Современная городская электричка: как создавали новый поезд для МЦД

11 октября 2023
Транспорт

Увеличение доли электротранспорта — один из приоритетов столицы. Город уже называют лидером по количеству электробусов, летом по Москве-реке запустили первые в мире круглогодичные электросуда, а на автозаводе «Москвич» локализуют сборку электрокаров.

Важным шагом в развитии электротранспорта стало обновление городских поездов — современные электрички курсируют на всех четырех Московских центральных диаметрах (МЦД) и на Московском центральном кольце. С сентября 2023 года на недавно открытом МЦД-4 можно увидеть последнюю разработку российских производителей — электропоезд ЭП2ДМ. Рассказываем, чем этот состав отличается от предшественников снаружи и внутри.

Командная работа российских разработчиков

Поезд ЭП2ДМ производят по заказу Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) в подмосковном Орехово-Зуеве на Демиховском машиностроительном заводе, входящем в состав Трансмашхолдинга. Электричка на 99 процентов состоит из отечественных комплектующих. К ее разработке подключилось более 80 российских предприятий. За основу взяли давно известный москвичам поезд ЭП2Д. Он максимально схож с ЭП2ДМ по конструкции.

«Нам помогло то, что мы ориентировались на своих проверенных поставщиков. У нас есть общие проекты, поэтому создание нового состава было основано на проверенных решениях и модульной конструкции поезда. Мы применили комплект электрооборудования собственной разработки. Поезд начали проектировать в 2022 году, а уже в январе 2023-го опытный образец был направлен на приемочные и сертификационные испытания. ЭП2ДМ успешно прошел сертификацию, и с июня началось его серийное производство», — рассказывает генеральный директор завода Владимир Чекалин.

Владимир Чекалин, генеральный директор Демиховского машиностроительного завода

Кроме этого, производители рассчитывали сделать новые составы более современными и комфортными. Они старались учесть пожелания пассажиров и железнодорожников, поэтому уделили особое внимание эргономике, эстетике, а также безопасности вагонов.

Комфорт пассажиров и поддержка российских машиностроителей: Сергей Собянин — о четвертом поколении поездов МЦД «Иволга»Специалисты разработали дизайн будущего поезда метроБезопасная поездка: в поездах МЦД установят более 2,5 тысячи камер видеонаблюдения

Лаконичный дизайн и новый уровень безопасности

При проектировании нового поезда необходимо было учесть два параметра: актуальный дизайн и соответствие требованиям строгих российских ГОСТов.

«Считаю, нам удалось добиться баланса современного внешнего вида, функциональности и соответствия всем современным российским стандартам в области производства подвижного состава», — рассказывает директор по продажам завода Артем Титов.

Артем Титов, директор по продажам Демиховского машиностроительного завода

При виде нового поезда пассажиры в первую очередь обращают внимание на кабину машиниста. Лобовая часть сделана из стеклопластика, у нее нет подножек и поручней, а боковые окна в кабине стали шире, чем в предыдущих моделях. Это увеличивает обзор для машиниста. Новые буферные фонари и прожектор стали меньше в размерах, но не потеряли яркости благодаря светодиодам.

Обтекаемая форма и отсутствие любых выступающих частей — не только дань эстетике, но и новый уровень безопасности.

«Мы старались минимизировать возможность проезда на наших поездах для зацеперов. У этой модели, как и у предшествующей, убраны выступающие части лестницы и кронштейны. У нарушителей меньше шансов забраться на лобовую часть вагона и его крышу. Такие изменения не сказались на качестве обслуживания. Оно осуществляется специальным инструментом и приспособлениями в депо», — отмечает Артем Титов.

Снаружи пассажирские вагоны выглядят полностью гладкими. Такого эффекта удалось достичь в том числе благодаря менее выступающему резиновому уплотнению на салонных окнах.

Короба отопления для поезда сделали из нержавеющей стали, чтобы исключить коррозию металлоконструкций, а вагоны покрыли устойчивой к истиранию краской.

Так как ЭП2ДМ по конструкции схож со своим предшественником, в московских депо уже есть вся необходимая инфраструктура для обслуживания подвижного состава.

«Составляя конкурсную документацию для приобретения новой электрички, мы ориентировались в первую очередь на пожелания наших пассажиров. ЭП2ДМ в выбранной нами комплектации — это современный и быстрый поезд, отвечающий всем требованиям комфорта», — рассказывает начальник управления развития подвижного состава ЦППК Олег Баранцев.

Олег Баранцев, начальник управления развития подвижного состава ЦППК

Главное — комфорт пассажиров

Внутри поезд ЭП2ДМ оформлен в серо-оранжевой цветовой гамме. Яркие сиденья и поручни контрастируют со спокойным цветом стен, пола и потолка.

Дизайнеры и проектировщики изучили мировые тенденции и поменяли форму кресел в вагонах. В них можно сесть глубже, а дополнительная выемка в спинке позволит менять положение тела во время поездки.

Разработку даже испытали в полевых условиях. Новые и старые кресла установили на Казанском вокзале и предложили пассажирам их сравнить. Пассажиры выбрали новые сиденья — с более удобной и глубокой посадкой. Благодаря установке таких кресел добавилось примерно шесть сантиметров между сидящими друг напротив друга людьми. При этом сами ряды с креслами остаются на том же расстоянии, а значит, число посадочных мест осталось прежним.

Планировку вагонов разрабатывали с учетом потребностей жителей мегаполиса. В середине салона установлены шестиместные сиденья, ближе к выходам — четырехместные. Это позволяет исключить «узкие горлышки»: в зоне выходов обычно собирается больше людей. Когда пространства достаточно, они могут входить и выходить быстрее. Особенно это важно в часы пик.

Полки для багажа сделали прочнее, на них нанесли краску, устойчивую к повреждениям. А тонировка окон защищает пассажиров от солнечных лучей.

В головных вагонах поезда предусмотрели велопарковки — на стенах есть крепления, которые держат велосипед вертикально. Так он занимает меньше места.

Новые вагоны метро и электробусы: Сергей Собянин — об обновлении московского транспортаНа МЦД ежедневно совершается около 620 тысяч поездок — Сергей Собянин

От светодиодных ламп до LCD-дисплеев

Все элементы освещения в вагонах светодиодные. Это и лампы в тамбурах, и огни контроля посадки пассажиров, и свет в салонах — светодиодные линии встроены в потолок вагонов. Такие решения отличаются надежностью и энергоэффективностью.

Отдельная система отвечает за микроклимат и обеззараживание воздуха в вагонах. В поезде, как и у более ранних моделей, сохранена система видеонаблюдения, которая позволяет контролировать не только безопасность. При расширении функционала ее можно использовать для мониторинга заполненности вагонов пассажирами. Это поможет более точно планировать расписание и интервалы движения на линиях.

Здесь есть и то, что так ценят активные пользователи гаджетов, — USB-разъемы с функцией быстрой зарядки. В стены вагонов встроены современные LCD-дисплеи с информацией для пассажиров.

«Раньше в поездах были светодиодные табло, теперь — жидкокристаллические. Подобные экраны установлены в “Иволгах” и в новых вагонах метро. Они показывают текущую и следующую станции, могут отображать информацию о пересадках. У них много функций, и выглядят они более современно», — отмечает Артем Титов.

По словам Олега Баранцева, на экранах пассажиры увидят маршрут поезда, температуру в салоне, текущие дату и время и другую информацию. «LCD-табло специально увеличено в высоту, чтобы отображать больше сведений. В ЭП2Д эту функцию выполняла бегущая строка», — добавил он.

Безбарьерная среда

Городской транспорт в Москве стараются адаптировать для людей ограниченными возможностями здоровья. Их потребности учитывали и при проектировании ЭП2ДМ.

Для пассажиров на инвалидных колясках оборудовали головные вагоны. В них установили откидные аппарели для комфортного проезда в салон на коляске. Внутри вагона есть места для крепления колясок. Там же находятся туалетные комнаты с откидными поручнями и кнопкой экстренной связи с машинистом.

Все информационные таблички в поезде продублированы шрифтом Брайля. Слабослышащие пассажиры могут ориентироваться на световую индикацию открытия и закрытия дверей. Найти нужный поезд на платформе людям с инвалидностью по слуху помогают маршрутные указатели на боковых окнах моторных вагонов.

Поезда для МЦД

Сегодня в Москве и Подмосковье курсирует пять новых составов ЭП2ДМ. В дальнейшем завод планирует поставлять в столицу поезда постоянного тока только этой модели, а к концу 2024 года в Московском регионе будет эксплуатироваться 28 новых составов. Такие составы появятся и в других регионах России.

В планах столицы — обновить подвижной состав на четвертом диаметре к концу 2025 года: там будут курсировать «Иволги» на маршрутах МЦД, а ЭП2Д и ЭП2ДМ — на пригородных маршрутах.

Собянин: 500 новых вагонов появится в московском метро до 2026 годаНа волне с пассажирами: как устроены новые речные электросудаЭкологичные, прочные, современные: как в Москве производят остановки и электробусыГнездо «Ласточки»: как готовят к рейсу поезда МЦК

 

Источник: mos.ru

Поделиться
Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

SUP-карнавал

SUP-карнавал

Ближайшие события

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря

«Во имя промысла. Художественные промыслы России. Имена XX века» во Всероссийском музее декоративного искусства

26 октября 202320 октября 2024


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies