Случилось то, о чем я мечтал столько лет: Александр Васильев — о выставке «Весна и мода» на ВДНХ

5 мая 2018
Культура

Кремовые бумажные цветы «растут» прямо из стен, звучит музыка советских лет, а манекены облачены в наряды, принадлежавшие раньше известным балеринам, телеведущим, актрисам и просто модницам. В павильоне № 16 «Гидрометеорология» на ВДНХ модельер Александр Васильев представил «Весну и моду» — первую из трех экспозиций нового цикла выставочных проектов его музея моды. Москвичи и гости города смогут видеть экспонаты из его коллекции постоянно. Mos.ru он рассказал о том, какой путь пришлось пройти его детищу.

Александр Васильев, модельер, историк моды, искусствовед

— Александр Александрович, чему посвящена выставка «Весна и мода»? Что будете показывать?

— Она рассказывает в основном о моде ХХ века и охватывает период от 1920-х годов до начала 1980-х, то есть приблизительно 60 лет. Мы показываем примерно 200 предметов. Все они в отличном состоянии, как будто никогда не покидали полок магазина. И это неудивительно, потому что в Фонде Александра Васильева работают 12 реставраторов, они постоянно следят за экспонатами.

— Кроме этой выставки, будут еще «Гламур 80-х» и «Пляжная мода». Эти темы — ваши любимые?

— Мы хотели выбрать сезонные темы. Сейчас весна, летом будет актуальна пляжная мода. «Гламур 80-х» откроется к Рождеству и Новому году, потому что там вечерние наряды.

— В вашей коллекции очень много экспонатов. Как вы среди такого множества выбирали предметы для этой выставки?

— Я хотел показать те вещи, которые еще не видели московские зрители. А еще атмосфера ВДНХ, стиль павильона подтолкнули меня к идее цветового решения, на которое я опирался при выборе. Дизайн павильона напоминает советский универмаг в 1960-е. Куратор выставки модельер Кирилл Гасилин помог расставить вещи, надеть их на манекены, выбрать цветовую гамму для каждого периода.

— Какой из экспонатов, представленных здесь, вам особенно дорог?

— Я люблю их все, отношусь к ним как к детям. Если у родителя их несколько, он всех любит одинаково. И мне очень трудно выбрать один или два. Вообще, в моем фонде 65 тысяч вещей, и это одна из самых больших в мире частных коллекций. Она выставлялась на всех континентах, кроме Африки.

— Вы говорили, что идея открыть собственный музей моды появилась у вас очень давно. Как вы шли к этому?

— Мне всегда казалось, что в таком большом городе, как Москва, уж точно найдется место и для моей огромной коллекции. Десять лет назад я открыл музей моды в Вильнюсе (там мне дали помещение под хранение), затем в Риге, после этого появился этаж моды с моей экспозицией в Баку, в Центре Гейдара Алиева. И вот наконец Москва, ВДНХ. Случилось то, о чем я мечтал столько лет.

— «Весна и мода» не первый ваш совместный проект с ВДНХ.

— Первые две выставки назывались «Сто лет моды в России» и «Кино и мода». Они пользовались огромным успехом, коммерчески окупились, публика нас горячо полюбила, и социальные сети были взорваны. Сегодня, к сожалению, это стало мерилом успеха.

— В Москве уже есть Музей моды, который находится в Гостином Дворе. Вы будете с ним сотрудничать? 

— Конечно!

— В мире есть множество музеев моды: в Нью-Йорке, Риме, Праге, Париже, других городах…

— Я посетил их все, сам выставлялся в Париже, Марселе, Венеции. Это был очень хороший опыт. Вообще, первая поездка за границу запомнилась мне бережным отношением к материальной культуре. А у нас, я считаю, отношение к одежде какое-то языческое: многие россияне думают, что, как только кто-то умирает, надо поскорее выкинуть обувь, платья, шляпы, пальто этого человека, потому что в них якобы живет злой дух. Но если это пальто бабушки, какой же там может быть злой дух? Ведь бабушка-то была добрая. Это мешает осознать важность моды как искусства.

Конечно, обидно, что наш музей моды открывается только сейчас. Я считаю, его надо было открыть сто лет назад. И тогда он был бы сейчас не меньше, чем Эрмитаж или Третьяковская галерея. Но мы ждали век. Долго запрягаем, а потом весело скачем.

— Мода циклична, она возвращается. Но есть ли вещи, которые никто никогда больше не будет носить?

— Да. Солнечные зонтики, шляпки с вуалью, длинные платья на каждый день, муфты, лорнеты, несессеры, шатлены и sorti-de-bal (накидка, которую носили поверх бального платья, чтобы защитить его от пыли. — Прим. mos.ru). Сейчас это уже непрактично.

— Модельеры часто обращаются к прошлым эпохам. А какое время предпочитаете вы?

— Серебряный век — 1910-е годы. Там была самая элегантная, на мой взгляд, самая красивая мода.

Источник: mos.ru

Поделиться
Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Ближайшие события

Посещение дворца царя Алексея Михайловича и двух выставок в музее-заповеднике «Коломенское»

11 июня30 ноября

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies