В киноклубе-музее «Эльдар» хранится более 300 экспонатов, связанных с жизнью и творчеством создателя «Карнавальной ночи», «Иронии судьбы, или С легким паром!», «Берегись автомобиля», «Жестокого романса». Редкие документы, сценарии, афиши, рукописи и фотографии можно будет увидеть в основной экспозиции, над которой сейчас работают в киноклубе, а пока они доступны в электронном виде на сайте.
Елена Гурко — хранитель музея, член Союза кинематографистов России — выбрала пять самых интересных экспонатов и рассказала о них. Подробности — в нашем материале.
Афишу к документальному фильму, с которого началась слава Эльдара Рязанова, создал Александр Лемещенко — советский художник-плакатист, член Союза художников СССР. Где висела афиша, которая сейчас хранится в киноклубе, сказать точно нельзя. Возможно, это был московский Центральный дом кино, в котором 5 апреля 1955 года прошла премьера.
Документалистикой Рязанов заинтересовался на четвертом курсе ВГИКа — с приходом нового педагога Арши Ованесовой, которая организовала и возглавила мастерскую документального кино. В 1950-м Ованесова получила Сталинскую премию первой степени за фильм «Юность мира». В том же году Эльдар Александрович окончил ВГИК с отличием. В течение нескольких лет он побывал с рабочими экспедициями на Сахалине, Камчатке, Курильских и Командорских островах, плавал с китобойной флотилией, снимал рыболовов в Охотском море.
Однажды Центральная студия документальных фильмов предложила Рязанову и его другу Василию Катаняну сделать три короткометражных фильма о Сахалине. Катаняну — о лесах острова, Рязанову — о морской фауне, а также совместный видовой фильм. Но потом в студии решили объединить все три темы в одном фильме. К работе приступили в 1954 году. Молодая, полная энтузиазма команда, состоящая из выпускников ВГИКа, находилась на острове около 10 месяцев. Съемки проводились по всему острову — от мыса Погиби до залива Анива. Эльдар Александрович позже говорил в своих мемуарах, что Сахалин стал его первой любовью.
В апреле 1955 года фильм вышел на экраны и произвел фурор. Впечатление было настолько сильным, что тысячи советских юношей и девушек захотели своими глазами увидеть далекий загадочный остров. Многие из этих юных романтиков остались там навсегда. Увидели «Остров Сахалин» и за границей — картина участвовала в международном Каннском кинофестивале. Для Рязанова и Катаняна, практически дебютантов, это было огромным достижением. В дальнейшем они еще поработали вместе.
С Василием Катаняном Рязанов дружил всю жизнь. Более того, он передавал приветы товарищу через свое кино. Его фамилия упоминается в нескольких фильмах Эльдара Александровича. К Катанянам собирается пойти отмечать Новый год Женя Лукашин в начале фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», а герой Леонида Филатова в «Забытой мелодии для флейты» представляется вымышленной фамилией Катанян.
Экземпляр сценария последнего фильма Сергея Эйзенштейна, выпущенного Госкиноиздатом в 1944 году, Эльдар Рязанов получил в подарок от самого режиссера. Эйзенштейн был его преподавателем во ВГИКе. На титульном листе — дарственная подпись: «Дорогому Эльдару Александровичу Рязанову! Проходимцу, тунеядцу и бездельнику! Профессор Сергей Эйзенштейн». Эти эпитеты, конечно же, шуточные — Эйзенштейн считал Рязанова большим талантом и трудягой.
Подарок был сделан за три месяца до смерти мастера. Эйзенштейн умер из-за сердечного приступа в 1948-м, так и не успев внести изменения во вторую часть «Ивана Грозного», которая не понравилась наверху. Первая же, принесшая ему Сталинскую премию первой степени, имела оглушительный успех, который простерся далеко за пределы страны. Американский и английский актер Чарли Чаплин писал, что «Иван Грозный» представился ему высшим достижением в жанре исторических фильмов.
Эльдар Александрович в своих интервью вспоминал, что все студенты ВГИКа относились к Эйзенштейну с огромной симпатией и он отвечал им взаимностью. Лучших, на его взгляд, он приглашал в гости и даже презентовал им свои любимые книги.
