Трижды рекордсмены: как московские саксофонисты покорили жюри конкурса имени Адольфа Сакса в Бельгии

29 ноября 2023
Культура

Воспитанники московских школ искусств и творческих колледжей — одни из самых талантливых в мире. За последний учебный год они завоевали 27 тысяч наград разного уровня. При этом каждый второй был участником международных конкурсов и фестивалей.

Еще один повод для гордости — победа саксофониста Дмитрия Пинчука, студента Московского государственного колледжа музыкального исполнительства (МГКМИ) имени Ф. Шопена, на восьмом Международном конкурсе имени Адольфа Сакса в Динане (Бельгия). Лауреатами смотра стали еще два представителя этого учебного заведения — Михаил Казаков (третье место) и Владимир Пецкус (шестое место). Все музыканты — воспитанники именитого саксофониста и педагога Никиты Зимина, который и сам выигрывал это соревнование.

Московские саксофонисты установили тройной рекорд: впервые этот престижный конкурс выиграл такой юный музыкант — Дмитрию Пинчуку всего 17 лет, впервые трое из шести финалистов представляли одну страну и впервые в финал попали трое учеников одного педагога.

Саксофонная «олимпиада»

Конкурс среди саксофонистов проходит раз в четыре года в бельгийском Динане — на родине изобретателя этого духового инструмента Адольфа Сакса. С 31 октября по 11 ноября за звание лучших исполнителей боролись и московские музыканты, отстаивая честь русской саксофонной школы. В результате у наших саксофонистов — победа и два призовых места. Кроме россиян, в финал вышли два представителя Японии и итальянец.

«Самое яркое впечатление — когда мы втроем вышли в финал. Брала гордость за нашего преподавателя, колледж и всю страну. Мы были уверены в своих музыкальных возможностях и подготовке, но понимали, что выйти в финал всем троим может быть очень непросто», — рассказывает выпускник колледжа Михаил Казаков, занявший третье место на конкурсе.

Михаил Казаков

По словам Никиты Зимина, преподавателя МГКМИ имени Ф. Шопена и наставника юных саксофонистов, традиции и внутренняя политика конкурса оказались сильнее всех внешних обстоятельств.

«Не было никакого давления, ребятам дали высказаться в финале, за что мы очень благодарны. Организаторы показали, что главное для конкурса — вектор на творчество и на музыку», — подчеркивает педагог.

Финал проходил в кафедральном соборе Динана. Участники представляли на суд жюри и публики два произведения продолжительностью 40 минут: один из пяти концертов для саксофона (на выбор) и произведение бельгийского композитора Дирка Броссе, специально написанное для конкурса. Он сидел в жюри и лучшим интерпретатором выбрал Дмитрия Пинчука — кроме победы, молодой человек увез с собой еще и специальный приз финала.

«Финал стал для меня самым легким этапом, я не переживал вообще. Потому что для меня это был уже концерт, а не конкурс. Я чувствовал себя намного свободнее, чем в отборочных турах. Тогда мы играли в аудитории культурного центра, где ощущается конкурсная атмосфера», — говорит Дмитрий Пинчук.

На пути к вершине

О том, что поедут в Динан, музыканты узнали в мае этого года, после того как жюри путем слепого прослушивания отобрало 96 счастливчиков среди 256 заявок из 19 стран. На заочный этап все участники высылали записи с исполнением двух произведений: первой части Сонаты для альт-саксофона и фортепиано Дэвида Масланка и третьей части Концертино Жанин Руфф.

В Бельгии финалистам предстояло пройти два тура, чтобы добраться до финала. В первом музыканты играли три произведения общей продолжительностью 20 минут: транскрипции произведений Георга Филиппа Телемана и написанное для конкурса сочинение Жан-Дени Миша, современного французского композитора и саксофониста.

По его итогам во второй тур прошли лишь 18 участников, и там они уже представляли 40-минутную программу. Ее обязательной частью было произведение «Импульс» (Impetus) современного словенского композитора Нины Шенк. Она состояла в жюри, и по ее решению именно Михаил Казаков получил специальный приз за лучшее исполнение.

Не обошлось и без сложностей: концертмейстер, с которым готовили программу Дмитрий Пинчук и Владимир Пецкус, не смог поехать в Бельгию. Музыкантам пришлось за неделю до конкурса просить у организаторов о возможности сыграть со штатными концертмейстерами. К счастью, они вошли в положение и обоим участникам аккомпанировали достойные профессионалы.

Кроме победителя и лауреатов, в очном этапе конкурса принимали участие еще два ученика Никиты Зимина — выпускники колледжа Анастасия Коняева и Гиорги Джишкариани, но они не смогли пройти в финал.

Музыка, за которой стоят традиции: педагоги и ученики школ искусств Москвы — о фольклорном направлении«Игра на саксофоне — это физика и математика»: интервью с победителями Дельфийских игр

Уникальный преподаватель и его методика

Никита Зимин, воспитавший талантливых саксофонистов, преподает в МГКМИ имени Ф. Шопена с 2015 года. Будучи выпускником Российской академии музыки имени Гнесиных и Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца, он и сам не раз выигрывал международные конкурсы, включая конкурс имени Адольфа Сакса. В 2010 году Никита Зимин стал его лауреатом, заняв второе место, а уже в 2014-м приехал, чтобы победить.

«Личный пример преподавателя — это лучшая технология для успешного воспитания юных музыкантов. Никита Зимин абсолютно уникальный наставник: он активный музыкант, известный в мире исполнитель», — говорит Елена Гудова, директор МГКМИ имени Ф. Шопена.

Елена Гудова

В этом году именитый педагог не только привез на конкурс своих учеников, но и стал членом жюри, о чем, по правилам конкурса, он не мог сообщать своим студентам — они узнали об этом только в Динане.

Свой успешный опыт музыкант теперь применяет в подготовке юных талантов. В методике преподавания Никита Зимин соединяет демократичную дружественную атмосферу и внеклассные мероприятия со строгой профессиональной дисциплиной. Такой подход приносит свои плоды.

Рецепт педагогического успеха Никиты Зимина — возможность приглашать на обучение лучших юных музыкантов из разных уголков России, куда он приезжает с концертами и мастер-классами в качестве президента Евразийской ассоциации саксофонистов, а еще богатый личный опыт участия в многочисленных конкурсах.

«Я рос на конкурсах как музыкант, знаю их изнутри. Понимаю, в каком эмоциональном состоянии находятся участники и как нужно готовиться. Ребята все делают сами, я их только корректирую», — рассказывает Никита Зимин.

Никита Зимин

Кроме того, педагог учит студентов не только филигранно исполнять чужие произведения, но и вносить свой вклад в развитие саксофонной музыки. Вместе они делают транскрипции произведений мировой классики, перекладывая скрипичную или фортепианную музыку для саксофона.

«Это помогает рекламировать академический саксофон, а также расширять свой репертуар. Я думаю, такое стремление есть у многих музыкантов. Это здорово, когда ты можешь адаптировать шедевры мировой классики для игры на своем инструменте. И конечно, хочется соответствовать уровню своего преподавателя, это тоже мотивирует», — делится Владимир Пецкус.

Не останавливаться на достигнутом

После триумфального выступления в Динане молодые люди уже думают о будущих конкурсах и концертах, понимая, что успех в Бельгии хоть и останется навсегда важной частью биографии, но нужно развиваться дальше.

Так, 21-летний Михаил Казаков, который уже выпустился из колледжа и учится на заочном отделении Версальской консерватории, планирует активно выступать с концертами.

«Мы были бы очень рады показать возможности академического саксофона на больших сценах в Москве, в России и по всему миру. Наша цель — популяризовать этот инструмент. Возможно, нам это удастся и через какое-то время репертуар саксофонной музыки станет настолько богат, что не нужно будет больше делать переложения», — говорит музыкант.

19-летний Владимир Пецкус, студент выпускного курса колледжа, достигнув мастерства, пробует сочинять собственные произведения. После Динана он приступил к подготовке к весеннему конкурсу Andorra Sax Fest — своего рода чемпионату мира среди саксофонистов. На этот раз музыкант планирует исполнить там свое же произведение.

Владимир Пецкус

А победитель конкурса Дмитрий Пинчук сейчас учится на третьем курсе колледжа. У него в планах — новые победы в конкурсах и концертные выступления, в том числе в составе квартета, организованного Никитой Зиминым.

«У нас на глазах создается история. Эти музыканты не только растут над собой, они поднимают планку российской исполнительской школы. У них это получается, потому что они любят свой инструмент. И конечно, добиться таких успехов было невозможно без личной ответственности и высочайшего уровня самодисциплины каждого из учеников», — резюмирует Елена Гудова.

Жить искусством: лауреаты конкурса грантов Мэра Москвы — о творчестве и упорном трудеБолее шести тысяч педагогов занимаются творческим развитием юных москвичей«Думать о музыке, а не о нотах». Заслуженная артистка России Светлана Парамонова — о творчестве и работе с детьми

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
SUP-карнавал

SUP-карнавал

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события

«Во имя промысла. Художественные промыслы России. Имена XX века» во Всероссийском музее декоративного искусства

26 октября 202320 октября 2024

«Секреты мастерства» во Всероссийском музее декоративного искусства

26 октября 202320 октября 2024


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies