Эти люди идут по жизни с музыкой. Каждый месяц артисты культбригады Москонцерта, выезжают в зону боевых действий, госпитали, на новые и приграничные российские территории. Они поют, играют на музыкальных инструментах, заряжая позитивом участников специальной военной операции (СВО) и мирных граждан, привозят весточки от родных и гуманитарную помощь.
О том, кого берут в культбригаду, как провести концерт по рации и какие песни укрепляют боевой дух, — в материале mos.ru.
Культбригаду в 2022 году собрал генеральный директор Москонцерта Илья Бачурин. С самого начала специальной военной операции артисты отправлялись в воинские части, давали концерты для семей участников СВО, мирных жителей, которые находятся в пунктах временного размещения, пели в госпиталях.
Первые масштабные концерты состоялись в декабре 2022-го в Донецкой и Луганской народных республиках, сейчас главными площадками для выступлений становятся пункты временного размещения жителей Курской и Белгородской областей. В проекте приняли участие уже 80 представителей творческих профессий.
На счету Ильи Бачурина — более 30 командировок. Каждый раз он садится за руль автомобиля и лично сопровождает артистов.
«Желающих присоединиться к культбригаде очень много. Но мы принимаем не всех. Прежде всего в состав коллектива входят физически выносливые артисты, ведь во время концертов жить приходится в полевых условиях, к тому же, не буду отрицать, выезд в места боевых действий небезопасен. Второй важный критерий отбора — сами музыканты, нашим слушателям особо радостно услышать выступления тех, кого они знают. Кроме того, артисты должны быть универсальными, способными на ходу исполнить любую песню, какую попросят», — рассказывает Илья Бачурин.
Выезды в зону СВО происходят два-три раза в месяц. Как правило, заявка поступает от Министерства обороны Российской Федерации. В большинстве случаев информации о том, сколько нужно дать концертов и для кого именно, заранее нет. Артисты готовят примерный репертуар и только на месте узнают, подходит ли он. Поэтому важна универсальность, способность быстро перестроиться и подстроиться. Иногда они успевают исполнить всего пару песен, а бывает, что концерт длится три часа.
«Если выступать нужно в воинской части или прямо у линии фронта, будем исполнять, скорее всего, песни Виктора Цоя или группы “Любэ”, русский рок, например “Наутилуса Помпилиуса”. А музыку, призывающую идти в бой, напротив, играть не стоит: у ребят и так мощнейший заряд адреналина. В госпиталях другая ситуация: там требуется что-то успокаивающее и мотивирующее скорее выздороветь. Нас часто просят исполнить песни “Матушка-земля”, “Катюша”, романсы военных лет и советские шлягеры, а иногда — оперные арии, и мы с готовностью выполняем любой запрос», — говорит собеседник mos.ru.
Для детей на новых территориях и в пунктах временного размещения артисты обычно исполняют песни из советских мультфильмов, например «Голубой вагон» или «От улыбки станет всем светлей», а также показывают театрализованные представления. «В ближайшее время представим новую программу по сказкам Александра Пушкина, там даже будет рэп», — улыбается генеральный директор Москонцерта.
После выступлений участники культбригады рассказывают о своей профессии и об искусстве. Наиболее активные собеседники — молодежь с новых территорий. «Ребята мало знают о российском законодательстве, например не в курсе, что можно получить грант на реализацию своего проекта. Нам часто задают вопрос: “А как потом возвращать грант?” И очень удивляются, что в этом нет необходимости», — добавляет Илья Бачурин.
Концерты на выездах проходят по три раза в день. И несмотря на такой плотный график, у членов культбригады всегда находится время на общение и доставку гуманитарной помощи: консервов, макарон, печенья, средств личной гигиены, детских книжек и игрушек.
Некоторые концерты проходят на сцене, например во дворцах культуры. Но чаще всего петь нужно в палатах больниц, прямо в поле, в шахтах, а иногда и в блиндажах.
«В одну из наших первых поездок мы выступали перед интернациональной бригадой “Пятнашка”, российским вооруженным формированием, на так называемой точке ноль — в пограничной зоне всего в 200 метрах от линии фронта. Нас привезли в блиндаж. Командир по рации объявил всем подразделениям, что приехали артисты и дадут для них концерт по рации. Мы запели “Смуглянку” и другие песни, хорошо знакомые ребятам, на всей линии фронта. Солдаты не сразу поверили, что такое возможно, но потом были очень рады и аплодировали нам. Говорят, в этот день у них были боевые успехи», — вспоминает участник культбригады Москонцерта и артист Павел Быков.
Выступать на фронте или в воинской части — совсем не то, что в концертном зале. В мирной жизни музыканты — звезды, озаряющие далеким светом аудиторию, а здесь они обычные люди.
«Мы не имеем права отдаляться от людей, для которых выступаем. И если кто-то вдруг подпевает в зале, нужно протянуть этому человеку микрофон. Иногда зрители сами выходят на сцену во время концерта и начинают петь. Я первый раз подумал: может, не нравится, как выступает артист? А теперь понял, что наша музыка сближает, объединяет», — говорит Илья Бачурин.
Тяжелее всего, по словам участников культбригады, петь в больничных палатах. Нужно улыбаться, голос не должен дрожать. «Я в таких случаях стараюсь думать о нашем репетиторе из Москонцерта Евгении Алтуховой, оперной певице, народной артистке РСФСР. Недавно она отпраздновала свое 100-летие. Эта удивительная женщина прошла Великую Отечественную войну и возглавляла культбригаду на Курской дуге. Ей часто приходилось выступать перед ранеными. И солдаты признавались: песни тоже лечат», — делится Павел Быков.
Еще одно эмоциональное испытание для артистов — давать концерт в воинской части, куда только что вернулись солдаты с поля боя.
«Однажды нас привезли в воинскую часть, которая расположена в лесу. По дороге нам сообщили, что это выступление для тех, кто только что вернулся с линии боевого соприкосновения. Первой моей мыслью было: уместны ли в этой ситуации песни? Но задача артиста — переключить внимание, удивить. И когда я запела “Заздравную” Дунаевского, а потом тихий романс “Не уходи, побудь со мною”, то на лицах слушателей увидела заинтересованность. И даже те, кто собирался отдохнуть, пересели поближе, просили петь еще и еще. Было тепло и душевно», — рассказывает участница культбригады почетный деятель искусств города Москвы Ирина Суханова.
Обычно гастроли культбригады длятся неделю или две. Все это время артисты живут, не думая о комфорте.
«Ночевали и в полуразрушенном здании стадиона, и в едва оборудованном общежитии, по несколько раз за ночь просыпались от сигнала сирены, спали в верхней одежде, чтобы согреться. Но мы не придавали этому значения, так как знали, что едем поддержать наших бойцов, которые нас ждут и очень нам рады. К тому же я член команды, боевая единица. Не имею права выпадать из строя. Дома можно будет и простудиться, а здесь нельзя», — вспоминает Ирина Суханова.
Артисты возят с собой сценические костюмы (независимо от того, где нужно выступать). По словам собеседницы mos.ru, одежда — это тоже часть образа, и она должна создавать настроение.
Культбригаде довелось выступать и на мариупольском металлургическом заводе «Азовсталь» зимой. Было холодно, но артисты пели на улице без фонограммы, несмотря на мороз.
«Каждый раз, как приезжаю с концертами, понимаю, что привожу солдатам весточку из мира, передаю письма от родных, мотивирую их, а они стараются отблагодарить всем, чем только могут: кашей с полевой кухни, букетом цветов или шевроном. В такие минуты я почтальон и врачеватель душ. И моя профессия сейчас не менее важная, чем военная», — резюмирует Ирина Суханова.
Как участник ярмарки выходного дня помогает бойцам СВОВысокотехнологичные протезы и адаптивная одежда: как создатели технических средств реабилитации помогают бойцам СВО