«Совершал поступки, которые знающим его людям покажутся неслыханными: он мне дарил книги! Для Сергея Михайловича добровольно расстаться с книгой было мучительно, невыносимо. До сих пор у меня хранятся монографии о Тулуз-Лотреке, Домье, Дега с его дарственными надписями», — вспоминал Рязанов в своей автобиографии «Неподведенные итоги».
В 1957 году издательство «Искусство» выпустило книгу — сценарий к фильму «Карнавальная ночь». В книгу, адресованную широкому кругу читателей, вошли не попавшие в картину кадры, вырезанные при монтаже реплики, а также интересные подробности со съемочной площадки.
«Карнавальная ночь» — особая работа в творчестве Эльдара Александровича, его первая игровая художественная картина. В 1955-м он снял фильм-ревю «Весенние голоса», а потом ему предложили сделать новогоднюю музыкальную комедию по сценарию Бориса Ласкина и Владимира Полякова. В то время Рязанов как раз собирался в свой первый в жизни отпуск, но не получилось — у директора киностудии «Мосфильм» Ивана Пырьева были на него свои планы. Он отправил молодого режиссера в Дом творчества кинематографистов в подмосковном Болшеве помогать писать сценарий Ласкину и Полякову.
Этот экземпляр, отпечатанный сразу после выхода фильма, раньше хранился в личной библиотеке самого Рязанова. На нем мы видим надписи, сделанные на память соавторами: «Спасибо за картину и за дружбу. Борис Ласкин» и «Дорогой Эльдар, “Весенние голоса” — раз, “Карнавальная ночь” — два, а не сказать бы нам — три?» Владимира Полякова.
«Женские руки достают из вороха елочных игрушек блестящую ракету и укрепляют ее на еловой ветке. Возникают титры фильма. Объект: квартира. Титры, крупный план, способ съемки — панорама», — так начинается режиссерский сценарий знаменитой комедии, самого народного новогоднего фильма начиная с 1975 года.
Режиссерский сценарий — это рабочий сценарий самого режиссера. Помимо сюжета, диалогов, образов героев, он содержит информацию о крупности планов, покадровой разбивке сцен и другие технические данные, необходимые при съемках. В основу этого режиссерского сценария легла пьеса, написанная Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским в 1969 году. В нем Эльдар Александрович отмечал номера кадров, места съемок, хронометраж, музыку. На страницах его рукой вписаны имена актеров, утвержденных на роли.
Комедию «Ирония судьбы, или С легким паром» можно назвать своеобразной поэтической антологией. В фильме прозвучали стихотворения Анны Ахматовой, Евгения Евтушенко, Александра Кочеткова, Бориса Пастернака и Марины Цветаевой. Со знаменитым стихотворением Кочеткова «С любимыми не расставайтесь» Рязанов познакомился почти за 10 лет до съемок. Он решил, что эти стихи обязательно должны прозвучать с экрана.
«Эта книга писалась, по сути, последние 10 лет, параллельно с остальными работами — по мере того, как текли годы, сочинялись сценарии, пьесы, снимались фильмы. Создавались телепередачи, возникали и новые главы этой книги, которая, так уж случилось, стала спутником моей жизни», — так говорил в предисловии к своей книге, вышедшей в 1983 году, сам Эльдар Рязанов.
Томик «Неподведенных итогов», хранящийся в киноклубе, необычный. Он побывал на борту космической станции «Салют-7» в середине 1980-х годов. Экипаж совершил шесть выходов в открытый космос, установил рекорд полета на то время (237 суток). Книга имеет несколько потрепанный вид — члены экипажа не выпускали ее из рук.
По возвращении на Землю космонавты оставили на «Неподведенных итогах» надпись: «Настоящим удостоверяется, что эта книга была с нами в течение всего космического полета и являлась действительным членом нашего экипажа, полностью разделив с нами все радости и тяготы нашей работы, за что мы очень благодарим автора. Все вышесказанное подтверждается нашими подписями, скреплено бортовой печатью станции “Салют-7”. Летчики-космонавты СССР с 8 февраля 1985 года по 2 октября 1985 года».