О защите природы теперь думают не только активисты и крупные корпорации, но и школьники. Ребята только узнают, что такое «углеродный след», и тут же хотят его уменьшить, они задумываются о чистоте рек и озер, высаживают деревья.
Таких детей легко найти в Москве: например, они посещают станцию юных натуралистов в Савеловском районе, которая входит в состав Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма. Здесь ребята в возрасте от восьми лет знакомятся с природой. В распоряжении учеников оранжерея с тропическими растениями, живой уголок и экзотариум, а также сама территория станции, где можно выращивать и исследовать сельскохозяйственные растения.
Рассказываем, как проходят учебные будни юных натуралистов, какими проектами увлечены дети и почему так популярна экология.
На входе в здание станции сразу открывается вид на учебные кабинеты. В самом большом помещении дети около восьми лет сидят друг напротив друга и увлеченно размешивают вещество в пробирках. Жидкость становится розовой, а дети – восторженными. Это занятие кружка «Суперхимия», где изучают химические элементы.
«Ребята получают гидроксид кальция из негашеной извести. Добавляют индикатор – фенолфталеин, который окрашивает раствор в малиновый цвет, показывая его щелочность. Затем мы пропускаем через раствор углекислый газ и получаем карбонат кальция. По сути, это мел, которым мы пишем на доске», – уточняет педагог дополнительного образования Екатерина Суркова.
Сложные названия и химические реакции совсем не пугают учеников. По словам педагога, многие ребята сначала приходят на занятия из-за красочных и ярких опытов, которые когда-то увидели. Уже в дальнейшем они понимают, что химия – это серьезная наука.
«Интерес к химии просыпается очень рано. В нашем кружке “Суперхимия” мы изучаем основы химии, а не сложные химические закономерности. Для этого открыт углубленный кружок “Менделеев”, где ребята знакомятся с химическими процессами. Многие дети, пройдя курс “Суперхимии”, повзрослев, переходят в кружок “Менделеев”, но это необязательно. В кружок могут записаться все желающие», – говорит Екатерина Суркова.
В соседнем кабинете занимаются ученики курса «Авифауна». Здесь изучают птиц, стараются охватить более 10 тысяч видов. Уже пройдены группы, включающие птиц-мышей, трогонов, фламинго, казуаров, нанду и кукушек.
«Мы привыкли, что все кукушки подкидывают яйца. На самом деле это не так. Из 141 вида кукушек так делают далеко не все и даже не половина. Также не все кукушата выкидывают яйца других птиц из гнезда, иногда они сами терпят неудачу. На самом деле очень разнообразная группа», – рассказывает руководитель направления Евгения Грязнова.
Сегодня ребятам предстоит повесить кормушки для птиц на территории станции. Они все разные, собственно, как и птицы.
Общую биологию и психологию животных изучают на кружке «Зоопсихология». Причем не только в теории. Дети могут разработать проект и на практике изучить поведение животных. Так, ученица школы № 1583 Надежда Лапицкая создала для грызунов вертикальный лабиринт с препятствиями. Часть проходов проваливается под весом животного. Таким образом юный биолог пытается выяснить, какой памятью обладают ее подопытные.
«Их стимулом стало не упасть в следующий раз и пройти обратно в клетку. Мы проверяем, как животные запоминают. Мы ставим их в так называемый психологический тупик, из которого они не могут выбраться, пока не запомнят этот проход. Пока мы провели опыты над монгольскими песчанками и пушистохвостыми песчанками. Они постепенно научились проходить участок с падающими платформами. С каждой мышью проводили 10 опытов, это занимает где-то две недели», – говорит Надежда Лапицкая.
По словам педагога Алексея Фомина, который ведет занятия по зоопсихологии, животные по-разному преодолевают препятствие. Запомнив участок, один вид ускоряется перед ним, другой, наоборот, ступает медленнее.
Сам лабиринт выполнен из дерева. Только на его строительство ушло три дня. По словам Надежды Лапицкой, эксперимент не вредит животным. Они падают с небольшой высоты, и для песчанок это привычные условия обитания в природе.
В целом на станции обучают по 31 программе. Среди масштабных проектов, в которые вовлечены практически все учащиеся, – высадка саженцев. Ребята следят, как растут дубы, липы, вязы, ясени и сосны, а затем высаживают подросшие деревья в столичных лесах и парках.
В парках ученики обследуют деревья: изучают видовой состав древесно-кустарниковой растительности, проводят оценку состояния древостоя на наличие стволовых и механических повреждений, а также проводят таксационные измерения – определяют высоту, диаметр и возраст деревьев.
«Мы уже выезжали в Тимирязевский, Измайловский парки, “Покровское-Стрешнево”. По нашей оценке, в этих парках преобладает здоровый древостой», – говорит ученик девятого класса школы № 152 Артур Редкин.
Юные натуралисты регулярно выступают на тематических форумах и конференциях со своими проектами. Так, Елизавета Васкевич, которая третий год посещает занятия команды юных натуралистов «Гамма», представляла работы, посвященные пиявкам, а также изучению бактерицидных свойств сфагновых мхов. А проект, связанный с разработкой нового метода мониторинга чистоты водоемов, позволил ей стать лауреатом экологического форума учащихся.
В Московском экологическом форуме учащихся и конференции в Тимирязевской академии участвовал Егор Сафронов, ученик 10-го класса школы № 192, который посещает станцию юннатов уже семь лет. Сначала, еще во втором классе, он пошел на ботанику, потом занимался зоологией, химией и экологией.
«Мне в целом с детства были интересны животные и растения. А первым словом, которое я сказал, было “крокодил”, мне кажется, это что-то значит, – смеется Егор. – Сейчас я занимаюсь изучением свойств шелковой сети эмбий, это отряд насекомых, представители которого умеют плести паутину своими передними лапками».
Этим проектом подросток увлекся после того, как получил в подарок колонию эмбий. До этого изучал рост сосен на болотах, рацион тараканов и их пищевые предпочтения (выяснилось, что они любят хлеб). Также делал работу, в рамках которой построил генератор углекислого газа, чтобы водоросли в аквариуме лучше росли.
Шестиклассница Екатерина Ганкина (школа № 1384) тоже выступала на Московском экологическом форуме учащихся. Она проверила, сколько нитратов содержат овощи из магазинов и те, которые выращены в городской среде – на территории станции. Результат – купленный картофель по содержанию нитратов практически не отличался от выращенного. При этом морковь и свекла со своей грядки оказались полезнее.
«Измеряем с помощью нитрат-тестера. Берем овощ, втыкаем в него иглу прибора. Тестер показывает содержание нитратов и их предельно допустимую концентрацию. Очень большое количество нитратов вредно для здоровья. При этом есть допустимое количество нитратов, которое может в день обработать наш организм», – говорит Екатерина Ганкина.
Пожалуй, самым интересным местом на станции, помимо живого уголка, можно назвать оранжерею. Под прозрачной крышей в окружении светодиодных ламп можно увидеть около 200 видов и сортов растений из тропических и субтропических регионов. Это пальмы, кактусы и даже кофейное дерево. Здесь работают системы ручного и капельного полива, очистки воды и автоматическая система распыления. В оранжерее занимаются выведением новых гибридов, ставят эксперименты по физиологии растений и биотехнологии.
На станции юннатов регулярно проводят праздники, акции, открытые занятия и мастер-классы для детей и взрослых, «Экосубботы» в рамках «Суббот московского школьника» и занятия для участников проекта «Московское долголетие».
«Мировая тенденция – приходящее осознание ответственности за будущее планеты. Особенно это видно у подрастающего поколения, у которого многому стоит поучиться взрослым. Экологические проекты, которые создают дети на станции, имеют конкретный позитивный эффект в деле охраны окружающей среды и в снижении углеродного следа. Биология и экология – это то, что нас окружает везде, это как открытый учебник, по которому ребята шагают. Интересно познать себя и мир. Если бы я был ребенком, я, конечно, пошел бы сюда и рад, что сотни ребят сделали такой выбор сегодня», – говорит администратор станции юннатов Данила Сорокин.
Современное экологическое образование невозможно представить без традиций юннатского движения.
«Именно ценности, заложенные на станциях юннатов по всей стране, формируют такие необходимые для нового поколения школьников качества, как бережное отношение к живому миру, навыки рационального использования ресурсов, исследовательский интерес к окружающей среде»», – говорит директор Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма Дмитрий Моргун.
Движению юных натуралистов в Москве уже больше 100 лет. Тем не менее на станции делают все, чтобы подпитывать интерес современных детей к изучению окружающего мира.