«Рог времени трубит нами». Заглядываем на выставку в Музее С.А. Есенина

13 ноября 2023
Культура

В Московском государственном музее С.А. Есенина проходит выставка, посвященная 130-летию со дня рождения Владимира Маяковского. Здесь рассказывают о том, какие отношения были между ним и Сергеем Есениным, что их связывало и, наоборот, разобщало. За их словесными дуэлями следила вся Москва, а сами они, хоть и отпуская порой неприятные эпитеты, уважали друг друга и признавали наличие настоящего поэтического дара у соперника.

Балалаечник — певцу банок Моссельпрома

Они познакомились примерно в 1915–1916 годах — точная дата неизвестна. Сергей Есенин, приехавший из Рязанской губернии, еще не успел до конца освоиться в Москве, а Владимир Маяковский уже был достаточно известен в городе. Интересный факт: первые прижизненные сборники поэтов — «Я!» Маяковского и «Радуница» Есенина — вышли с разницей всего в три года, в 1913-м и в 1916-м соответственно.

Первая встреча состоялась в гостях у писателя Федора Сологуба, который собирал у себя интеллигенцию и богему: музыкантов, актеров, литераторов. Есенин, приверженец новокрестьянской поэзии, обожал наряжаться в народном стиле, а потому появился перед всеми в лаптях и рубахе. На выставке, кстати, можно увидеть косоворотку (рубаху с косым воротом), одну из тех, которые он носил. Маяковскому такой вид пришелся не по душе.

«В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной из хороших ленинградских квартир. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет свое одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским», — писал он в 1926 году в статье «Как делать стихи».

Уходя тем вечером из дома Сологуба, Маяковский небрежно сказал Есенину: «Я уверен, что вы бросите все эти лапти, петушки и гребешки». Так между поэтами пробежала черная кошка. Потом, чуть позже, на одном из приемов Есенин прочел свое стихотворение в образе все того же простецкого парня из деревни, а Маяковский сравнил его мягкий голос с запевшим лампадным маслом.

Оба поэта при каждом удобном случае обменивались остротами. «Корова в перчатках лаечных», «балалаечник», «звонкий забулдыга подмастерье», «певец банок Моссельпрома», «человек непонятной профессии» — вот только некоторые характеристики, которыми Маяковский и Есенин награждали друг друга. За противостоянием со смешком наблюдала вся Москва — современники любили их двоих одинаково, несмотря на то что они абсолютно разные: Маяковский — первый поэт революции, голос пролетариев, а Есенин — добродушный хулиган, завсегдатай кабаков, певец деревенской жизни и русской природы. Но, как бы то ни было, каждый признавал наличие у другого несомненного таланта.

Два разных течения

Антагонисты принадлежали и к разным течениям поэтического искусства. Владимир Маяковский был футуристом, вместе с единомышленниками обращал взор в будущее — и оно, по их мнению, просто обязано было радикально отличаться от прошлого. Они стремились «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности», искали новый поэтический язык, эпатировали публику, стремясь поддеть творцов уходящей эпохи. А вот имажинисты, к которым некоторое время принадлежал Сергей Есенин, совсем не собирались противопоставлять новое и старое. Они выступали за то, что поэт должен сосредоточиться прежде всего на лирических, ярких образах (в переводе с латинского imago — «образ»). Таким подходом (в том числе желанием не иметь ничего общего с революцией) они раздражали футуристов.

Представители обоих движений открыто противоборствовали. А 4 ноября 1920 года в Большом зале Московской консерватории состоялся так называемый суд над имажинистами, который был частью поэтических публичных дискуссий. В роли обвинителей выступали Валерий Брюсов и Иван Аксенов, среди обвиняемых — Сергей Есенин, Вадим Шершеневич и другие. Встреча, афишу которой можно увидеть на выставке в музее, закончилась «оправданием» имажинистов. В конце Есенин прочитал «Плюйся, ветер, охапками листьев…» — ему рукоплескали все. В свою очередь, подобное устраивали и имажинисты, верша «суд» над современной поэзией.

Организаторы выставки решили воссоздать два литературных прибежища: «Кафе поэтов» на Тверской улице, стены которого разрисовывал лично Маяковский, и имажинистское «Стойло Пегаса». Посетители могут увидеть фотографии участников, их книги, автографы, макеты афиш и многое другое. Один из самых ценных экспонатов — сборник рукописей имажинистов.

Нечто общее

Впрочем, было кое-что, объединявшее Маяковского и Есенина: они одинаково требовательно относились к собственному творчеству. Сочинительство было для них трудом, настоящим мастерством, порой изнурительной работой, но никак не досугом и не развлечением. Так, среди экспонатов есть их рукописи — со множеством правок, зачеркиваний, переписанными фрагментами.

Есть воспоминания современников о том, как однажды Сергей Есенин сидел в «Стойле Пегаса» и писал, долго не мог найти нужное слово, расстроился и отправился гулять по Тверскому бульвару, попутно выкрикивая только что сочиненные строки. Потом пришло озарение, и его товарищи, которые шли рядом, быстро предоставили ему блокнот и карандаш. Есенин, расположившись на скамейке, начал записывать то, что придумал. Интересно, что обычно всех остальных он уверял, что ему все дается легко, — на самом деле просто не хотел тратить время на объяснения.

Если говорить о Маяковском, то примирила его с вечным оппонентом смерть последнего. Узнав, что Есенина не стало, он посвятил ему стихотворение — одни из самых теплых строчек, написанных им:

Нет, Есенин,
                      это
                            не насмешка.
В горле
              горе комом —
                                        не смешок.
Вижу —
              взрезанной рукой помешкав,
собственных
                         костей
                                      качаете мешок.

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

Ближайшие события

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря

«Во имя промысла. Художественные промыслы России. Имена XX века» во Всероссийском музее декоративного искусства

26 октября 202320 октября 2024


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies