Большой розарий в парке «Сокольники» был создан к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, который проходил в Москве в 1957 году. Анна Шукшина, блестящий профессионал в области ландшафтного дизайна, построила его по примеру классических розариев — центральная часть выполнена в регулярном стиле (иными словами, имеет геометрически правильную планировку).
После фестиваля розарий, получивший самую высокую оценку гостей, продолжил работу. Со временем появился и малый розарий — тоже уютный, но по размаху гораздо более скромный. Именно большой стал излюбленным местом для прогулок, свиданий, уединенного отдыха. В 2006 году его реконструировали: привели в порядок фонтан и дорожки, поправили освещение. 50-летие в 2007-м розарий отпраздновал уже в обновленном виде. В 2020 году снова провели реконструкцию — он стал еще комфортнее для посетителей.
Главное сокровище — это, конечно, розы. Здесь представлены цветы всех садовых групп, насчитывается около 100 сортов. Пока, правда, расцвел один — нежно-розовый «марципан». Чуть позже настанет очередь медно-оранжевой розы «ашрам», карминно-красной «кримсон», насыщенно-розовой «Леонардо да Винчи» и других сортов.
«Поскольку розы в нашем климате цветут не весь сезон, большой розарий изначально был продуман как сад непрерывного цветения. Розы начинают цвести где-то в середине июня, и основная волна приходится на июль. Потом идет небольшой спад, и в августе начинается новая волна, которая продолжается до конца сентября», — рассказала Юлия Морозова.
Сейчас специалисты подращивают для экспозиции так называемые розы для лентяев. Это в основном гибриды розы и шиповника, которые будут цвести не один раз за сезон.
Для создания эффекта непрерывности посадили разные виды цветущих и нецветущих растений. С начала мая розарий встречает тюльпанами, цветут яблони, абрикосы, ирисы и пионы. На подходе ранние клематисы, высаженные у фонтана в центральной части. Они будут цвести вплоть до конца сентября.
Сейчас пора сирени. Еще при устройстве розария кусты с фиолетовыми цветами высадили по периметру центральной части, а белыми визуально удлинили аллею. Об этом принципе, правда, забыли в 1970-е, посадив здесь сирень других цветов, но сейчас к нему стараются вернуться.
В центре розария располагается шестиугольный фонтан, возле которого особенно приятно гулять в жаркий день. Недалеко от него — огромная липа, ей около 70 лет. Вернее, здесь три дерева, посаженных в одну ямку: это было сделано для того, чтобы как можно быстрее создать в центральной части розария тень. Интересно, что даже три липы вместе все равно сохраняют параболическую форму — специалистам остается только подрезать их снизу, чтобы могли проехать поливальные машины.
Заканчивается территория розария ажурной, так называемой свадебной беседкой. Когда-то на ее месте была летняя библиотека, где люди могли почитать на шезлонгах журналы и книги. Сейчас здесь проводят свадьбы и другие торжества.
При устройстве розария Анна Шукшина выделила в нем несколько зон — «кабинетиков», садов, посвященных или видам растений, или условиям их выращивания. Например, за невысокой живой изгородью из кизильника находится сад злаков. Во времена Анны Алексеевны он назывался «хвойным кабинетиком».
«Родители приводили сюда малышей и помогали им подсчитывать, сколько хвойных растений можно увидеть, не сходя с места. Тут можжевельник стелющийся, горная сосна, ель коническая, обыкновенная, голубая, пихта, туя шаровидная. Со временем “хвойный кабинетик” дополнили злаками, которые украшают сад с весны до осени», — рассказывает Юлия Морозова.
Кроме того, специалисты выкопали водоем для хранения кувшинок. Раньше они содержались в центральном фонтане, но тогда он был не такой бурный, как сейчас. В теплое время года кувшинки находятся в двух небольших водоемах — чуть дальше. Их, к слову, украшают скульптуры девушек-садовниц — в 1990-е годы они были утрачены, а при реконструкции восстановлены. Два водоема располагаются выше уровня земли, и это значит, что кувшинки зимой могут замерзнуть, поэтому на холодное время для них и вырыли третий глубиной чуть больше метра. Через него перекинули мост — излюбленное место для фото.
«Несмотря на то что этот водоем имеет искусственные берега, он обитаем. Мы пробовали завести здесь озерных лягушек, но они почему-то не прижились, зато на их месте как-то появились обыкновенные болотные. Они прекрасно себя чувствуют, мечут икру, и прямо сейчас в воде наверняка плавают головастики», — рассказала специалист.
Еще одна обособленная зона — сад Алисы. Такое название возникло благодаря причудливым фигурам из растений, созданным здесь. К июню зеленью обрастет «Дракон», который будет виться между ними.
Фигурные растения, оформленные по всем правилам садово-паркового дизайна, — особая тема в розарии: в специально сваренных металлических каркасах помещаются туи, которые стригут несколько раз за сезон. Кроме традиционных форм (спиралей и шаров), можно увидеть сидящего джентльмена в шляпе, прогуливающуюся даму с собачкой и шахматные фигуры.
Нашлось в розарии место и Крымскому саду — смолистые ароматы хвойных растений напоминают об этом уголке у Черного моря.
«Сейчас видно, как пылит пыльцой горная сосна. Семена будут высеиваться в феврале, когда снег покроется ледяным настом», — рассказала Юлия Морозова.
Неподалеку расположилась кедровая сосна, которую редко встретишь в Москве. Белки со всего парка здесь частые гости — по словам Юлии Морозовой, проворство зверьков не позволяет шишкам даже долететь до земли.
Задумчивая гипсовая химера, ее специалисты ласково называют монстриком, — достопримечательность этой зоны. Она расположилась на камнях, которыми окантовывали цветники розария еще до реконструкции.
«У монстрика в ухе кольцо — и молодожены, фотографируясь здесь, обязательно его трогают. Тогда, по примете, наш герой будет помогать паре хранить друг другу верность. А если кто-то нарушит клятву, монстрик явится виновнику — или виновнице — в страшных снах», — шутит Юлия Морозова.
Арку, которая предваряет вход в «солнечный кабинетик», оплетают два растения: с одной стороны — древогубец, с другой — кирказон. К сожалению, они пострадали от майских заморозков и сейчас обрастают заново. Зато уже к августу эти растения сплетутся в одну сплошную зеленую крышу.
Еще одна гордость розария — боярышник махровый сорта Rosea Plena. Каждое соцветие напоминает миниатюрный букет, будто бы предназначенный для Дюймовочки.
Сад ароматов, напоминающий аптекарский огород, встречает гостей двумя симметричными растениями, выстриженными в технике ниваки.
«Две старые-престарые шаровидные туи со временем утратили декоративность. Встал вопрос, что с ними делать, — рассказывает Юлия Морозова. — В итоге решили открыть их прекрасные извилистые стволы, а кончики ветвей обросли зеленым облаком хвои».
Еще одна диковинка этой зоны — самшиты, южные растения, которые в климате средней полосы России обычно вымерзают до уровня снегового покрова. Однако здесь их укрывают на зиму по собственной специальной технологии. Результат восхищает: от самшитов исходит аромат, который точно узнают те, кто хоть раз побывал в каком-нибудь южном городе.
Самая настоящая достопримечательность розария — солнечные часы. Это действующий астрономический прибор, сделанный по индивидуальному проекту в 2011 году. С его помощью, например, можно узнать истинное — солнечное — время на нашем меридиане. Около часов есть надпись на латыни: «Все меняется, но ничто не исчезает».
«Эти слова очень подходят розарию, — рассуждает Юлия Морозова. — Заложенный в 1950-х годах, он пережил тяжелые времена 1990-х, когда практически весь зарос травой, но был восстановлен, сюда стали снова приходить люди. Он меняется, но не исчезает».