Птичка на елке из Дома Гоголя, праздничные традиции Паустовских и другие зимние истории из московских музеев

1 января
Культура

Как в собрании Дарвиновского музея появилась редкая белка-альбинос? Какое новогоднее чудо можно рассмотреть на картине Сергея Христофорова 1937-го? Почему плакаты первой военной зимы 1941–1942 годов были выполнены в дореволюционных цветах? Рассказываем зимние истории из московских музеев.

Сундучок с птичкой. Дом Гоголя

В 2024 году исполнится 200 лет со дня рождения Елизаветы Васильевны Гоголь-Яновской, в замужестве Быковой (1824–1864), родной сестры Николая Гоголя. О ней помнят не только из-за того, что она близкая родственница великого писателя, но и потому, что ее потомки сделали много хорошего для страны (в том числе передали в Дом Гоголя уникальные предметы).

Ее единственный сын Николай Владимирович Быков, получивший имя в честь дяди, стал участником освобождения Болгарии от османского ига и был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость». Выйдя в отставку, он много работал для возрождения хозяйства в родном гоголевском селе Васильевка, стал одним из создателей Миргородской художественно-промышленной школы имени Н.В. Гоголя и одним из «отцов города», принимавших императора Николая II во время празднования 200-летия Полтавского сражения. Николай Быков был счастливо женат на Марии Александровне Пушкиной, внучке поэта, в семье росло девять детей.

Традиции празднования Рождества в большой дружной семье бережно хранили: дети колядовали, пели песни, устраивали вертепы. В доме Быковых было шумно и весело. В те времена елочных игрушек выпускали мало, часто их мастерили сами из бумаги, ткани и любых подручных материалов. Перед Рождеством это было одной из любимейших детских забав. А в Доме Гоголя хранятся две елочные игрушки семьи Быковых. Одна из них — латунный сундучок с птичкой на крышке. Изначально эта маленькая шкатулка служила футляром для фарфоровой чернильницы, но со временем сосуд разбился, а футляр превратился в елочную игрушку. Очень возможно, что в нее клали какое-нибудь угощение из тех, которые любил и Николай Васильевич. Классик, по воспоминаниям друзей и современников, был большим ценителем сладостей, в том числе конфет и медовых пряников, часто служивших в XIX веке елочными украшениями.

Новогоднее чудо и индустриальный пейзаж. Музей-заповедник «Коломенское»

Картина Сергея Христофорова «Зимний спорт ребят», представленная на выставке «В ожидании чуда» во дворце царя Алексея Михайловича, напоминает зимние пейзажи Брейгелей и малых голландцев. Можно долго рассматривать сценки, которые разворачиваются на заледеневшем пруду. Но, несмотря на кажущуюся простоту и очевидность сюжета, в нем можно найти и скрытые смыслы.

Во-первых, стоит обратить внимание на дымящие трубы заводов на фоне. Зачем художник показал зимнее веселье, совместив его с промышленным пейзажем? Разгадка — во времени создания картины. Долгих новогодних каникул в 1930-е не было, даже 1 января советские граждане выходили на работу. Художник хотел передать очарование новогоднего гулянья на катке, но в то же время напомнить, что и в праздники индустриализация не сбавляет темпы. Если присмотреться к фигурам, то можно заметить, что на картине почти нет взрослых.

Вторая интересная деталь, которая раскрывает контекст времени, — елка в центре пруда. Картина написана в 1937-м, а ведь всего двумя годами ранее новогодняя елка была под строгим запретом в СССР как буржуазный, «поповский» символ Рождества. Ее вернули в 1935-м после публикации в газете «Правда», где было сказано, что «следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец». Впервые после запрета елку установили в Кремле как раз на новый, 1937 год! Картина Сергея Христофорова «Зимний спорт ребят» — это окно в прошлое, возможность взглянуть на детство бабушек и прабабушек, разделить с ними радость встречи с волшебством. Ведь дети, которые собрались в хоровод, возможно, впервые в жизни видят новогоднюю елку, и она для них — настоящее чудо.

От Петра I до Павла Постышева: кто подарил россиянам традицию наряжать елкуОт Высоких гор до Дома союзов: где москвичи в разное время отмечали Новый год

Новогодние плакаты военной зимы. Государственный музей обороны Москвы

В первую военную зиму 1941–1942 годов в столице, несмотря ни на что, было решено праздновать Новый год. Обстановка оставалась сложной, еще продолжалась Битва за Москву, но в начале января организовали и провели детские елки и спектакли. 3 января 1942-го газета «Московский большевик» сообщала, что в первый день наступившего года дети собрались на утренники в городском Доме пионеров, Центральном доме детей железнодорожников, клубах и на пионерских форпостах. В филиале Большого театра Союза ССР зрители смотрели балет «Конек-горбунок», Московский музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко ставил оперу «Корневильские колокола».

Елки организовывали в детских садах и госпиталях для раненых детей. На подарки Моссовет разрешил отделу торговли передать до 10 тонн кондитерских изделий. Примерно 25–26 декабря открылись елочные базары на Трубной площади, у Кропоткинских Ворот, на Чистопрудном бульваре. Елку там можно было купить за три — пять рублей.

Городу, разумеется, нужны были праздничные плакаты и афиши к новогодним елкам. В собрании Государственного музея обороны Москвы хранятся эскизы, выполненные членом Союза художников СССР Верой Ливановой, ставшей одной из самых известных советских художниц-плакатисток. Эскизы Вера Матвеевна выполнила в традиционных цветах дореволюционного Нового года (синий, белый, красный), но причиной выбора были еще и условия печати военных лет. Набор из этих трех цветов позволял воспроизводить эскизы в ускоренных темпах, не теряя времени на заливку в клише мелких деталей разных цветов.

Танки и самолеты на елке: как встречали Новый год в Великую Отечественную войну

Белка-альбинос и самовар. Дарвиновский музей

Основатель Государственного Дарвиновского музея Александр Котс не упускал возможности пополнить коллекцию редкими предметами — в частности, его очень интересовали чучела животных с аномальным окрасом. Ради этого он мог пожертвовать даже фамильными сокровищами, так случилось, например, с «зимней» белкой-альбиносом.

Однажды Александр Котс, идя по улице, увидел в окне первого этажа чучело белки-альбиноса. В природе шанс встретить такого зверька составляет примерно 1 к 10 000. Как всякий энтузиаст, Котс решил любой ценой заполучить эту редкость. Хозяйка же наотрез отказалась продавать чучело: по ее словам, это была память о покойном муже. После долгих уговоров и переговоров владелица все же согласилась выменять белую белку на самовар — ценную в хозяйстве вещь в начале XX века. Котс побежал домой — там как раз собрались пить чай и разогрели самовар. Ничего толком не объяснив, глава семьи схватил самовар, выплеснул кипяток и убежал в неизвестном направлении. Через некоторое время вернулся — уже без самовара, зато с чучелом редкого грызуна.

Легендарную белку можно увидеть на втором этаже в зале «Микроэволюция», в витрине с другими альбиносами и меланистами.

От гориллы в ярости до великих ученых. Пять скульптур из Дарвиновского музея«Жизнь природы оказалась понятной». Читаем книги отзывов Дарвиновского музея

 Зимние фотографии и новогодние открытки. Музей К.Г. Паустовского

К зимним праздникам — Рождеству, Новому году, Святкам — Константин Паустовский относился по-особому: в семье писателя традиции были очень важны. Паустовские всегда украшали дом и дарили подарки близким, а ночь накануне праздника была наполнена волшебством. В рассказе «Сказочник» писатель вспоминал, как наряжали елку, а детей в это время отправляли погулять — они успевали увидеть, как в сумерках зажигаются газовые фонари, рассмотреть в их свете разные волшебные вещи в витринах магазинов. Вернувшись домой, дети могли порадоваться красоте и открыть подарки.

Рождественские и новогодние дни всегда были полны встреч с друзьями, походов в гости. В семье Паустовских с большим почтением относились к искусству, а потому именно в праздники стремились посетить музеи и побывать в театрах.

Новый, 1912 год Паустовский встречал в Москве, приехав к матери на каникулы во время учебы в гимназии. Так он рассказывал об этом в книге воспоминаний «Далекие годы»:

«До Нового года оставалось два дня. Это были чудесные дни — заиндевелые и седые от тумана. Я ходил один на каток в Зоологический сад и бегал там на коньках. Новый год я встретил дома. Мама напекла печенья. Дима купил закусок, вина и пирожных... Я помог маме накрыть новогодний стол. Зажгли свечи. Мама поставила на стол бронзовый будильник. Я завел его на двенадцать часов. Я достал подарки, которые привез из Киева: маме — серую материю на платье, Гале — туфли, а Диме — большую готовальню. Я выпросил ее у Бори. Готовальня была замечательная. Мама обрадовалась подаркам. Бронзовый будильник отчаянно затрещал. Мы выпили по бокалу вина и поздравили друг друга с Новым годом».

Паустовский всю жизнь поддерживал эту традицию — праздновать Новый год в семейном кругу, с самыми близкими. Это было для него данью памяти о матери, отце, бабушке, сестре и братьях. Из многочисленных странствий писатель всегда стремился вернуться к Новому году в Москву. Поэтому в 1962-м неожиданно для всех он прервал официальный визит во Францию. Поезд прибыл 31 декабря за несколько часов до полуночи. К празднику, вспоминает дочь писателя Галина Алексеевна Арбузова, ничего не было готово, но Константин Георгиевич был счастлив просто от того, что они успели вернуться домой и многолетняя семейная традиция не была нарушена.

В коллекции музея хранятся редкие новогодние снимки из архива писателя. Паустовский увлекался фотографией: на одном из кадров он запечатлел деревенских ребят на зимней прогулке. Фотография сделана в 1930-е годы предположительно в Солотче (Рязанская область), куда Паустовский приезжал на протяжении двадцати лет и где написал знаменитые детские рассказы и повесть «Мещерская сторона».

Дети зимой. 1920–1930-е годы. Фото К. Паустовского

Каждый год в конце декабря на адрес Паустовского приходило множество писем, открыток и телеграмм с поздравлениями и пожеланиями. Среди сохранившихся поздравлений письмо Веры Буниной из Парижа с пожеланиями здоровья и творческих успехов, открытка от писателя Юрия Казакова с новогодним пожеланием «чтобы и все последующие годы были исполнены <…> гранками, верстками, журналами и книгами все новых и новых повестей и романов» и самодельная новогодняя открытка для третьеклассников школы № 560, которую дочь писателя отправила по просьбе и от имени Константина Паустовского. В приложенном к открытке письме выражается огромная благодарность за новогодние подарки от детей — альбом-книжечку с котом-ворюгой и игрушку-снеговика, которые украсили елку в доме писателя.

«Дорогой собрат». Как Бунин отправил открытку Паустовскому

Фигурки Снегурочек и открытки. Музей-заповедник «Кузьминки-Люблино»

Выставка «В гостях у Снегурочки» в музее-заповеднике «Кузьминки-Люблино» — одна большая зимняя история о самой прекрасной героине Нового года. Посетители могут рассмотреть, как менялся ее образ на открытках: скромная красавица, созданная Виктором Васнецовым, Михаилом Врубелем и Николаем Рерихом, веселая девочка в окружении мультгероев, взрослая девушка, воплощающая облики муз художников — авторов открыток конца 90-х годов прошлого столетия.

Интересно сравнить Снегурочек, созданных советской промышленностью во второй половине ХХ века, с авторскими куклами ручной работы современных художников.

Вероятно, русская народная сказка о Снегурочке появилась под влиянием северных сказаний, пришедших через поморов, а затем ее интерпретировали в устном творчестве рассказчиков — так появились разные вариации.

У современной российской Снегурочки есть белорусская, армянская и даже казахстанская сестры, однако все они — продолжение одного образа, окончательно сформировавшегося вместе с советской традицией встречи Нового года.

«В гостях у Снегурочки»: усадьба Люблино приглашает на новогоднюю выставку

Источник: mos.ru

Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

Ближайшие события

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies