Профессия этих людей связана с добрыми делами, а их главные качества — эмпатия, самоотверженность и умение поддержать в трудную минуту. Специалисты по социальной работе помогают детям, старшему поколению, людям с инвалидностью, многодетным и нуждающимся семьям. Таких сотрудников можно встретить во всех учреждениях соцзащиты.
В преддверии Международного дня добрых дел, который отмечается 15 марта, корреспондент mos.ru отправился в колледж по подготовке социальных работников, или колледж добрых дел. Его выпускники работают в семейных и реабилитационных центрах, социальных домах, центрах московского долголетия, помогают горожанам на дому, приходят к тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации.
Колледж добрых дел готовит профессионалов социальной сферы уже 30 лет. Это единственное учреждение в России с такой специализацией. Свое неофициальное название колледж получил вслед за Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы, второе название которого — Департамент добрых дел. С тех пор это бренд образовательного учреждения, известный всему городу.
Преподаватели колледжа — ведущие эксперты и практики отрасли. Они используют современные форматы, которые помогают лучше запомнить информацию, — от мастер-классов и проектной работы до кейс-чемпионатов и тренингов. Трансформируемые аудитории быстро адаптируются под различные виды занятий. С первого курса студентам стараются дать как можно больше знаний и развить практические навыки. Для этого занятия организуют на базе будущих работодателей — учреждений труда, социального обслуживания и соцзащиты.
Ребята осваивают профильные предметы, в том числе психологию, профессиональное самоопределение, эффективные коммуникации, социокультурную деятельность, цифровые системы, сурдокоммуникации, учатся оказывать первую помощь и работать с детьми.
В колледже создано вдохновляющее пространство для студентов: светлые коридоры с цифровыми панелями, комфортные зоны отдыха. На каждой стене — логотип учебного заведения, на котором изображена сова внутри сердца. Он напоминает о главной миссии социального работника — дарить любовь, мудрость и заботу.
В одной из аудиторий проходит урок жестового языка. Преподаватель Лидия Соболевская показывает слова «скидка», «льгота», «электронная очередь» и ключевое для профессии — «помощь». Студенты заинтересованно наблюдают, а потом повторяют ее жесты.
«Мы учимся понимать слабослышащих людей — как привлечь их внимание, правильно к ним обращаться, представиться, основные фразы. В этом очень помогают песни, переведенные на жестовый язык», — рассказывает преподаватель.
В соседней аудитории идет урок первой помощи. Видеоролик на большом экране иллюстрирует порядок реанимационных действий. Поглядывая на монитор, одна из студенток учится использовать дефибриллятор. Будущая работа обязывает уметь многое.
Колледж готовит супергероев для социальной сферы. Уникальный образовательный маршрут построен так, чтобы после второго курса студент мог четко определиться, куда он хочет пойти работать, и обладал для этого необходимыми навыками. Уже на первом курсе вчерашние школьники проходят подготовку на базе учреждений Департамента добрых дел, где учатся у практикующих специалистов.
В течение первого года студенты знакомятся со всеми направлениями социальной сферы. «Например, в программе обучения предусмотрен модуль “Помощник по уходу”. Занятия проходят на базе самого современного в стране симуляционного центра. В нем обучаются не только студенты, но и сотрудники социальных домов и геронтологических центров столицы. Там рассказывают и показывают, как правильно кормить, купать, одевать и перемещать маломобильного человека, пользоваться ходунками, инвалидными колясками и другими приспособлениями», — отмечает директор колледжа Тимур Гайнуллин.
У студентов насыщенная внеучебная жизнь. В конце прошлого года рядом с главным корпусом открылся трехэтажный физкультурно-оздоровительный центр с бассейном, спортзалом и тренажерами. На пятом этаже в главном здании есть библиотека и камерный актовый зал с профессиональной аппаратурой. Здесь находится рок-лаборатория, а раз в месяц студенты с преподавателями устраивают «коридорники» и пробуют себя в роли сценаристов, режиссеров, музыкантов и певцов.
Колледж добрых дел, где сегодня учатся более 800 студентов, каждый год выпускает специалистов по двум основным направлениям — это «Социальная работа» и «Право и организация социального обеспечения». Уже на втором курсе ребята определяются с будущей профессией. Одни выбирают работу с семьями и детьми, другие — с людьми старшего поколения или в реабилитационных центрах, а третьи хотят заниматься оформлением социальных выплат. Во время обучения студенты проходят практику во всех социальных учреждениях Москвы.
«Это не просто профессия, а своего рода служение. И оно требует определенных личностных качеств — доброты, самоотверженности, эмпатии, нужно быть коммуникабельным и не бояться сложностей. При поступлении мы предлагаем пройти психологический тест, ответив на разные вопросы. Если по его результатам видим, что человеку не подходит наша профессия, честно говорим об этом. Но в поступлении не отказываем никому — каждый делает свой выбор сам», — подчеркивает Тимур Гайнуллин.
Выпускникам помогают в трудоустройстве по выбранному направлению в более чем 100 учреждений столичного Департамента труда и соцзащиты. Каждый пятый студент получает предложение от работодателя еще на этапе стажировки или практики.
«Для нас очень важно, чтобы студенты после выпуска шли работать по профессии. С первого курса мы плавно погружаем их в специальность, привлекаем к преподаванию практиков отрасли, развиваем волонтерство, создаем красивое и современное учебное пространство, чтобы показать, как быстро развивается в Москве социальная сфера», — объясняет директор колледжа.
Приобщаться к социальной работе студенты колледжа добрых дел начинают еще во время учебы. В качестве волонтеров они участвуют в городских мероприятиях, помогают ухаживать за подопечными социальных и реабилитационных центров, а также создают собственные проекты.
Например, третьекурснику Александру Морозову принадлежит идея подкастов. Сначала проект задумывался как помощь студентам в подготовке к лекциям. Затем появились подкасты с сотрудниками колледжа. А после того, как Александр Морозов съездил на экскурсию в центр московского долголетия, он решил записывать воспоминания представителей старшего поколения.
Студентка третьего курса Ксения Птицына выиграла грант Всероссийского конкурса молодежных проектов «Росмолодежь. Гранты» 2023 года на проведение спортивных мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее проект «Инклюзион» начнут реализовывать этой весной.
Третьекурсник и финалист чемпионата «Московские мастера» Захар Щетинин основал проект «Наставничество». Он объединил студентов, готовых консультировать товарищей по разным предметам. Вскоре проект вышел за рамки колледжа — сейчас единомышленники Захара Щетинина помогают с уроками детям в столичных семейных центрах.
«Больше всего мне нравятся практические занятия. Я учил пользоваться гаджетами участников проекта “Московское долголетие”, был ведущим и аниматором на детском празднике, проходил практику в центре социального обслуживания, семейных центрах и центре постинтернатной адаптации, присматривал за малышами в кризисном центре помощи женщинам и детям. Очень интересно увидеть процесс изнутри и познакомиться с будущими работодателями», — рассказывает Захар Щетинин.
Предназначение колледжа добрых дел лучше всего передают слова из студенческого гимна: «Только по поступкам ценится человек». Всех, кто хочет присоединиться к таким профессионалам, приглашают на день открытых дверей, который пройдет 23 марта. Зарегистрироваться можно по ссылке.
Мэр Москвы рассказал, как готовят соцработников и сиделок по новому стандартуСтуденты колледжа по подготовке соцработников смогут получить профессию специалиста по уходу за маломобильными людьмиПрофессиональный уход за пожилыми: в столице создадут базовую кафедру социальной работыЛавка полезных вещей и комната ошибок: как работает первый в России центр обучения навыкам профессионального ухода
Кубок «Москва – на волне»
«Московская A Cappella». Победители 2024