Светские календари в России начали печатать в начале XVIII века. Довольно быстро красивые издания, содержащие, помимо перечней дней и месяцев, массу полезной информации из разных областей, стали популярными. Менялась страна, менялись возможности типографий и мода, но неизменным оставалось одно: новый год начинался со свежим календарем.
По просьбе mos.ru специалисты агентства «Мосгортур» Департамента культуры города Москвы выбрали самые интересные экземпляры в коллекциях столичных музеев. Рассказываем их истории.
Начало систематическому изданию календарей в России положил Петр I. Монарх-реформатор не только перевел страну на западноевропейское летоисчисление и перенес начало года на 1 января, но и стал инициатором выпуска первого печатного календаря. «Книга, именуемая брюсовский календарь» впервые была издана в 1709 году. Выдержав несколько переизданий с изменениями, она печаталась более 150 лет. В фондах Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына хранится экземпляр второго издания, датированный концом XVIII века.
Календарь получил имя одного из ближайших соратников Петра, потомка шотландских королей Якова Вилимовича Брюса (1670–1735). Он был одним из образованнейших людей своего времени, водил знакомство с Исааком Ньютоном и Готфридом Лейбницем, однако к содержанию календаря отношения не имел. Просто первое издание печаталось в поднадзорной шотландцу московской типографии, о чем сообщалось на титульной странице.
Многостраничный Брюсов календарь представлял собой своеобразную энциклопедию знаний по теологии, астрономии, географии, агрономии и даже астрологии. Во втором издании насчитывалось 19 разделов, включавших святцы с изображениями святых, солнечный и лунный календари, представления об устройстве земного мира и звездного неба, перечень расстояний от Москвы до различных населенных пунктов, карты Московской и Петербургской губерний, географические координаты и гербы важнейших городов Российской империи.
Кроме того, в календаре имелась предсказательная часть для «предзнаменования действий на всякий день» на ближайшие 200 лет. С каждой последующей редакцией количество разделов и страниц могло меняться, а граница прогнозов сдвигалась соответственно году выпуска.
Птица с человеческой головой и другие страшилки: что москвичи рассказывали о Сухаревой башне
К 100-летию победы России в войне 1812 года были выпущены красочные календари, оформленные лучшими иллюстраторами. Два таких календаря сегодня хранятся в фондах музея-панорамы «Бородинская битва».
Оформителем изданного в Москве календаря «В память столетнего юбилея Отечественной войны» стал один из основоположников русского стиля в книжной иллюстрации, знаменитый график-орнаменталист Борис Зворыкин (1872–1942). На каждый месяц — по три иллюстрированные страницы: таблица календаря в стилизованной ампирной рамке, отрывок из романа Льва Толстого «Война и мир» и иллюстрация Зворыкина к этому отрывку — от «Кометы 1812 года», которую увидел Пьер Безухов, до «Бегства Наполеона от армии». Популярность зворыкинского календаря была так велика, что один из тиражей даже прилагался к набору юбилейной парфюмерии «Букет Наполеона», чтобы стимулировать продажи.
В основе «Юбилейного календаря на 1912 год», отпечатанного в Петербурге, тоже лежало произведение Толстого, но не Льва Николаевича, а его двоюродного дяди, Федора Петровича, скульптора и живописца. Вершиной его творчества стала серия из 20 классицистических рельефов на тему «грозы двенадцатого года», которая считается шедевром русского медальерного искусства XIX века. Серия была известна не только в России, но и за рубежом и принесла Толстому членство в Венской и Прусской академиях художеств, а также медаль Всемирной выставки в Лондоне.
Иллюстрации к календарю выполнил известный художник и график Михаил Георгиевич Малышев (1852–1912), для которого эта работа стала одной из последних. Все 12 календарных листов он оформил идентично: вверху — монохромный рисунок одного из медальонов Толстого (единственное исключение — портрет Наполеона в феврале), внизу — подходящее по смыслу красочное батальное изображение.
Количество печатных изданий, вышедших по случаю годовщины, было беспрецедентным. Общий список книг, брошюр и календарей превышал 700 наименований, а их совокупный тираж приближался к пяти миллионам экземпляров.
Казачий граф и отец русской артиллерии: музейные истории о героях
Начало советской эры в истории страны сопровождалось изменениями в календаре: одним из первых законов новой власти в октябре 1917 года стал Декрет о восьмичасовом рабочем дне, а в январе 1918-го последовал Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря. Первый зафиксировал 15 государственных праздников Советской России, а второй перевел страну с юлианского на григорианское летоисчисление.
В музее — культурном центре «Интеграция» имени Николая Островского хранится уникальный документ эпохи — «Календарь коммуниста на 1925 год» из личной библиотеки автора романа «Как закалялась сталь». Такие карманные буклеты издавались в СССР с 1923 по 1938 год многотысячными тиражами.
800 страниц «Календаря коммуниста» включают множество разделов: «Хронология революционных событий», «Пролетарские годовщины и праздники», «Международные объединения», «Ленин и ленинизм», «Биографический словарь», «Антирелигиозный раздел». В последнем с позиций «марксистского исследования религии и пропагандистской практики» доказывалось, что никакой исторической подоплеки христианские праздники не имеют.
В первые годы советской власти новые революционные праздники мирно соседствовали со старыми — религиозными, которые проходили в календаре под названием «особые дни отдыха». Так, в перечне официальных выходных за 1925 год семь революционных праздников составили (в хронологическом порядке) Новый год, день траура памяти В.И. Ленина и Кровавого воскресенья, низвержение самодержавия, День Парижской коммуны, День Интернационала, День принятия Конституции и День пролетарской революции. Из девяти «особых дней» три приходились на Пасху, два — на Рождество, оставшиеся четыре — на Вознесение, Духов день, Преображение и Успение.
У разных регионов могли быть разные выходные: по предложению Моссовета и местных профсоюзов в 1925 году в Московской губернии вместо двух религиозных праздников, Крещения и Благовещения, вводились два дополнительных «пролетарских» выходных — 2 мая и 8 ноября.
Эпоха на блюдечке: изучаем агитационный фарфор из коллекции музея керамики в Кускове
В музее истории Московского зоопарка хранится экземпляр удивительного для своего времени научно-развивающего издания для детей «Зоологический календарь-игротека на 1949 год». Он объединил занимательные факты о животном мире с красивыми иллюстрациями, играми и загадками.
Пользуясь календарем, юный натуралист мог узнать, в каком месяце сбрасывают рога лоси или олени, начинаются волчьи «свадьбы», появляется потомство у медведей, кабанов, барсуков или зайцев и другие интересные подробности жизни зверей, птиц и рыб. На страничке апреля, например, сообщалось, в какой именно день ждать первую в году трель жаворонка, песнь зяблика или кукование кукушки. В издании приводились перечень зоологических праздников и примет народного календаря, а также годовщины великих ученых-естествоиспытателей и открытий в области биологии.
Письма детей, которые приходили в зоопарк из самых отдаленных уголков страны, показывали, что едва ли не главной причиной популярности календаря были опубликованные в нем задачи и шарады. Их составителем был большой энтузиаст развивающего обучения, человек энциклопедических знаний Иосиф Маркович Брегман, который с 1940 года и до выхода на пенсию служил в зоопарке библиотекарем.
Для каждого месяца он составил раздел с кроссчайнвордом, мини-викториной и инфографикой на зоологические темы. Была там и разновидность стомахиона — приписываемой Архимеду геометрической головоломки: из многоугольников определенной формы нужно было сложить силуэт заданного животного. В календаре имелась схема с объяснением, как смастерить эти многоугольники из подручных средств.
На отдельной вкладке также публиковались карточки зоологического домино, которые нужно было вырезать и наклеить на деревянные или картонные плашки, чтобы играть компанией. Так, совмещая приятное с полезным, зоопарк старался разнообразить досуг советских детей в нелегкие послевоенные годы.
Деревянные бивни и мышцы из соломы: как создавали чучела слонов в Дарвиновском музее
Как известно, календари могут быть не только напечатанными на бумаге. В начале XX века в моду вошли механические модели, которые не нужно было ежегодно обновлять. Настольный календарь этого типа, да еще с часами и термометром — один из самых необычных экспонатов Мемориального музея Александра Скрябина. Одни посетители видят в нем стилизованную африканскую маску, другие — андроида из какого-то фантастического романа, но сотрудники музея считают, что это календарь-талисман, сделанный в форме приносящей счастье подковы.
К сожалению, календарь-подкова крепко хранит свои тайны. Пока никому не удалось установить, как и когда он впервые появился на конторке в рабочем кабинете знаменитого композитора. Судя по французским названиям месяцев и дней недели, Скрябин, будучи активно концертирующим пианистом, мог приобрести эту вещицу во время гастролей в какой-то франкоязычной стране.
Остается загадкой и то, кто изготовил календарь, — такой информации нет даже на циферблате часов. Неизвестно и назначение трех (сохранились лишь две) деревянных палочек с парными металлическими крючками, на которые, вероятно, что-то подвешивалось. Возможно, ответы на эти вопросы знает кто-то из читающих эти строки?
Одно об этом предмете можно сказать точно. Дата и время, установленные на календаре, совпадают с датой и временем смерти, которая настигла композитора в этой арбатской квартире 14 апреля 1915 года.
Дом, в котором жил Скрябин: из чего состоит мемориальный музей композитора