В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка, посвященная Москве пушкинского времени. Город всегда значил для Александра Сергеевича очень много: здесь он родился и провел первые годы жизни, познакомился с Натальей Гончаровой и женился на ней, впервые представил публике некоторые свои знаковые произведения и, разумеется, регулярно блистал на многочисленных светских приемах и любовался архитектурой. Если сложить все годы, месяцы, недели и дни, проведенные в разные периоды в Москве, получится 14 полных лет. Большего количества времени поэт за свою жизнь не провел больше нигде.
Большая деревня с барскими домами — так о Москве говорили ее жители в самом конце XVIII века, когда Александр Пушкин только появился на свет. Застройка была довольно хаотичной, новые здания мало соответствовали архитектурному окружению. Но попытки упорядочить строительство все-таки были. Например, зодчий Матвей Казаков взялся реорганизовать центр города в едином классическом стиле. Такой Москву отобразил на своих полотнах художник Федор Алексеев — некоторые из его работ представлены на выставке.
Дом, в котором родился Пушкин, принадлежал коллежскому регистратору Ивану Скворцову и находился у Госпитального моста. Крестили будущего поэта в Елоховской церкви. О том дне напоминает очень милый экспонат — крестильная рубашечка маленького Саши. По одной из версий, ее сохранила няня Арина Родионовна, которая позже передала вещь старшей сестре поэта Ольге.
Пушкины неоднократно переезжали — большинство домов, в которых они жили, до сегодняшнего дня не сохранились. Одно из мест их жительства — так называемый средний желтый дом (или в других источниках средний желтый флигель) усадьбы князя Николая Юсупова в Большом Харитоньевском переулке. То, что он стоит до сих пор, — счастливое исключение. Напротив дома раскинулся сад, где маленький Пушкин подолгу гулял с няней, любуясь прудом, фонтаном, мраморными статуями и вековыми деревьями. А под дубом «жил» механический кот, которого Юсупов привез из-за границы: скорее всего, именно этот образ нашел отражение в первых строках поэмы «Руслан и Людмила».
«Замечательная прочность и красивость». Изучаем историю дворца князей Юсуповых
Пушкину пришлось рано уехать из родного города после поступления в Царскосельский лицей. Находясь вдали от Москвы, он очень по ней скучал. Главные ее достопримечательности выглядели в начале XIX века совсем не так, как сейчас. Например, прямо на Красной площади располагались торговые ряды, а стены Кремля украшали висячие сады на свинцовых поддонах.
Во времена Пушкина Москву было трудно назвать удобным для жизни городом, особенно по нынешним меркам. О том, что такое канализация, еще не знали, вместо нее были выгребные ямы, которые очищали золотари. Система водопровода тоже была несовершенной: зимой трубы часто замерзали, и чистую питьевую воду обычно привозили водовозы, а для хозяйственных нужд в каждом дворе стоял колодец. Что касается улиц, то мостить их камнем было прямой обязанностью самих домовладельцев. К сожалению, это плохо сказывалось на качестве дорог. Ямы и ухабы были обычным делом: не все добросовестно следовали царскому указу. Кроме того, неудобств добавляла несовершенная технология укладки камня — дороги часто мостили без подложки, камень оказывался прямо на земле, и из-за этого покрытие быстро приходило в негодность.
Когда грянула война 1812 года, Александр Пушкин был воспитанником Царскосельского лицея. Сокрушительного пожара, разрушившего его любимый город, он не видел, но переживал по этому поводу вместе со всеми товарищами. Впрочем, и в Санкт-Петербурге они не чувствовали себя в полной безопасности: враг, оставив Москву, мог повернуть куда угодно.
Один из экспонатов выставки — план, демонстрирующий, какой ущерб понесла Москва из-за пожара (пострадало почти 90 процентов территории). После того как армия Наполеона покинула город, его почти сразу начали восстанавливать. С тех времен остались кирки, лопаты и другие инструменты, которыми пользовались москвичи.
На выставке также представлен уцелевший фрагмент черепицы. Крыть ею крыши повелел еще Петр I, решивший приберечь железо для военных нужд. Цвет, в который должна была быть выкрашена крыша, тоже строго регламентировался: либо зеленый, либо кирпично-красный, либо дикий (светло-серый).
После восстановления Москвы императору Александру I не понравились цвета фасадов зданий — показались слишком яркими. Он издал указ, согласно которому их надлежало красить в мягкие пастельные оттенки: светло-желтые, светло-зеленые, светло-розовые.
Александр Пушкин приехал в Москву в 1826 году — из ссылки в Михайловском. Причиной возвращения стала аудиенция у нового императора Николая I. Самодержец после этой встречи остался о поэте очень высокого мнения и назвал его умнейшим человеком России.
Москву Пушкин тогда сравнил с молодой красивой невестой, которая цветет розами. То, какой стала Москва, во многом было заслугой архитектора Осипа Бове, участвовавшего в ее восстановлении. Он реконструировал часть стены у Спасской башни, разбил Александровский сад, предварительно заключив реку Неглинную в трубы, отстроил здания Манежа, Большого и Малого театров, восстановил звонницу колокольни Ивана Великого — список можно продолжать долго. Пушкину нравилось гулять по обновленным улицам, то и дело подмечая, как изменился город.
Для Александра Сергеевича это было еще и время поиска невесты. Он стал частым гостем на балах, которые в аристократических домах устраивали с декабря по март. Каждый становился настоящим событием, дамы придерживались определенных правил и тщательно готовились. Например, считалось неприличным появляться каждый год в одном и том же платье. Чтобы не тратить баснословные деньги на новые наряды, московские модницы поступали изобретательно и перешивали старые.
Судьба поэта решилась в 1828 году, когда на балу, который давал танцмейстер Петр Йогель в особняке Кологривовых на Тверском бульваре, он увидел юную Наталью Гончарову. Ей тогда было всего 16, и родители девушки с недоверием отнеслись к потенциальному жениху, который был на 13 лет старше их дочери. Александр Сергеевич получил неоднозначный ответ на свое предложение. Это привело его в отчаяние, он даже уехал из Москвы. Друзья поддерживали его и советовали не оставлять попыток. На выставке можно увидеть вещи, принадлежавшие важным для Пушкина людям. Например, инкрустированный перламутром дорожный баул князя Петра Вяземского, трость генерала и государственного деятеля Павла Киселева, кольцо мецената и коллекционера Павла Нащокина.
Наконец будущие тесть и теща дали Пушкину долгожданное благословение, и в 1831 году он обвенчался с Натальей Николаевной в храме Вознесения Господня у Никитских ворот. Поселились молодожены в доме 53 на Арбате — арендовали квартиру в пять комнат, принимали в ней многочисленных гостей и рассчитывали здесь обосноваться. Однако идиллия в Москве продлилась недолго — теща слишком уж настойчиво вмешивалась в семейную жизнь пары, последовала бурная ссора, и вскоре Пушкин с супругой перебрались в Петербург.
Спал в театре, проигрывал в карты, спорил с тещей: что еще Пушкин делал в Москве
Выставка «Пушкинская Москва» открыта до 30 декабря.