— Я люблю читать. Когда я еду на гастроли или съемки, у меня с собой всегда электронная книга, память которой целиком заполнена. Так что времени в дороге зря не теряю.
Любовь к чтению передалась мне от мамы. Я с детства очень много читал, даже то, что не входило в школьную программу. Например, в десятом классе поставил себе задачу прочесть всего Эмиля Золя (22 тома) — и сделал это.
И мне до сих пор интересна серьезная, высокая литература, развлекательные книги я не воспринимаю. Для меня имеют значение только те произведения, которые могут способствовать формированию личности.
В юности огромное влияние на меня оказало знакомство с книгами Джека Лондона о сильных, мужественных людях, о том, как они выживают в непростых условиях.
Несколько лет роман «Мартин Иден» был моей настольной книгой. Я многое понял благодаря ей: например, что формировать жизнь нужно за счет воли, упорства, упрямства. Вот тогда действительно можно достичь высот. Если ты по-настоящему ставишь цель — ты ее добиваешься.
Эта книга помогла мне собраться, взять себя в руки в определенные моменты. Наверное, без нее я бы не стал таким, какой я есть.
Во времена моей молодости было модно читать Ремарка, в особенности роман «Три товарища». Эффект был ошеломительный, я долго не мог прийти в себя — послевкусие, аромат этой книги меня не оставляли. Насколько автор смог передать тонкости и оттенки мужского характера! Как он писал о дружбе, об отношениях мужчины и женщины! Ремарк мастерски говорит о трагической любви.
Потом ко мне в руки попали и другие его произведения, среди которых «Черный обелиск» — его я тоже очень люблю. Но роман «Три товарища» все равно стоит особняком в творчестве писателя — по крайней мере, для меня.
Творчеством Михаила Юрьевича я увлекся еще во времена учебы в Театральном училище имени М.С. Щепкина. До этого, конечно, я читал какие-то его произведения, но толком их не понимал — наверное, нужно было до них дозреть.
И вот на первом курсе мне попадается стихотворение «Я не унижусь пред тобою…». Впечатление было магическим. Оно меня просто околдовало. Подумать только: Лермонтов, когда писал это, был еще совсем мальчиком, но какая глубина! Это талант от бога!
Однажды мне пришлось готовить концертную программу, в которой я использовал стихи Лермонтова. Как ни парадоксально, но его произведения довольно сложные для зрительского восприятия. Я думаю, не все могут их понять.
Пьесу «Маскарад» я впервые прочел в юности. Уже тогда сюжетные перипетии произвели на меня большое впечатление. В 2014 году я начал репетировать в Малом театре роль Арбенина — и еще раз проникся глубиной этого произведения. Скажу честно: вначале я даже испугался, что не смогу понять и передать характер героя, этого русского Отелло.
Сейчас, после нескольких лет работы с материалом, я не изменяю своей традиции: в день, когда я играю в «Маскараде», я не занимаюсь больше ничем — не отвечаю на телефонные звонки, никуда не выезжаю, кроме театра. Я полностью погружен в поэзию Лермонтова. Это автор, который требует к себе очень серьезного отношения.
Я с удовольствием вспоминаю строки одного из наших критиков, который написал: «Если бы Лермонтов дожил до 36 лет, неизвестно, кто был бы первым писателем России». Я рад, что он есть в моей судьбе.
Одна из моих любимых книг — «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя — была запрещена у нас в стране до 1962 года. Я прочел роман залпом, потом не раз к нему возвращался, но до сих пор не могу разгадать его до конца. Потом познакомился с другими произведениями Хемингуэя — повестью «Старик и море», романом «Прощай, оружие!».
Будучи за границей, я старался покупать там книги, несмотря на то, что тогда у меня был очень скромный гонорар. Еще я читал все, что было написано о самом авторе, и эти издания до сих пор хранятся в моей домашней библиотеке.
Во всех моих электронных книгах есть полное собрание сочинений Хемингуэя, так что он всегда путешествует со мной. Это абсолютно мой автор, могу открыть его произведение на любой странице и сразу в него погрузиться. Я знаю его тексты почти наизусть, но тем не менее могу их бесконечно читать.