в столице спуститься в метро, доехать до «Баррикадной» и посетить Московский зоопарк — и каждый раз для оплаты потребуется только «Тройка». На сегодняшний день у карты «Тройка» самый выгодный тариф в Тульской области.

Зачем же этот проект был нужен городу и в чем его польза для москвичей? Благодаря экспансии столичной билетной системы москвичам стало проще и удобнее путешествовать по стране. В частности, перед поездкой в регионы, где уже работает «Тройка», им не приходится изучать особенности оплаты проезда, заблаговременно снимать наличные, пробираться к кондуктору, чтобы приобрести бумажный билет.

Единая карта и удобные сервисы вместо одноразовых билетов

Благодаря появлению в регионах билетной системы на базе «Тройки» одноразовые бумажные билетики, невозможность оплатить проезд банковской картой и очереди на вход в общественный транспорт остаются в прошлом. Это позволило сделать поездки более комфортными и для местных жителей, даже для тех, кто нечасто пользуется городским транспортом.

«Жителям регионов больше не нужно каждый раз покупать отдельные билеты на автобус, трамвай, пригородные поезда. Достаточно захватить с собой банковскую или льготную карту. При желании можно расплатиться наличными. В Санкт-Петербурге доступна технология оплаты проезда с помощью QR-кода (его предъявляют вместо билета)», — отметила Валерия Матюхина.

Если в регионе работает «Тройка», ее баланс легко пополнить. Это можно сделать в мобильных приложениях «Метро Москвы», «Московский транспорт» и «Сбербанк онлайн», а также в банкоматах Сбера, где присутствует функция NFC. Средства хранятся на карте в течение пяти лет с момента последнего применения. Функция автоплатежа не позволит вдруг оказаться у турникета с нулевым балансом. В мобильных приложениях «Метро Москвы» и «Московский транспорт» хранятся данные о поездках по карте «Тройка», а в личном кабинете на сайте «СберТройки» можно изучить свои передвижения по банковским и льготным картам. Таким образом, жители регионов получают возможность пользоваться новейшими московскими сервисами.

Льготы можно привязать к транспортной или банковской картам, в том числе к карте «Мир». В некоторых регионах можно настроить автоматическое продление льгот. Бумажные социальные проездные ушли в прошлое, что позволило сократить затраты на их выпуск, например, в Саратовской области в общей сложности на 35 миллионов рублей в год. Если же в регионе действуют собственные единые льготные карты, их можно перенести в новую билетную систему при наличии технологических данных.

В регионах, где уже внедрили «Тройку», к валидаторам также можно прикладывать альтернативные проездные: брелоки, браслеты, жетоны, вкладыши и наклейки.

Выигрывают от этого не только пассажиры. К системе могут подключиться как муниципальные, так и коммерческие перевозчики. Все они получают современное оборудование и программное обеспечение, которые позволяют производить быстрые автоматизированные расчеты, предоставляют инновационную систему аналитики, сообщают о случаях безбилетного проезда. Оборудование предоставляется компанией «СберТройка» бесплатно в рамках сервиса.

А местные власти смогли оптимизировать затраты на билетную систему в транспорте примерно на 40 процентов. Им стало удобнее анализировать пассажиропотоки в регионе. Прозрачность платежей в транспорте выросла до 70 процентов.

Быстрая и удобная: как изменилась билетная система столицы в 2022 годуПассажиры городского транспорта смогут замораживать годовые абонементы на 14 днейИспользуй гаджет: на всех станциях БКЛ метро будет новый способ оплаты проезда

Индивидуальный подход к каждому региону

Запуск инновационной системы в транспортном комплексе другого региона — многоступенчатый процесс, который требует тщательной проработки. Он занимает от двух недель до нескольких месяцев. Над проектом трудится целая команда: менеджеры, разработчики, аналитики, тестировщики, маркетологи и другие специалисты. Работа начинается с планирования и разработки индивидуального решения.

«В каждом регионе следует учитывать его особенности: размеры территории, количество маршрутов, виды городского транспорта. Еще важно, присутствует ли там своя льготная карта или нет. Также мы изучаем местное оборудование: если оно не соответствует современным требованиям, в регион поставляют новые валидаторы и терминалы. После специалисты приступают к поэтапному тестированию и уже к самому запуску», — пояснила Валерия Матюхина.

Обслуживанием и дальнейшей модернизацией билетной системы тоже занимается компания «СберТройка».

От Подмосковья и Тулы до Хабаровского края

Первым регионом, где начали использовать «Тройку» после Подмосковья, в 2020 году стала Тульская область. Но цель кампании — обеспечить удобство передвижения не только для соседей столицы, но и для пассажиров по всей стране.

Сегодня московская билетная система представлена более чем в 25 регионах России, ее преимущества доступны для 30 миллионов человек по всей стране. Систему уже внедрили в Воронежской, Курской, Новосибирской, Орловской, Ростовской областях, в Пермском, Ставропольском и Хабаровском крае, в Республике Алтай. «Тройка» даже успела подобраться к полярному кругу: систему запустили в Новом Уренгое в Ямало-Ненецком автономном округе. А в начале марта билетную систему на базе «Тройки» запустили в Удмуртии: в городах Ижевске, Сарапуле, Можге и селе Завьялово.

Если в регионе внедряют и систему, и московский проездной, к запуску приурочивают выпуск тематических карт «Тройка». Например, для Пермского края разработали карту с изображением бурого медведя — символа Сибири. В Ростовской области выпустили карту с изображением тачанки-ростовчанки — памятника в Ростове-на-Дону, посвященного Первой конной армии в годы Гражданской войны.

«У нас даже появилось такое понятие, как “Тройка”-туризм: люди стали посещать другие города, чтобы приобрести местную карту с уникальным дизайном», — поделилась Валерия Матюхина.

Карта «Тройка» востребована у пассажиров в регионах. Лидером среди субъектов Российской Федерации по количеству поездок, совершенных по московскому проездному (не считая Московской области), стала Тульская область — только за 2022 год там совершили почти четыре миллиона поездок. Также в топ-3 попали Орел и Комсомольск-на-Амуре.

Ожидается, что в ближайшие три — пять лет платежи в сфере пассажирских перевозок в автобусах, трамваях, троллейбусах и электричках по всей стране будут цифровизированы. И в будущем карта «Тройка» сможет превратиться из московского проездного в единый билетный носитель для всей России.

Сергей Собянин: Без турникетов наземный транспорт стал ходить быстрее и чащеПервая тысяча карт «Тройка» с отечественным чипом поступила в кассы метроКарта «Тройка» будет работать в Ленинградской области и Хабаровском краеНе только поездки: как карта «Тройка» помогает получать скидки и бонусы

Источник: mos.ru

Поделиться
SUP-карнавал

SUP-карнавал

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события

«Дама с камелиями» в Театре на Трубной

6 сентября26 октября

«Подвиг народа» в Музее Победы

2 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies