Рабочий, колхозница, барельефы и кокошники: каким будет павильон «Центросоюз» на ВДНХ

23 января 2019
Культура

Павильон № 61 «Центросоюз» на ВДНХ ждет реставрация. Здание, расположенное на Липовой аллее справа от фонтана «Каменный цветок», было построено в 1954 году по проекту архитекторов Рудольфа Кликса и Бориса Виленского.

Его экспозиция должна была отражать роль потребительской кооперации в экономике СССР, целью которой было установление и развитие товарной связи между городом и деревней. С 1959 по 1963 год павильон носил имя «Атомная энергия в мирных целях», затем сменил его на «Механизацию сельского хозяйства СССР». С 1964 по 1992 год он назывался «Легкая промышленность». Сейчас в здании располагаются административные помещения ВДНХ.

Павильон был построен в стиле сталинского ампира, однако в убранстве присутствуют и элементы древнерусского зодчества. Здание венчает башня-шатер со множеством кокошников — архитектурных деталей, внешне напоминающих традиционный русский женский русский головной убор. Башню украшает золоченый шпиль с серпом и молотом на конце. Внизу шпиль окружен металлическим венком из снопа колосьев со звездами и лентами.

Главный вход отделан витражами из прозрачного стекла, обрамленными ажурным металлическим декором. Они также выполнены в стиле древнерусского зодчества. Кроме того, центральный вход оформлен двумя полуколоннами с лепным резным узором.

На пилонах (массивные выступы фасада, обрамляющие главный вход) возвышаются две скульптуры — «Колхозница со снопом» и «Рабочий с разводным ключом», олицетворяющие город и деревню. Колхозница изображена стоящей справа от большого снопа пшеницы, она держит в левой руке несколько колосков. У рабочего на правом плече разводной ключ, он опирается на установленную позади наковальню. У основания наковальни изображена шестеренка. Такие скульптурные образы были типичными для сталинского ампира.

«В 1950-х годах декор фасадов павильона был значительно богаче. В 1960-х годах, когда на смену сталинскому ампиру пришел модернизм, началась так называемая борьба с излишествами в архитектуре. С фасадов павильона № 61 исчезли гирлянды, картуш и барельефы, цветовое оформление здания также изменилось: стены и все оставшиеся декоративные элементы выкрасили в светлые тона. А в 1970-х годах к дворовому фасаду пристроили арку из темного стекла. Теперь реставраторам предстоит вернуть былое великолепие павильону, и скоро москвичи вновь увидят его таким, как задумал автор», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Изначально над главным входом можно было увидеть картуш — декоративный элемент в виде неразвернутого свитка бумаги с эмблемой Центросоюза — буквами Ц и С. Стены центрального фасада украшали два барельефа с фигурами колхозниц и рабочих в окружении колосьев пшеницы, кувшинов с молоком, овощей, фруктов. Скульптурные изображения продолжали тему торгового взаимодействия города и деревни.

Кроме того, на фасадах можно было увидеть лепные гирлянды из овощей и фруктов, а также цветочные гирлянды и розетки. К углам здания примыкали два фонтана, чаши которых были выполнены в виде керамических ажурных шаров с изображениями овощей и фруктов. До наших дней сохранился только один из них.

Изначально стены павильона были выкрашены в кремовый цвет, весь лепной декор, в том числе и кокошники, а также фонтаны, был выделен терракотовым, а скульптуры и барельеф — белым цветом.

Павильон «Центросоюз» — объект культурного наследия федерального значения, поэтому проект реставрации был согласован специалистами Департамента культурного наследия города Москвы, а все работы будут проходить под их контролем. Для того чтобы полностью воссоздать исторический облик павильона 1954 года, реставраторы тщательно изучили архивные документы, чертежи и фотографии.

Как отметил Алексей Емельянов, сначала стеклянную пристройку демонтируют, вернув зданию первоначальную планировку. Затем специалисты укрепят фундамент и кирпичную кладку здания, заделают трещины на стенах, заменят кровлю и систему водостока. В мастерских реставраторы воссоздадут утраченные лепные элементы и барельефы из цемента.

«Дружба народов»: как проходит и когда завершится реставрация фонтана на ВДНХСкульптуры рыб вернулись на фасад павильона «Биология» на ВДНХ спустя полвека

Главный фасад покроют терразитовой штукатуркой — это смесь цемента, извести-пушонки, кварцевого песка и декоративных наполнителей со специальными красящими пигментами. Она позволяет создать неоднородный шероховатый рельеф на поверхности фасада, имитирующий натуральный камень. Ветхое бетонное основание скульптур заменят на новое, а сами фигуры приведут в порядок.

Шпиль, фигуру серпа и молота, а также металлический декор витражей покроют новым слоем позолоты. Оставшуюся чашу фонтана-шара отреставрируют, а утраченную воссоздадут по сохранившемуся образцу. На завершающем этапе работ фасады выкрасят в первоначальные цвета. Реставрацию павильона планируют начать в этом году.

Масштабное возрождение ВДНХ началось в 2014 году. С тех пор отреставрировали 11 объектов культурного наследия. Кроме фонтанов, в этом списке восемь исторических павильонов, которые уже открыты для посетителей. Работы ведутся еще почти в 40 исторических зданиях и сооружениях. Например, к началу сезона фонтанов планируется закончить реставрацию фонтана «Дружба народов». Завершить реконструкцию выставки планируют в 2020 году.

Какой станет главная выставка страны

Источник: mos.ru

Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Ближайшие события
175₽ - Для взрослых

Основная экспозиция Музея космонавтики

23 сентября 202131 декабря 2025

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies