Рекордная кольцевая: интересные факты о строительстве БКЛ

4 апреля 2023
Транспорт

Месяц назад замкнулась Большая кольцевая линия (БКЛ) столичного метрополитена. 1 марта были открыты последние девять станций северо-восточного, восточного и южного участков, и тогда же было запущено полноценное движение поездов по всему кольцу.

БКЛ стала самой протяженной кольцевой линией метро в мире. Это уникальный транспортный объект: более 70 километров и 31 станция. БКЛ связывает все радиальные линии метро, платформы Московского центрального кольца и Московских центральных диаметров.

Ударные темпы работ

На строительство Большой кольцевой линии ушло всего 10 лет, а сами станции сооружали в среднем по два-три года. Учитывая масштабы и сложность работ, уложиться в столь сжатые сроки было настоящим подвигом проектировщиков, архитекторов, инженеров и строителей. В этом мегапроекте участвовали около 20 тысяч специалистов, работы велись круглосуточно, в три смены. В пиковый период строительства БКЛ в сутки на участках трудились более 11 тысяч человек.

Большинство станций БКЛ — мелкого заложения, их строили открытым способом — в котлованах. Станции же глубокого заложения сооружали закрытым способом в районах плотной застройки с большим количеством инженерных коммуникаций, вынос которых требовал финансовых затрат и времени. На БКЛ три такие станции: «Савеловская», «Рижская» и «Марьина Роща».

Рекордные темпы: строительство станций БКЛ заняло в среднем два-три годаСергей Собянин: БКЛ стала самой протяженной кольцевой линией метро в миреЭкономия времени и комфорт: как Большая кольцевая линия изменит транспортную обстановку в Москве

Гигантские машины-землекопы

Если в 1930-е годы тоннели строили практически вручную, то сегодня в арсенале строителей самое современное оборудование, включая тоннелепроходческие механизированные комплексы (ТПМК). Проходка на БКЛ велась как шестиметровыми щитами, так и 10-метровыми гигантами, предназначенными для прокладывания двухпутных тоннелей.

Для строительства БКЛ создали центр управления проходкой, который помогал выявлять и устранять любые отклонения при ведении работ: информация о ходе прокладки тоннелей поступала в режиме реального времени, что позволяло оперативно корректировать действия экипажей тоннелепроходческих комплексов.

Всего по кольцу прошли 33 щита. А в 2020 году в Москве установили мировой рекорд: столичную подземку одновременно строили 23 тоннелепроходческих комплекса, большая часть которых прокладывала будущую БКЛ. Кроме того, при проходке двухпутного тоннеля на западном участке экипаж щита «Лилия» поставил рекорд по скорости ведения работ — 500 погонных метров в месяц.

На строительстве БКЛ работали 33 тоннелепроходческих щитаЦентр управления тоннелепроходкой создали для строительства БКЛ

Технологичное строительство

Поскольку маршрут Большой кольцевой линии проходит в районах плотной городской застройки, подземных инженерных коммуникаций при строительстве встречалось много. В ходе строительства специалисты использовали систему подземного мониторинга. С ее помощью можно было выяснить, как работы повлияют на окружающую застройку и где стоит усилить фундаменты сооружений, которые расположены над строящимися тоннелями метро.

При строительстве станций западного участка БКЛ «Терехово», «Кунцевская» и «Давыдково» впервые в отечественном метростроении проектировщики применили элементы технологий информационного моделирования. Это позволило увязать между собой инженерные системы станции, минимизировав коллизии, возникающие в ходе строительства. А при возведении восточного участка БКЛ (станций «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники», «Текстильщики» и трех притоннельных сооружений) проектировщики создали единую 3D-модель. Использование элементов информационного моделирования и 3D-моделей помогло оптимизировать многие рабочие процессы, усовершенствовать проектные решения и сократить сроки строительства станций.

Информационное моделирование. Перегонные тоннели западного участка БКЛ

Водопритоки, плывуны и другие враги проходчиков

Но коммуникации были не единственной проблемой строителей БКЛ. Почти два километра тоннелей прошли под крупными водоемами, например под Москвой-рекой, Яузой и Нагатинским затоном. Самый протяженный перегон среди подводных тоннелей БКЛ находится на восточном участке — между станциями «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар», его длина составляет 550 метров.

Прокладывать тоннели под реками — технически сложный процесс. На протяженных участках под водоемами невозможно обустроить котлован для ремонта щита, а также заменить режущий инструмент тоннелепроходческого комплекса. Для этого необходимы кессонные работы: их выполняют в специальных сооружениях — кессонах — под повышенным давлением.

Помимо этого, в столичном грунте содержится слишком много воды, она скапливается в пустотах карстовых пород. Жидкость удерживают также суглинистые и песчаные участки. Для борьбы с излишней влагой применяли оборудование для снижения уровня воды. А еще на пути проходчиков вставали плывуны — объемные массы мелкого пылеобразного песка, перемешанного с глиной и пропитанного водой, как губка. Такие сложные участки замораживали жидким азотом или холодильными установками.

Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Почти два километра тоннелей БКЛ проходит под московскими рекамиСвыше миллиона кубометров бетона уложили при строительстве БКЛСергей Собянин рассказал, чем уникальна Большая кольцевая линия метро

Уникальный конвейер и виброгасящие плиты

Чтобы справиться со сложными участками и грунтом, специалисты прибегали и к другим новшествам. Так, на участке между станциями «Рижская» и «Сокольники» для проведения тоннелепроходческих работ была сооружена монтажно-щитовая камера несвойственной для московского метро круглой формы и глубиной около 40 метров. Специально для этого объекта был спроектирован уникальный вертикальный конвейер. Применение конвейерной ленты позволило автоматизировать выдачу до 600 тонн грунта в сутки, а также значительно ускорить проходку перегонных тоннелей.

Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

На востоке БКЛ между станциями «Текстильщики» и «Печатники» строители применили неординарную технологию спуска в котлован 10-метрового щита. Для этого использовали портальную систему, способную поднимать грузы весом до 1,2 тысячи тонн. С ее помощью собранные на поверхности элементы щита, в том числе головную часть весом 870 тонн, переместили в монтажно-щитовую камеру. Такое решение позволило сократить сроки монтажа ТПМК и параллельно проводить работы на других участках. Обычно щит спускают частями и собирают уже в котловане.

Под деловым центром «Москва-Сити» поезда следуют по путям уникальной конструкции — с виброгасящими плитами, уменьшающими нагрузки на конструкции высотных зданий.

Самый длинный эскалатор и материалы нового поколения

При строительстве Большой кольцевой линии установлен еще один рекорд — самый длинный эскалатор в Москве появился на станции «Марьина Роща». Его длина составила 130 метров. Он на четыре метра длиннее прежнего рекордсмена — эскалатора на станции «Парк Победы».

У всех станций БКЛ индивидуальный архитектурный облик. Так, «Электрозаводскую» украшает большое панно длиной 163 метра. На композиции работы художника Александра Рукавишникова «Битва героев» отображен собирательный образ защитника Древней Руси.

Дизайн шести станций, среди которых «Мневники», «Терехово», «Марьина Роща», «Рижская», «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар», был определен в результате международных архитектурных конкурсов. На «Воронцовской» и «Новаторской» впервые в истории метро использовали искусственный камень — кварцевый агломерат, обладающий хорошей износостойкостью и прочностью. Он также позволяет задействовать при отделке широкую гамму цветов. На станции «Терехово» применили пластичный стеклофибробетон. Это легкий и прочный материал нового поколения.

При отделке станций БКЛ использовали также около 10 видов натурального камня. Для облицовки стен применили три вида саянского мрамора, полоцкий мрамор и балтийский гранит. Сибирский, шимановский и камбулатовский гранит были выбраны для выкладки полов. Стены и полы некоторых станций украшены габбро и лабрадоритом.

Помимо уникальных материалов, станции БКЛ отличают технологии отделки. Так, при декорировании вестибюля «Нагатинского Затона» обратились к редкой технике интарсии по камню: в мраморе с помощью углублений, заполненных краской, создали изображения рыб, а на платформенном участке находятся мозаичные панно с гигантскими обитателями водоемов. На станции «Терехово» применили цифровую печать на бетоне — на колоннах станции появились силуэты человеческих фигур.

При отделке станций БКЛ использовали уникальные для метростроения материалыПолюбоваться естественной красотой металла: какие станции БКЛ выполнены в стиле лофтРусский авангард в современном воплощении: в дизайне трех станций БКЛ нашли отражение супрематизм и конструктивизм

 

Источник: mos.ru

Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Ближайшие события

«Римская мозаика» в Московском государственном музее С.А. Есенина

8 июня29 декабря

«Новые сказки» во Всероссийском музее декоративного искусства

6 сентября20 ноября


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies