Шмура, нестрашные сказки и романовская игрушка. Гид по музейной неделе

10 февраля 2020
Музеи

Понедельник: музей-панорама «Бородинская битва» и Музей героев Советского Союза и России

«Для отличия храбрых…»

Место: музей-панорама «Бородинская битва» (Кутузовский проспект, дом 38, строение 1)

Дата: 10 февраля

Выставка посвящена самой престижной и почетной военной награде в истории России – ордену Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Учрежденная Екатериной II, она имела четыре степени отличия. За все время существования полными кавалерами ордена Святого Георгия (обладателями орденов всех степеней) стали лишь четыре человека. Им награждали с 1769 года по 1917-й – тогда орден был упразднен.

Выставка «Для отличия храбрых…» будет полезна всем, кто интересуется отечественной военной историей. В экспозиции можно увидеть портреты людей, жизнь которых прошла под девизом ордена «За службу и храбрость», личные и полковые награды, документы и часть орденского сервиза.

«69°21'28''. Истории русской Антарктики»

Место: Музей героев Советского Союза и России (улица Большая Черемушкинская, дом 24, строение 3)

60 градусов 21 минута 28 секунд – это координаты точки (ее широта), с которой 16 января 1820 года российский мореплаватель Фаддей Беллинсгаузен впервые увидел очертания Антарктиды. Первая русская антарктическая экспедиция, которую он возглавил вместе с Михаилом Лазаревым, для XIX века имела примерно такое же значение, как полет в космос Юрия Гагарина для ХХ века. До этого существование шестого материка ставилось под сомнение.

Выставка «69°21'28''» знакомит с историей изучения и промышленного освоения Антарктиды со времен Беллинсгаузена и Лазарева до конца ХХ века. В экспозиции – карты, фотографии, архивные документы, а также предметы из частных коллекций.

Вторник: Музей Вадима Сидура и Мультимедиа Арт Музей

Кирилл Гатаван «Чужую беду руками разведу»

Место: Музей Вадима Сидура (улица Новогиреевская, дом 37а)

Дата: 11 февраля

Тяжелое ранение, полученное на фронте, не только изменило жизнь скульптора Вадима Сидура, но и повлияло на его творчество. Травматический опыт, отраженный в его работах, стал отправной точкой для молодого российского художника Кирилла Гатавана. Тема его персональной выставки в Музее Вадима Сидура – насилие и повседневность.

Гатаван исследует воздействие травмы на окружающий мир и стороннего наблюдателя и превращение насилия во всех его проявлениях в часть рутины. Художник использует техники, которые подразумевают грубое воздействие, и хрупкие тонкие материалы, такие как калька.

«Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. Метафора, метафизика, метаморфоза»

Место: Мультимедиа Арт Музей (улица Остоженка, дом 16)

Дата: 11 февраля

Ф. Инфанте, Н. Горюнова. Артефакты. Из цикла «Из Напуля». Фрагмент. 1994 год

Творчество супружеского тандема художников Франциско Инфанте и Нонны Горюновой – классика отечественного искусства. Их выставка в Мультимедиа Арт Музее представляет ранние живопись, графику и эскизы работ Инфанте, а также цикл «Артефакты», над которым он работает в соавторстве с Горюновой более 40 лет.

Работы Франциско Инфанте 1960-х годов впервые представлены в полном объеме. Один из главных экспонатов – знаменитый мобиль «Пространство – движение – бесконечность», важнейшая работа периода увлечения художника кинетическим искусством.

Среда: Музей А.Н. Скрябина и музей-заповедник «Царицыно»

«Светлана Богатырь. Гармонии небесных сфер»

Место: Мемориальный музей А.Н. Скрябина (Большой Николопесковский переулок, дом 11)

Дата: 12 февраля

Фото: mos.ru. Максим Денисов

Светлана Богатырь в 1991 году уехала во Францию, успев завить о себе на родине как о художнице. С тех пор ее жизнь, как личная, так и профессиональная, делится между двумя странами. Ее картины хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, а также многих музейных и частных коллекциях Европы и Америки.

На выставке «Гармонии небесных сфер» в Музее А.Н. Скрябина представлены живописные работы Богатырь, созданные во Франции за последнее время. Для тех, кто хочет познакомиться с ее ранним творчеством, подготовлена ретроспектива: старые работы художницы представлены в оцифрованном виде.

«Нестрашные сказки. Художественное стекло Юлии Мерзликиной»

Место: музей-заповедник «Царицыно» (улица Дольская, дом 1, строение 6)

Дата: 12 февраля

Работы мастера художественного стекла Юлии Мерзликиной находятся в собраниях отечественных и европейских музеев. Познакомиться с ними можно в Малом дворце музея-заповедника «Царицыно». Посетители увидят образы и сценки из сказок и мифов, маски духов и диковинные цветы из стекла. Соседями работ Мерзликиной из дихроического стекла, меняющего цвет в зависимости от угла обзора, в экспозиции стали произведения мастеров конца XX века из личного собрания «Царицына».

Четверг: Музей керамики и усадьба Кусково, Биологический музей и Дарвиновский музей

«В родных стенах»

Место: Музей керамики и усадьба Кусково (улица Юности, дом 2, строение 1)

Дата: 13 февраля

Фото: mos.ru. Максим Денисов

Совместный проект музеев-усадеб «Останкино» и «Кусково» посвящен предметам и вещам, вернувшимся в исторические интерьеры первых подмосковных владений графов Шереметевых. «В родных стенах» – выставка предметов, которые в XVIII веке украшали парковые павильоны и интерьеры шереметевского дворца. Главные экспонаты – комплект из курильниц с золоченым футляром, а также каминные часы из бронзы с изображением музы Клио и французский комод с инкрустацией, украшавшие в свое время спальню Петра Шереметева, предназначенную для дневного отдыха.

«Впечатление – образ – символ»

Место: Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева (улица Малая Грузинская, дом 15)

Дата: 13 февраля

Выставка представляет творчество двух художниц – Анны Милосердовой (роспись по ткани) и Елены Мач (роспись по керамике). У Анны Милосердовой два образования: она окончила филфак Московского государственного университета и Московскую государственную текстильную академию. В своих батиках она соединяет знания из двух сфер, вдохновляясь на создание картин на ткани поэзией и мифами. Художница-керамист Елена Мач, с которой Милосердова делит экспозиционное пространство, работает с подглазурной росписью по фаянсу, майоликой и чернолощеной керамикой, изображая цветы, пейзажи, символические образы и даже музыку.

«Дети профессора Чижека»

Место: Государственный Дарвиновский музей (улица Вавилова, дом 57)

Дата: 13 февраля

Т. Конрад. Подготовка к Рождеству. Иллюстрация к книге «Рождество». Фрагмент. 1922 год

Франц Чижек – австрийский педагог и художник. В 1897 году он открыл первый художественный класс для детей. Главная особенность его педагогического подхода заключалась в так называемых свободных занятиях. Дети от четырех до 15 лет занимались раз в неделю по субботам. Они могли прийти и уйти, когда захотят.

Его ученики, в отличие от детей, обучавшихся по скучной академической программе, создавали собственные сюжеты и сами выбирали материалы для творчества. Педагог лишь корректировал и помогал.

К 1930-м годам о Чижеке знали практически во всем мире: в Европе и Америке открывались классы на основе уникальной методики, а работы его учеников экспонировались на выставках во многих странах.

В России впервые представлены работы учеников профессора Чижека – оригинальные линогравюры, литографии и ксилографии из частной коллекции.

Пятница: Музей русского лубка и наивного искусства и выставочный зал «Народные картины»

Выставка мастера романовской игрушки В.В. Митина

Место: Музей русского лубка и наивного искусства (Малый Головин переулок, дом 10)

Дата: 14 февраля

Родиной глиняной романовской игрушки считается село Романово Липецкой области. Там промысел зародился в середине XIX века. Значительный вклад в становление узнаваемого стиля внес Иван Митин, основоположник династии умельцев.

В начале 1930-х годов Иван Павлович был раскулачен. Его дело продолжил сын Василий, который с раннего детства перенимал опыт у отца. До середины ХХ века Василий Иванович лепил романовские игрушки вместе с сыном Виктором. Но, к сожалению, вплоть до 1980-х годов по различным причинам романовская игрушка не производилась. Производство вернулось, но из потомков Ивана Павловича уже никто в нем задействован не был.

Лишь в 2017-м внук основателя романовской игрушки Виктор Васильевич вновь активно занялся промыслом. Всего за два года работы он создал около 200 уникальных работ.

Космический лубок «Шмура и друзья»

Место: выставочный зал «Народные картины» (Измайловский бульвар, дом 30)

Дата: 14 февраля

Познакомьтесь со Шмурой – единственным героем, которому под силу спасти Вселенную от межгалактической катастрофы. Несмотря на свою недюжинную силу и постоянную занятость, Шмура не прочь повеселиться, устроить лихой дебош и отчаянно влюбиться.

