Во дворце царя Алексея Михайловича, который находится в музее-заповеднике «Коломенское», открылась выставка «Три века русской елки». Почти тысячу экспонатов предоставили из 16 государственных коллекций и шести частных собраний.
Праздновать наступление нового года 1 января в России — сравнительно новая традиция: ей немногим больше 300 лет. До этого было в ходу совсем другое летоисчисление, а сам праздник был иным. О том, как отмечали Новый год до и после начала XVIII века, рассказывает куратор выставки и историк Наталья Полонникова.
Россия, далекое прошлое. 19 декабря 7208 года. Император Петр I только что подписал указ о переводе страны на новое летоисчисление. Отныне новый год будет наступать 1 января. Люди, встретившие 7208-й чуть больше трех месяцев назад, 1 сентября, были в недоумении. Какой год наступает? 7209-й? Нет, 1700-й от Рождества Христова, как в Европе. Синхронизация должна была помочь стране наладить внешнеполитические и торговые связи.
Об этих временах сегодня напоминает не только подписанный Петром I указ № 1736 «О праздновании Нового года», но и собственноручная запись государя в походной тетради от 19 декабря 1699 года, которая была обнаружена во время подготовки выставки.
«О Новом годе внесть, где пристойно. Сего генваря перваго дни начать Новой год, праздновать 1 генваря, которой пред сим отправляли сентября 1», — гласит текст. На левом поле есть пометка другой рукой: «Зделано».
Дата встречи Нового года до этого уже менялась. В Древней Руси летоисчисление велось с сотворения мира, и новый год начинался 1 марта. В 1492 году от Рождества Христова страна перешла на византийский календарь, первым днем года стали считать 1 сентября.
Важную роль в жизни людей играли календари. В XVII веке была популярна система «Вруцелето» (в переводе с древнерусского — «год в руке»), дни недели считали по числу месяца в году с помощью пальцев рук. Как правильно считать, объяснялось в специальных таблицах, многие из которых дошли и до наших дней.
Пожалуй, самым распространенным был «Календарь повсеместный, или Месяцеслов христианский», попросту — Брюсов календарь. Его разработал сподвижник Петра I Яков Брюс — государственный деятель, дипломат, инженер и гениальный ученый. Многие называли его колдуном из Сухаревой башни. Календарь включал в себя много справочной информации, касающейся погоды, сельского хозяйства, а также предзнаменований, благодаря чему был очень популярен и переиздавался вплоть до конца XIX столетия.
Своеобразной чертой, за которой заканчивалось старое и начиналось новое, на Руси всегда считались Святки — период между Рождеством и Крещением. Многие верили: благополучие наступающего года зависит от того, насколько правильно будут соблюдены обычаи.
Неотъемлемой частью святочных гуляний была коляда. Дети и молодежь обходили дома родственников и знакомых с песнями и добрыми пожеланиями. Костюмы и маски, которые надевали на себя участники, разрешали им некоторую вольность, недопустимую в другое время. Несмотря на то что церковь называла этот обычай бесовским, появление ряженых в доме во время Святок было благоприятным знаком. Крестьяне старались одаривать их угощением и не сердиться на проказы.
На выставке «Три века русской елки» представлена композиция с костюмами ряженых. Среди них есть очень редкий предмет — маска, сделанная из бересты и обычной шапки. До наших дней таких элементов костюма дошло очень мало, потому что после Святок маски разбирались и использовались в хозяйстве. Еще один обязательный атрибут таких прогулок — «солнышко», замененное позднее Вифлеемской звездой. Его тоже делали из подручных средств, чаще всего из сита.
Святочные гулянья запечатлел на своей картине самобытный русский художник и скульптор Ефим Чесняков. «Праздничное шествие с песней. Коляда» — одно из самых известных его произведений. Точная дата создания полотна неизвестна, но многие искусствоведы считают, что оно было написано сразу после революции 1917 года.
Особой популярностью среди девушек пользовались святочные гадания — на суженого, урожай и судьбу. Оптимальным временем для проведения гадания считались ночь или раннее утро, пока не прокричали петухи. Будущее предсказывали с помощью напитков, зеркал, бобов, свечей, валенок и даже хрюканья поросят. Гадание было еще и поводом красиво нарядиться — участницы выбирали лучшие сарафаны и аксессуары: головные уборы, серьги, кольца, ленты, платки.
Рождественский ужин, пожалуй, был самым богатым в году. Не только потому что Рождеству предшествует пост — еще по дохристианским поверьям обильный стол обеспечивал удачу на весь будущий год.
В XVIII — начале XIX века одним из традиционных угощений был студень (холодец), его готовили во всех домах — и богатых, и бедных. Единого рецепта не существовало — у каждой хозяйки был свой. Студень делали чаще всего из свинины или рыбы. Были и экзотические варианты студня из оленины и раков — для каждого вида использовали специальные глиняные формы.
На десерт любили варить кисель (обязательно густой, как желе) и делать пряники. На Руси пряники назывались медовым хлебом и появились около IX века. Свое нынешнее название они получили после появления экзотических пряностей. В тесто добавляли до 16 приправ: черный перец, итальянский укроп, померанцевую корку, лимон, мяту, имбирь, гвоздику, кориандр, анис, тмин, мускат, ваниль... Пряники были разными по способу изготовления: лепные козули или тетеры, печатные (сделанные с помощью доски) и силуэтные (вырубные или вырезные). С этим видом угощения была связана одна забавная традиция: если трапеза затягивалась, а гости не торопились уходить, хозяйка выносила по-особенному оформленные пряники. Тут гости понимали всё без слов — такие пряники называли разгонными. На выставке «Три века русской елки» представлены настоящие праздничные пряники из Воронежской губернии начала XX века и коллекция пряничных досок XIX века из Ростовского кремля.
Наряжать к Новому году хвойное дерево предписал Петр I. В упомянутом выше указе этому аспекту нового празднования уделялось отдельное внимание:
«По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых <...> а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на ворота или над храминою [домом. — Прим. mos.ru] своею поставить».
Елочное постановление правителя исполнялось неохотно. Еловыми ветками украшали разве что трактиры. Традиция еще не успела прижиться. Активно внедряться она начала в ХIХ веке, в значительной степени этому способствовали император Николай I и его супруга Александра Федоровна. По мнению некоторых историков, последняя в 1819 году повелела установить рождественскую елку в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге. Ее примеру последовали российские аристократы. В 1852 году в петербургском Екатерингофском вокзале, созданном для развлечений, провели первый публичный праздник с нарядной елкой. После этого подобные мероприятия стали проходить каждый год.
В экспозиции можно увидеть несколько праздничных открыток, которые дарили друг другу члены царской семьи. Среди них выделяется одна, изготовленная собственноручно супругой Николая II (императрицей Александрой Федоровной) в 1894 году. На рисунке, вероятно, изображены она сама и император, а подпись на английском языке гласит: «Моему самому сладкому мужу, с нежными пожеланиями и благословением счастья в Новом 1895 году. От его любящей жены Аликс».
Как отмечали зимние праздники представители разных сословий, демонстрирует лубок «Рождественский праздник, святочные веселия, народные забавы, гадания и встреча нового года» (1899), также представленный на выставке.
После революции 1917 года официальных указов о запрете рождественской елки и елочных украшений не было, но этот праздник не приветствовался. В 1935 году в газете «Правда» была опубликована статья партийного деятеля Павла Постышева, в которой тот призывал вернуть традицию ради детей. Уже в декабре следующего, 1936 года в московском Доме союзов установили 15-метровую елку, украсив ее игрушками, мишурой и гирляндами. Деда Мороза и Снегурочки, правда, на том празднике не было — они появились позже.
Елку украшали разноцветными стеклянными и ватными игрушками, мишурой, картонными звездочками и бабочками, бонбоньерками с конфетами внутри и бусами (сначала их делали из желатина, потом — из стекла). В экспозиции представлены как известные и широко распространенные, так и редко встречающиеся елочные украшения XIX–XXI веков, а также подставочные фигуры, подарки. Жемчужина выставки «Три века русской елки» — праздничное дерево, украшенное разными необычными игрушками с трех сторон: они относятся к XIX веку, советскому периоду и современности.
Кубок «Москва – на волне»
«Московская A Cappella». Победители 2024