Трогательная пьеса, искренняя игра. Смотрим «Замужнюю невесту» в Театре имени Моссовета

3 марта
Культура

В Государственном академическом театре имени Моссовета, на камерной сцене «Под крышей», представили комедию положений «Замужняя невеста» в постановке художественного руководителя Евгения Марчелли. О том, как проходила работа над спектаклем и как появилась идея его создания, — в материале mos.ru.

Пьеса, где все одиноки

В основу постановки легла пьеса «Своя семья, или Замужняя невеста» трех авторов — Александра Шаховского, Николая Хмельницкого и Александра Грибоедова (последнему, правда, принадлежит только пять сцен второго действия). Написанная в 1817 году, она в духе своего времени иллюстрирует жизнь дворян со всеми их предубеждениями, порой не имеющими отношения к реальности.

Сюжет прост, но за ним интересно следить. Помещица Варвара Саввишна Вельдюзева зовет в гости тетушку, братьев и сестер, чтобы прочитать им письмо от племянника — живущего в другом городе молодого гусара Любима. Тот сообщает, что до безумия влюбился (причем взаимно), и просит дать благословение на свадьбу. Его избранница, пишет он, — сирота Наташа, воспитанница богатой графини.

Родственники против: одни обеспокоены, что девушка не слишком умна, другие — что корыстна, третьи — что расточительна. Однако они не подозревают, что Любим обманул их и уже успел связать себя узами брака. Желая поменять мнение упрямого семейства, молодой паре придется прибегнуть к хитрости.

Режиссер Евгений Марчелли подчеркивает: то, что первой премьерой в Год семьи стала постановка о семье, — отличное совпадение. И сама пьеса, по его мнению, далеко не так проста, как может показаться.

«В этой семье все одиноки, ни у кого нет по-настоящему близкого человека. Нет ни мужей, ни жен — все умерли. Даже у племянника, единственного молодого человека, нет родителей. Но тем не менее это семья, им надо учиться понимать друг друга. Мне кажется, это идеальный спектакль для семейного просмотра — и очень нежная пьеса», — отмечает режиссер.

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Главная в семье

Участники труппы сами предложили Марчелли поставить эту пьесу — более того, у них уже были кое-какие наработки и распределенные роли. Премьеру «Замужней невесты» приурочили к юбилею заслуженной артистки России Марии Кнушевицкой, которая в ноябре 2023-го отметила 90-летие. Ей самой досталась роль Матрены Карповны Звонкиной, добродушной помещицы, не лишенной чувства юмора.

Именно от мнения ее героини в этой семье зависит если не все, то очень многое.

«В те времена еще немного сохранялся домострой, когда слово старшего имело значение. И я желаю того же современным семьям — это помогло бы им стать крепче», — говорит актриса.

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Вместе с ней на сцене представители нескольких поколений артистов. В спектакле задействованы заслуженные артисты России Валентина Карева и Александр Бобровский, а также Лариса Наумкина, Олег Кузнецов, Татьяна Родионова, Марина Кондратьева, Сергей Зотов, Павел Усачев и другие. Екатерина Девкина перевоплотилась в Наташу, молодую жену Любима: именно этой героине выпадает самое сложное — хладнокровно очаровать каждого члена семьи. Однако в финале она впадает в неожиданную и даже по-своему забавную истерику, рыдая и пытаясь доказать, что она совсем не притворялась, и в ее словах — ни грамма фальши.

«Когда ее обвиняют в том, что однажды она сможет точно так же обмануть своего довольно простодушного мужа, у нее не хватает сил спокойно и дипломатично ответить на это, поэтому она не выдерживает. Но даже истерика Наташи — искренняя, как и ее игра», — считает режиссер.

Историческая достоверность

Евгений Марчелли уверен: проблема взаимопонимания между поколениями, затронутая в сюжете, актуальна во все времена. Он не стал переносить действие в наше время — оставил XIX век. Отсылают к нему прежде всего костюмы, которые создал художник Андрей Климов. Главное, подчеркивает он, — историческая достоверность. Каждый бант и каждая лента — все соответствует эпохе до мельчайших подробностей.

«Мы использовали антикварные воротнички, которые я купил уже давно, — они лежали и ждали своего часа вместе со старинными брошками. Еще мы приобрели натуральные ткани и кружева. Все костюмы сделаны в единой коричневой цветовой гамме — по фасонам, которые предпочитали модники того времени», — отмечает Андрей Климов.

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Кринолины для спектакля создал Антон Приймак, коллекционер старинного белья, специалист в области исторического модного силуэта в женском костюме XIX века. Заполучить их — большая удача: его вещи представлены сейчас в лучших отечественных и зарубежных музеях, их показывают на выставках по всему миру.

Обувь, в которой появляются артисты, тоже аутентичная. Несмотря на то что у зрителей нет возможности рассмотреть ее поближе, Андрей Климов настоял на полном соответствии с модой XIX века. Художник добавил: «Если бы мы захотели снять фильм, то запросто могли бы снимать обувь крупным планом — историкам было бы не к чему придраться».

А вот сценографией занялся сам режиссер. Из декораций только деревянный обеденный стол с разнообразными яствами да рояль, на котором играет руководитель оркестра Театра имени Моссовета Матвей Костолевский. Минималистичная обстановка акцентирует внимание на главном — сюжете. Фоном для событий также служат окна сцены «Под крышей», которые впервые открыли именно для этой постановки.

В следующий раз спектакль покажут 17 и 31 марта, 7 и 14 апреля.

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
SUP-карнавал

SUP-карнавал

Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

Ближайшие события
Бесплатно

Театральное искусство для дошкольников в саду имени Баумана

22 января30 декабря

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies