В начале мая вместе с открытием речной навигации в полную силу заработал Сыромятнический гидроузел на Яузе: после профилактических работ зимой и весной шлюз начал пропускать суда Мосводостока. Теперь катера-мусоросборщики будут курсировать в верхнем течении Яузы и проверять чистоту русла: ил, песок, сухие листья, ветви деревьев и прочий мусор не попадут в Москву-реку. Корреспондент mos.ru побывал внутри гидроузла и вышел в стартовый рейс вместе с сотрудниками коммунального флота столицы.
О том, как устроен шлюз, для чего его открывают несколько раз в неделю, зачем выкапывать ил и почему механизмы гидроузла не меняют с 1940-х годов — в репортаже mos.ru.
Сыромятнический гидроузел построили в стиле сталинского ампира посреди Яузы в районе Курского вокзала, между набережной Академика Туполева и Золоторожской набережной. Уже издали приковывают внимание два розовых здания, соединенных мостиками, с белыми колоннами и статуями-кариатидами между ними. Проект архитектора Георгия Гольца напоминает двухпалубный корабль. Правда, в рейс такое судно не пойдет, у него другая миссия.
«Согласно генеральному плану 1935 года собирались создать водное кольцо Москвы, в которое входил бы Северный канал, начинающийся от Химкинского водохранилища, и четыре гидроузла. Но из-за Великой Отечественной войны план не удалось реализовать: в столице успели открыть только Сыромятнический гидроузел. Сегодня это единственное сооружение, регулирующее уровень воды в Яузе и обеспечивающее проход коммунальных судов», — рассказывает начальник флота Мосводостока Григорий Прямушко.
Гостей ведут по мостикам, коридорам и лестницам гидроузла. Всюду стоят синие механизмы с красными кнопками и рулями, похожие на моторы в машинном отделении теплохода. Диспетчеры называют эти устройства агрегатами. У них разные функции: один открывает ворота шлюза, другой — закрывает, третий наполняет водой шлюзовую камеру, четвертый — опорожняет. Каждый агрегат установлен в том месте, откуда удобнее управлять той или иной частью шлюза или плотины гидроузла.
Технику не меняли с 1940-х годов, с момента начала работы инженерного сооружения. Как и весь гидроузел, она признана объектом культурного наследия регионального значения. Несмотря на длительное использование, все приборы в отличном состоянии и исправно работают. Среди прочих — центральный пульт управления, с помощью которого отслеживают и регулируют уровень воды в Яузе, текущее положение плотины и шлюза, управляют проходом судов. На нем вручную нарисованы циферблаты со стрелками, рычаги, лампочки. Все уникальное, в единственном экземпляре.
«Пульт нужен, в частности, для смены семафоров. Например, чтобы судно могло зайти в шлюз, необходимо включить зеленый семафор, а если вход сейчас запрещен, включаем красный. Сигналы переключаем кнопками. Этот прибор своего рода мозг гидроузла, без него невозможно управлять шлюзом», — говорит диспетчер Алексей Тюрин.
В Московском регионе половодье пройдено штатноСергей Собянин рассказал, как коммунальный флот столицы заботится о состоянии Москвы-реки и Яузы
В период весенних паводков затворы плотины Сыромятнического гидроузла опускают, чтобы вода из верхнего бьефа Яузы (часть русла, перегороженного плотиной) перетекала в нижний. Это позволяет регулировать уровень воды в верхнем течении и не допустить выхода талых вод на улицы в районах, находящихся возле русла реки, прежде всего расположенных в Северном и Северо-Восточном административных округах. Помимо этого, шлюз запускают два-три раза в неделю, когда проходят суда Мосводостока, собирающие мусор. Их маршрут начинается у места впадения Яузы в Москву-реку, недалеко от Китай-города, и проходит до Электрозаводского моста — всего 12 километров.
«Яуза — мелководная и быстротечная река. Поэтому весь мусор, который в нее попадает, может спуститься в нижний бьеф, а оттуда — в Москву-реку. Чтобы не допустить этого, коммунальные катера регулярно проходят через шлюз в верхний бьеф и чистят акваторию», — объясняет Григорий Прямушко.
По его словам, иногда по Яузе приплывают даже целые деревья: их подгрызают бобры, обитающие в верхней части реки, возле Ростокинского акведука.
Сегодня катер ярко-желтого цвета, словно маяк, выходит в проверочный рейс, и журналистам разрешают подняться на борт. Судно заходит в шлюзовую камеру через ворота нижнего бьефа и швартуется у высокой каменной стены. Капитан закидывает вверх канат, его подхватывает рабочий и привязывает к металлическому столбу — кнехту. Штурман включает сирену: к шлюзованию готовы! Нижние ворота захлопываются, а створка шлюзовой камеры перед носом катера опускается вниз, и вода начинает заливаться. За пять минут судно поднимается на четыре метра: таков перепад уровней на гидроузле. Когда верхняя створка полностью опустится, загорается зеленый семафор и катер переходит в верхний бьеф.
Три-четыре раза в год Сыромятнический шлюз закрывают на профилактику: его важно очищать от ила, чтобы улучшить проходимость воды. Для этого от одной стены камеры до другой протягивают штангу (она выдвигается автоматически), вставляют в нее перпендикулярные штыри, которые доходят до дна, а сверху натягивают брезент. Получается герметичная перегородка. Затем рабочие откачивают воду из шлюза гидронасосами и приступают к очистке.
«Ил высасывают специальными устройствами и грузят на баржу. А тот, что не удалось выкачать, выкапывают вручную лопатами. Так же очищают от ила ворота. Эта технология 1940-х годов до сих пор актуальна», — отмечает Григорий Прямушко.
Профилактические работы на гидроузле начинаются в ноябре, сразу после закрытия навигации, и возобновляются весной. Последняя чистка проходила совсем недавно, и штыри, покрытые илом, еще не успели убрать: они сложены возле шлюза.
«Теперь мы полностью готовы к летним ливням», — резюмирует начальник коммунального флота.