Музыкальная комедия «Карнавал» вышла на советские экраны в феврале 1982 года и стала одним из лидеров проката. Признанный мастер кинокомедии Эльдар Рязанов хвалил фильм Татьяны Лиозновой и признавался, что завидует коллеге. А исполнительницу главной роли Ирину Муравьеву читатели «Советского экрана» назвали лучшей актрисой года.
Фильм о том, как ее наивная юная героиня отправляется покорять Москву, интересно посмотреть и сегодня. И не в последнюю очередь из краеведческих соображений: в фильме много сцен, снятых на улицах, которые в начале 1980-х выглядели совсем не так, как сегодня.
Многих удивило, что создательница масштабной драмы о советских разведчиках «Семнадцать мгновений весны» вдруг решила снимать музыкальную комедию. Историю о девушке, которая едет в Москву, чтобы стать артисткой, но терпит фиаско, Лиознова называла во многом автобиографичной. Казалось бы, что общего может быть у провинциалки Нины Соломатиной, которую не взяли в театральный вуз «из-за говора» и коренной москвички и «железной леди» советского кино Татьяны Лиозновой? Оказывается, сходство есть: Лиознову отчисляли из ВГИКа «из-за недостатка жизненного опыта» и ей пришлось бороться за право учиться дальше, а позже, в период малокартинья, ее уволили с Киностудии имени Горького. Долгое время Лиознова, как и героиня «Карнавала», бралась за самые разные подработки.
Нескольких актеров — Ирину Муравьеву, Юрия Яковлева и Клару Лучко — режиссер утвердила практически без проб. Они снимались у Лиозновой в предыдущем фильме, производственной драме «Мы, нижеподписавшиеся». Сложнее всего пришлось Ирине Муравьевой — и не только из-за того, что 32-летней актрисе нужно было сыграть старшеклассницу. Лиознова хотела, чтобы Муравьева сама исполняла все танцевальные номера. Актриса несколько месяцев училась кататься на роликах, поначалу ходила вся в синяках, но все же освоила это непростое занятие. Хореографией в фильме занимался ансамбль «Ритмы планеты». Его художественный руководитель Борис Санкин удивлялся, как быстро Муравьева выучила самые сложные па и даже некоторые трюки. А вот петь актрисе не разрешили, несмотря на хорошие голос и слух. Песни в картине исполняет Жанна Рождественская. Все они, особенно «Позвони мне, позвони», в одночасье стали хитами. Музыку к фильму написал Максим Дунаевский.
Снимали ленту на Киностудии имени М. Горького, но было и множество натурных съемок. Сцены в родном городе Нины Оханске снимали в Калуге, остальное — в столице. В 1981 году в Москве еще чувствовался дух Олимпиады: ухоженные чистые улицы, большие надежды на будущее и молодежь, вдохновленная стилем гостей с Запада.
Несмотря на то что начинается история Нины в Оханске, первые кадры московские: рыбак на Москворецкой набережной, кремлевские башни, Большой Москворецкий мост, Парк Горького. А на входе в парк висит загадочная афиша, которая зазывает на выступление Ирины Муравьевой в зеленом театре. Да-да, Ирины Муравьевой, а не Нины Соломатиной.
В следующий раз мы попадаем в Москву уже вместе с Ниной — на Курский вокзал. Площадь перед вокзалом еще не застроена: «Атриум» появится здесь только 20 лет спустя.
«Место “Атриума” занимала стоянка такси. На заднем плане видна застройка по Садовому кольцу, в том числе домик в постконструктивистском стиле на углу Садового кольца и площади Курского Вокзала. Там можно рассмотреть красные телефонные будки, характерные для 1970–1980-х годов», — рассказывает Татьяна Воронцова, москвовед, экскурсовод.
Строго говоря, поезда из настоящего Оханска прибывают на Казанский, а не на Курский вокзал, но не будем придираться. Нина знакомится с Кармой, цыганкой, которая приютит ее на время и станет единственной московской подругой. Вместе они едут на такси по широким улицам мимо Большого театра. Кстати, здесь проезжали в другом такси другие герои Лиозновой — Нюра и Саша из «Трех тополей на Плющихе». Нина с Кармой тем временем приезжают в спальный район — то ли в Чертаново, то ли в Новогиреево. Сказать сложно, потому что сцену, в которой Нина с утра выбегает на улицу в поисках Кармы, тоже снимали в Калуге, видимо, так было удобнее по съемочному графику.
Москва производит большое впечатление на Нину. «Город у вас такой красивый! Прям как заграничный!» — восхищается девушка, прогуливаясь под руку с отцом (Юрий Яковлев) по Новому Арбату (тогда — проспект Калинина). В то время он не только назывался, но и выглядел совсем иначе.
«По стороне, по которой идут Нина с папой, расположены дома-книжки и двухэтажные магазины. Она была по-другому распланирована, там по-другому размещались газоны, не было парковок. Это была типичная для Москвы пешеходная зона: газончики, деревья, скамейки, а рядом — проезжая часть. Конечно, большинство названий магазинов и ресторанов изменилось, но кое-что можно найти и сегодня. Например, магазин “Москвичка”. Или “Валдай” — тогда это был кафетерий, а сейчас в этом здании торговый центр. Также в кадр в фильме попадает самый известный ресторан проспекта Калинина в то время — ресторан “Арбат”», — говорит Татьяна Воронцова.
А со своим возлюбленным Никитой (Александр Абдулов) героиня гуляет по Садовой-Триумфальной, здесь она пытается дозвониться отцу из телефонной будки и не может оторваться от афиши с мишкой на роликах (которого, как мы помним, ей еще придется подменять в одной из самых смешных сцен фильма). Телефон занят, и Нина с Никитой идут туда пешком (а потом, выяснив, что начался переезд, помогают носить вещи). Путь к метро они срезают через крышу дома 22/31, на которой в то время располагалось кафе. Правда, спешат герои на Малую Дмитровку (тогда — улица Чехова); зачем нужно было упоминание про метро — остается вопросом.
«Двор, куда выносят вещи Соломатиных, я так и не идентифицировала, — говорит Татьяна Воронцова. — Мы даже расспрашивали местных жителей. Нашли людей, которые жили там еще до расселения коммуналок, они говорят, что кое-что похоже, но есть и различия. Эти кварталы сейчас очень сильно перестроены. Возможно, эту сцену вообще снимали в Калуге».
Отношения Никиты и Нины не сложатся, но они встретятся еще раз по чистой случайности. Когда героиня устроится в бюро добрых услуг «Заря», семья Никиты наймет ее помогать по хозяйству. Интересно, что вызывают Нину на Большую Ордынку, но сцену, в которой Никита выбегает из дома за Ниной, снимали в окрестностях Брюсова переулка.
В фильме можно увидеть вечернюю нарядную столицу, по которой Нина прогуливается с Николаем Ремизовым (Александр Михайлов), с которым героиня знакомится тоже благодаря работе в «Заре». Часть съемок проходила перед Новым годом, город был украшен к празднику. В кадре переливается разноцветными огнями универмаг «Москва», и тут же герои попадают к ЦУМу, где с таким аппетитом уплетают горячие пирожки.
«Можно рассмотреть характерные окна ЦУМа. А до этого нам показывают украшенный новогодними декорациями универмаг “Москва”. Это зимние съемки, поэтому все украшения настоящие. Это очень типичное для того периода световое оформление, многие зрители прекрасно помнят такие картины из детства», — отмечает Татьяна Воронцова.
Затем герои оказываются на Салтыковском мосту через Яузу, где они падают и очень комично скатываются. А школа, в которой ночует Нина и которая благодаря монтажу как будто бы находится совсем рядом с этим мостом, на самом деле расположена на Садовнической набережной. Это школа № 518, ее легко узнать по широкой лестнице и характерным круглым окнам рядом со входом. Здание было построено в 1935 году.
Нина посмотрит из окна школы на грустного Ремизова, но не будет еще раз пытать счастья в любви, а поедет в родной город праздновать Новый год с мамой. В самом конце фильма мы видим Нину в таком же образе, как на афише из первых кадров, — с короткой прической и в нарядном платье. Она поет со сцены в переполненном зале песню «Спасибо, жизнь». А зрителям останется только гадать: это лишь мечты Нины или она все же вернулась в Москву и стала артисткой?
Кубок «Москва – на волне»
«Московская A Cappella». Победители 2024