Многие московские парки и усадьбы издавна связаны с театром. Одни хранят воспоминания о постановках, которым рукоплескали Екатерина II и ее современники, в других и по сей день раздаются аплодисменты. Некоторые московские театры исторически расположены в парках — в теплое время года спектакли показывают там на открытых площадках. О пяти парках, куда можно отправиться на встречу с Мельпоменой или на поиски ее следов, — в материале mos.ru.
Одним из самых известных крепостных театров, пронесших свою славу через века, был театр Шереметевых. Его основатель граф Петр Борисович Шереметев начинал с любительских постановок в своих домах в Петербурге и Москве. В 1760-е годы в регулярном парке графского поместья в Кускове устроили воздушный театр под открытым небом. Екатерина II, большая любительница театра, была частой гостьей здешних представлений.
Сцена была расположена на насыпном холме и роскошно убрана: ее окружали березовые боскеты (декоративный элемент ландшафтного дизайна) с земляникой и клубникой и высокая стена стриженых кустов барбариса. Функцию кулис выполняла еловая решетка-шпалера, сверху сцену покрывал травяной ковер, во время театральных постановок скрывавшийся под деревянным настилом.
К сожалению, от сцены остались лишь очертания. Большую сценическую площадку с оркестровой ямой, графскую ложу и амфитеатр, вмещавший около сотни зрителей, можно рассмотреть лишь на плане усадьбы 1782 года.
Несомненной примой театра была Прасковья Ковалева-Жемчугова, чей талант с детства развивали лучшие педагоги. Дочь кузнеца стала не только любимой актрисой, но и женой сына хозяина усадьбы и наследника, Николая Петровича Шереметева. Прекрасная и трагическая история их любви легла в основу фильма «Графиня Шереметева», снятого в 1994 году в исторических декорациях дворцов усадеб Останкино и Кусково.
Здание театральной школы на территории усадьбы Люблино напоминает о временах, когда имением владел Николай Дурасов — большой оригинал и любитель сценического искусства. В театре Дурасова, славившемся на всю Москву наряду с Шереметевским, было более сотни крепостных. Уровень, на котором вели преподавание в театральной школе, был высоким: некоторые актеры, получив вольную, переходили на сцену императорских театров.
Любовь к театру сопровождала Николая Алексеевича везде, где он жил. В Симбирске, откуда Дурасов родом, у него была труппа крепостных актеров. На представления в усадьбе Дурасова Никольское-на-Черемшане собиралась вся окрестная знать. Обосновавшись в Москве, Николай Алексеевич не изменил увлечению. Представления и концерты давали и в его московском доме на Покровском бульваре, и в усадьбе Люблино, которую он купил в 1800 году. Спектакли в Люблине показывали дважды в неделю, а также по большим праздникам и торжественным случаям.
Росписи залов дворца в усадьбе Люблино поддерживают тему служения искусству. Слева направо от входа в круглый зал располагаются росписи «Аполлон Кифаред с музами», «Жертвоприношение», «Феб лучезарный» и «Венчание Амура».
В 1818-м Николай Дурасов, которому не было и 60 лет, ушел из жизни. Дурасовский театр закрылся, а все крепостные актеры получили вольную — такова была последняя воля покойного.
Царицыно изначально строилось как развлекательная летняя резиденция Екатерины II. Это место было предназначено для искусства — театра, музыки. Однако театр здесь появился лишь спустя столетие, в 1870 году, когда вокруг руин дворцов возник великосветский дачный поселок. Построил его мещанин Щеглов. Театр стал одним из первых подобных заведений Подмосковья (в то время Царицыно не входило в территорию Москвы).
После Щеглова в XIX веке театром с переменным успехом управляли другие энтузиасты. В 1887 году новый владелец Бальтазар Диппман перенес сцену в другое место и перестроил ее, придав театру «более приличный вид». При Диппмане на сцену царицынского летнего театра начали выходить актеры из известных московских трупп — например, Театра Корша. Основу репертуара составляли легкие пьесы дачного характера.
Сад Диппмана, в котором располагался театр, был популярным местом отдыха царицынских дачников и их гостей. Сад простирался на берегу залива Верхнего Царицынского пруда вблизи Царицынской плотины (сегодня на месте сада — «Театр РОСТА в Царицыно», созданный в 1930 году как филиал Московского ТЮЗа). Кстати, сад Диппмана, в котором были «назначены танцы» и «играла военная музыка», упоминается в рассказе Леонида Андреева «Петька на даче».
Театральные традиции места хранит государственный музей-заповедник «Царицыно». Ежегодный фестиваль «Дачное Царицыно» посвящает большую часть программы показу спектаклей для детей и взрослых.
Сад «Эрмитаж», основанный в конце XIX века, — не только памятник садово-паркового искусства, но и место сосредоточения культурной жизни столицы. На территории сада расположены три театра: Московский театр «Новая опера» имени Е.В. Колобова, Московский драматический театр «Сфера» и Московский театр «Эрмитаж», временно представляющий спектакли на площадке Нового Арбата. Ежегодно в сентябре в саду проходит «Театральный марш» — самый масштабный в России театральный фестиваль под открытым небом.
Исторически название сада «Эрмитаж» принадлежало территории на Божедомке (сегодня — улица Дурова), где располагался знаменитый «воксал» (увеселительный сад) антрепренера Михаила Лентовского с двумя театрами — оперным и драматическим. В 1894 году купец Яков Щукин создал на улице Каретный Ряд свой увеселительный сад, назвав его «Новый Эрмитаж» (первое слово в дальнейшем ушло из употребления). Тем самым Щукин демонстрировал свое желание продолжить и развить начинания предшественника.
Впоследствии на сценах здешних театров — летнего и зимнего — играли Сара Бернар, Мария Ермолова, Вера Комиссаржевская, выступали Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, дебютировал как дирижер Сергей Рахманинов. А в 1898 году в здании сегодняшнего театра «Эрмитаж» состоялось открытие легендарного МХАТа.
Театральные традиции Парка Горького берут начало почти 200 лет назад. 17 мая 1830 года Николай I издал указ о создании воздушного театра на территории Нескучного сада. Воздушный театр, рассчитанный на 1500 зрителей, построили в 1830 году. Сценой стал овраг, кулисами — кустарники, а декорациями — деревья. В 1830-м театр посетил Александр Сергеевич Пушкин с невестой Натальей Гончаровой. Театр просуществовал до 1835 года.
Зеленый театр на Пушкинской набережной был построен почти 100 лет спустя по инициативе Бетти Глан, тогдашнего директора Центрального парка культуры и отдыха имени Максима Горького. Проект театра на 20 тысяч зрителей архитектора Лазаря Чериковера реализовали всего за 30 дней, первых зрителей театр принял 6 июля 1933-го.
В 1935 году силами артистов Большого театра здесь поставили «Кармен». В Зеленом театре шли «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник». Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко представил здесь спектакль «Дарвазское ущелье», в постановке которого принял участие Всеволод Мейерхольд.
Еще одну сцену с амфитеатром на 800 зрителей Бетти Глан распорядилась соорудить на островке в районе Голицынских прудов. Этот театр называли «Островом танца» — в его репертуаре преобладали балетные постановки, здесь была и собственная труппа. Некоторые спектакли также ставили при участии артистов Большого и Малого театров.
«Остров танца» просуществовал до 1941 года, а Зеленый театр — до 1956-го. Новое здание по проекту Юрия Швердяева построили на расстоянии 25 метров от Пушкинской набережной в 1957 году, открылся Зеленый театр к началу Всемирного фестиваля молодежи и студентов. В советское время здесь проходили лекции, диспуты, эстрадные концерты, а в годы перестройки на сцене Зеленого театра стали выступать рок-музыканты. С 1989 года здесь располагается Театр музыки и драмы Стаса Намина.