Научиться реставрировать лепнину, освоить роспись по дереву и гипсу, узнать способы сохранения памятников архитектуры, а заодно определиться с будущей профессией московским школьникам помогает программа дополнительного образования «Школа реставратора».
«Программа позволяет детям получить начальные знания об основных направлениях реставрационных работ и способах сохранения памятников истории и культуры, помогает определиться с будущей профессией. В учебный план включены теоретические и практические занятия, а также предусмотрены выездные экскурсии на объекты культурного наследия столицы и в реставрационные мастерские», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Первые ученики присоединились к программе «Школа реставратора» в 2019 году. Занятия проходят в мастерских колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 («26 КАДР»), с ребятами работают опытные педагоги и мастера-реставраторы.
В этом году выпускниками школы стали 27 человек. Они рассказали mos.ru о своих успехах и впечатлениях от занятий.
Анне Злобиной, ученице школы имени Артема Боровика, 15 лет. По программе «Школа реставратора» она изучала разные виды росписи — мезенскую, петриковскую, городецкую, хохломскую, а также каллиграфию. На мастер-классах Анна склеивала и расписывала гипс, а на занятиях по архитектуре освоила черчение и проектирование объектов в разных стилях. Ученице также понравились уроки по реставрации икон.
«Очень интересной была реставрация лепнины. Чтобы склеить треснутое или разбитое изделие из гипса, сначала его края нужно обильно намочить водой. Затем иголкой или специальным ножичком сделать царапины по краям, которые будем склеивать. Это поможет их лучше скрепить. Далее смешать клей с водой и гипсом, смазать края, где нанесены царапины, склеить и подождать, пока высохнет. Еще понравилось заниматься реставрацией и росписью по дереву. Мы приводили в порядок старые деревянные шкатулки», — рассказывает Анна Злобина.
Вместе с другими учениками девушка ездила на экскурсии в недавно отреставрированные павильон № 5 «Физика» на ВДНХ и Дом культуры «ГЭС-2», в исторический особняк Смирнова на Тверском бульваре. Им рассказывали об истории и архитектурном стиле этих зданий. А однажды учеников привезли в реставрационную мастерскую на производство лепнины.
Анна отмечает, что занятия в школе помогли ей определиться с будущей профессией. Сейчас школьница планирует продолжить изучать реставрацию и дизайн.
Ученицу школы «Ника», 14-летнюю Арину Тихонову, профессия реставратора заинтересовала год назад. Ей хотелось узнать особенности работы мастеров и попробовать себя в этом деле. Так Арина пришла в школу реставратора.
Больше всего ей запомнились занятия в гипсовой мастерской. Здесь Арину научили изготавливать из этого материала разные фигуры — цветы, ангелов и другие элементы лепного декора, обрабатывать их и расписывать.
«Еще интересно было узнать о Музее городского хозяйства на ВДНХ, о том, как реставрировали павильон “Физика”, где он расположен. Нам показали, какие элементы оригинальные, а какие пришлось восстанавливать по фотографиям», — отмечает Арина Тихонова.
Благодаря программе «Школа реставратора» девушка узнала об особенностях работы, получила необходимые знания и навыки, а также убедилась, что хочет и дальше изучать заинтересовавшую ее профессию.
«Программа помогла мне определиться с планами на будущее. После школы я собираюсь поступать в художественный колледж по направлению “Реставрация монументальной живописи”», — говорит Арина Тихонова.
По словам десятиклассника Андрея Гурского, ученика гуманитарного класса (художественно-эстетическое направление) школы № 2054, преподаватели программы «Школа реставратора» предоставляли свободу творчества.
«Мы все время что-то творили, воссоздавали. Особенно запомнилась работа с гипсовой лепниной в реставрационной мастерской. Приятно, что преподаватели давали нам свободу выбора в творчестве. Мы расписывали дощечки и шкатулки разными сюжетами, которые сами придумывали. При работе с гипсом форму изделия также каждый выбирал сам. Можно было принести свою вещь и раскрасить ее», — рассказывает выпускник школы.
Андрей Гурской говорит, что профессия реставратора всегда его привлекала, а занятия в школе помогли узнать об этом ремесле много нового. В будущем он планирует поступить в профильный вуз.
Выпускники программы «Школа реставратора» отмечают профессионализм педагогов, которые умеют увлечь и заинтересовать. Среди таких учителей художник-реставратор Ольга Силина, которая преподает в школе уже три года.
«Ученики выпускных классов идут к нам целенаправленно — познакомиться с профессией. Те, кто учится в художественных школах, приходят из-за интереса к истории, архитектуре, культуре в целом. Ребятами помладше руководит любопытство. На первом занятии я провожу экскурсию по мастерским и рассказываю, что реставратор — это не художник, который может еще и раму подлатать, а настоящий врач, хирург. Отношение ребят сразу меняется, они настраиваются на серьезную работу», — подчеркивает Ольга Силина.
Под руководством преподавателя ребята изучают основные принципы реставрации, работают с деревом и гипсом, готовят проекты, выезжают на реставрационные объекты и в мастерские, знакомятся с реставраторами и участвуют в мастер-классах.
Набор на обучение по программе «Школа реставратора» проходит раз в год, их зачисляют без предварительного отбора и подготовки. Записаться на занятия уже в следующем учебном году может любой столичный школьник в возрасте от 12 до 18 лет на mos.ru.
Занятия помогают подготовиться к учебе в профильных колледжах по направлениям «Реставратор художественных изделий и декоративных предметов», «Лепщик архитектурных деталей», «Художник росписи по дереву» и «Художник миниатюрной живописи».
Будущие хранители наследия: чему и как обучают участников проекта «Школа реставратора»Работа вместе с профессионалами: московские реставраторы делятся опытом с начинающими специалистами
Троице-Лыково в Строгино
«Московская A Cappella». Победители 2024