Заработала расположенная на северо-востоке города новая железнодорожная платформа Северянин. С ее открытием завершилась интеграция путей Ярославского направления Московской железной дороги (МЖД) и Московского центрального кольца (МЦК).
Новый остановочный пункт включает три платформы с навесами, тоннель, по которому можно перейти на станцию МЦК Ростокино, а также надземный пешеходный переход с распределительным залом (конкорсом), который позволяет пассажирам с комфортом добраться до остановок наземного транспорта и обеспечивает выход к торговым центрам.
Образовавшийся пересадочный узел позволит горожанам сократить время в пути на 30 процентов. Ожидается, что к 2025 году в одни лишь часы пик платформой будут пользоваться до 18,2 тысячи человек. Благодаря открытию платформы также снизится нагрузка на Ярославский вокзал и станцию метро «Комсомольская».
На Ярославском направлении продолжается работа по модернизации железнодорожной инфраструктуры. На самых загруженных участках ведется строительство дополнительных путей: V главного пути Москва (Ярославский вокзал) – Мытищи, IV главного пути Мытищи – Пушкино и III главного пути Мытищи – Болшево. С их открытием частота движения пригородных электропоездов вырастет на 16 процентов, появится 150 тысяч дополнительных пассажирских мест в сутки. Это позволит сделать поездки комфортнее для более чем 800 тысяч жителей Москвы и Подмосковья.
Строительство платформы Северянин велось с 2016 года по программе интеграции МЦК с восемью радиальными направлениями железной дороги.
В рамках этой программы в 2017 году была организована пересадка с платформы Фрезер Казанского направления МЖД на станцию МЦК Андроновка. А в 2018 году завершились работы по интеграции МЦК с платформами Новохохловская Курского направления МЖД, Окружная Савеловского направления МЖД (первый этап), Ленинградская Рижского направления МЖД (первый этап, в 2019-м завершили второй этап) и Верхние Котлы Павелецкого направления МЖД.
В 2019 году появилась возможность пересесть на МЦК с платформы Карачарово Горьковского направления МЖД.
В настоящее время продолжаются работы по интеграции МЦК с платформой НАТИ Октябрьской железной дороги. Открытие обновленной платформы запланировано на конец 2019 года. Время пересадки с платформы НАТИ на станцию МЦК Лихоборы сократится до трех минут.
В общей сложности за счет ввода новых путей, увеличения количества поездов и других мероприятий на Московском железнодорожном узле в течение 2019 года планируется создать дополнительно 1,3 миллиона пассажирских мест в сутки и еще более пяти миллионов – к 2023 году. Прогнозируемый пассажиропоток составит 3,7 миллиона человек в день, а годовой пассажиропоток – 1,25 миллиарда человек.
На базе железнодорожной инфраструктуры в Москве сегодня создают новое наземное метро, которое свяжет мегаполис с городами ближнего Подмосковья. Благодаря Московским центральным диаметрам (МЦД) пассажиры смогут пересечь столицу за 40 минут.
Движение по первым двум диаметрам, МЦД-1 Одинцово – Лобня и МЦД-2 Нахабино – Подольск, будет запущено в конце 2019 года. В перспективе появятся и другие диаметры, в частности, рассматривается возможность создать маршруты, которые соединят Зеленоград и Раменское, Апрелевку и Железнодорожный. В будущем планируется проработать маршрут МЦД-5, в основу которого лягут пути Павелецкого направления МЖД.
Работать диаметры будут с 05:30 до 01:00 – так же, как и метро. Интервалы движения поездов в часы пик не будут превышать пяти-шести минут.
По МЦД будут курсировать новейшие поезда «Иволга». В них будет поддерживаться комфортный микроклимат и работать система обеззараживания воздуха. В вагонах есть крепления для велосипедов, точки доступа к Wi-Fi. В каждом предусмотрено по 16 USB-розеток для зарядки гаджетов.