Придумал Шмуру и нарисовал о его приключениях 29-страничный комикс в духе русского народного лубка Андрей Чесноков – художник-наив из поколения 1990-х годов. В начале 1970-х он, выпускник рыбинской школы-интерната, поступил в строительное профессиональное техническое училище. Работал по профессии, но всегда мечтал об искусстве. Как только получилось выкроить свободное время, поступил в ЗНУИ – Заочный народный университет искусств, откуда вышли многие известные отечественные наивные художники.

Воскресенье: Музей М.А. Булгакова, Дом Гоголя, музей истории «Лефортово», Музей космонавтики и галерея «На Песчаной»

«Илья Ильф – прописан в Москве!»

Место: Музей М.А. Булгакова (улица Большая Садовая, дом 10, квартира 51)

Дата: 16 февраля

Фото: Музей М.А. Булгакова

Илья Ильф, одна вторая знаменитого литературного дуэта, переехал в Москву из Одессы в 1923 году. Первые несколько лет у него не было постоянного места жительства. Только в 1929-м, после успеха романа «Двенадцать стульев», Ильф смог обзавестись собственной жилплощадью и перевезти в столицу жену Марусю.

Создатели выставки «Илья Ильф – прописан в Москве!» попробовали восстановить обстановку и атмосферу квартиры, в которой молодая семья прожила четыре года. Переступая ее порог в доме на Большой Садовой, гость музея как бы оказывается внутри черно-белой фотографии. В экспозиции – мемориальные предметы и фотографии, сделанные писателем и его женой, многие из которых представлены широкой публике впервые.

«Архив чужих воспоминаний»

Место: «Новое крыло» Дома Гоголя (Никитский бульвар, дом 7)

Дата: 16 февраля

Выгрузка раненых в медицинский пункт на улице Фридрихштрассе. Берлин. Автор В. Фаминский. 30 апреля 1945 года

На выставке представлены фотографии времен Второй мировой войны, большая часть которых ранее не демонстрировалась широкой публике. Автор проекта Артур Бондарь собирал свою коллекцию фотографий по всему миру на барахолках и интернет-аукционах. В центре экспозиции, составленной куратором Соней Степанян, – работы советского фоторепортера Валерия Фаминского, который в годы Великой Отечественной войны был фотокорреспондентом Главного военно-санитарного управления.

«Армия, которая не воюет»

Место: музей истории «Лефортово» (улица Крюковская, дом 23)

Дата: 16 февраля

Вооруженные силы Швейцарии считаются одними из самых миролюбивых. Еще с XIX века страна соблюдает политический и военный нейтралитет. Это позволило Швейцарии избежать участия в Первой и Второй мировых войнах. Однако такая политика не отменяет необходимости в хорошо обученной и вооруженной армии, способной защитить страну в случае нападения врага. Сегодня в Вооруженных силах Швейцарской Конфедерации состоят более 100 тысяч человек.

На выставке представлены экспонаты из фондов Музея Москвы и личной коллекции Сергея Зорина, рассказывающие о прошлом и настоящем вооруженных сил Швейцарии – более 500 предметов.

«Александр Моклецов. Космонавтика в лицах и событиях»

Место: Мемориальный музей космонавтики (проспект Мира, дом 111)

Дата: 16 февраля

Со своей камерой советский фотограф Александр Моклецов прошел всю Великую Отечественную войну. В послевоенные годы работал в журналах «Смена», «СССР для США» и других. Сегодня имя Александра Степановича широко известно благодаря снимкам, сделанным им за время его 30-летнего сотрудничества с Центром подготовки космонавтов.

Для многих инженеров, ракетостроителей, космонавтов он стал не только коллегой, но и другом – дядей Сашей, как его называли в Звездном городке. На выставке представлены многочисленные фотографии Александра Моклецова, рассказывающие историю становления и развития советской космонавтики.

«Случайности и одушевления. Фотография как медиум архитектора»

Место: галерея «На Песчаной» (улица Новопесчаная, дом 23, корпус 7)

Дата: 16 февраля

Архитектурная фотография – отдельный жанр фотосъемки. Архитектор снимает на камеру все этапы работы – от закладки фундамента до готового здания. Для многих это становится не просто рабочей необходимостью, а серьезным увлечением.

Появление жанра архитектурной фотографии практически совпадает с рождением модерна и авангарда в архитектуре. На выставке студентов архитектурной школы МАРШ представлены работы в уходящем стиле архитектурной фотографии.

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru

Поделиться
МОСТЫ

Тайны Живописного моста

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события

«Мой милый дом» в Доме-музее академика С.П. Королева

1 июня 20231 августа 2025

«Классика русского наивного искусства» в Музее русского лубка и наивного искусства

2 января29 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies