Началась реставрация главных въездных ворот с оградой Александринского дворца в Нескучном саду. Они были возведены в первой половине XIX века в стиле позднего ампира. Для него характерно использование классических античных форм. Так, чугунные створки ворот крепятся на двух массивных белокаменных пилонах. На каждом из них возвышаются мужская и женская фигуры с рогом изобилия. Композиция из двух пар скульптур носит название «Времена года». Ворота и ограда дворца выходят на Ленинский проспект, который прежде был Калужской улицей.
Ворота создали по проекту архитектора Евграфа Тюрина после того, как он реконструировал сам дворец по заказу Николая I. До этого дворец принадлежал промышленнику Прокофию Демидову и потому назывался Демидовским. Когда в 1832 году здание перешло в собственность царской казны, Николай I распорядился назвать его именем своей жены Александры Федоровны.
После революции 1917 года во дворце находился музей мебели. Именно здесь искали стулья с сокровищами герои романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Сегодня здание занимает президиум Российской академии наук (РАН).
Наибольший интерес на воротах дворца представляет композиция «Времена года». На двух пилонах, установленных с двух сторон, возвышаются скульптурные группы. Каждая из них состоит из фигур мужчины и женщины, держащих рог изобилия. По замыслу Евграфа Тюрина, у пары на правом пилоне в ногах сидел путти (купидон). Однако, когда в 1920–1930-х годах эти фигуры стали разрушаться, на их месте установили новые — точную копию левой группы, уже без путти. Сейчас левый пилон украшают скульптуры, сделанные из цинкового сплава, правый — из железобетона. После восстановительных работ обе группы будут выполнены из одного материала — цинкового сплава.
«Во время реставрации парадным воротам Александринского дворца вернут исторический облик. Специалисты приведут в порядок скульптуры на пилонах. Сейчас фигуры находятся в аварийном состоянии — их бережно демонтируют и отвезут в мастерские, где очистят от грязи и пыли, устранят трещины и восполнят утраты. Кроме того, по архивным документам мастера восстановят первоначальную скульптурную композицию с путти и вновь установят ее на правый пилон. После реставрации мы увидим парадные ворота такими, какими их задумывал архитектор», — рассказал глава Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Он добавил, что парадные ворота с оградой — объект культурного наследия федерального значения, они находятся под охраной государства. Все работы ведутся под контролем Мосгорнаследия и по согласованному ведомством проекту.
Так, кованные чугунные ворота и решетку ограды очистят от ржавчины, воссоздадут их утраченные элементы. Затем поверхность металла покроют специальным составом — он защитит ее от вредного воздействия окружающей среды. Накренившиеся белокаменные пилоны ворот выровняют, укрепят их фундамент и кладку. Те же работы предстоит выполнить и с белокаменной оградой Александринского дворца.
Александринский дворец находится в северной части Нескучного сада (Ленинский проспект, дом 14). Современная территория сада сформировалась в XIX веке после слияния трех усадеб. Одним из первых здесь поселился князь Никита Юрьевич Трубецкой, для которого архитектор Дмитрий Ухтомский в 1728 году выстроил Нескучный загородный дом. Территория усадьбы использовалась для увеселительных загородных поездок князя и его окружения. В начале XIX века семья Трубецких продала владение надворному советнику Василию Тимофеевичу Зубову, который сильно увеличил его территорию. Он приобрел соседнюю усадьбу Андреевское и стоящее рядом маленькое владение поручика Горянова.
Следующий хозяин здесь появился в 1823 году — им стал князь Лев Александрович Шаховской, который решил создать на территории усадьбы курортную зону с целебной водой. В 1825 году князь обустроил в парке оздоровительные ванные и прогулочные галереи. Однако, как следует из архивных записей, «в тамошние ванные никто не садился, воды не пили, в галереях не гуляли». Потеряв большие деньги, в ноябре 1826 года Шаховской продал усадьбу дворцовому ведомству для устройства императорской резиденции Николая I.
Второй усадьбой, из которой был сформирован Нескучный сад, стало имение промышленника Прокофия Демидова. В 1756 году он разделил участок на шесть прямоугольных террас, которые вели к Москве-реке, и возвел сад в виде амфитеатра. Здесь было высажено более двух тысяч растений, а из Голландии специалисты привезли редких птиц и животных. В каменных оранжереях Демидовского сада росли пальмы, а сам парк был открыт для знатных посетителей. В конце XVIII века, после смерти Демидова, усадьба перешла во владение князей Орловых. При них на территории имения были разбиты дорожки, насыпаны холмы, устроены купальни.
Имение Орловых было присоединено к землям Трубецких-Шаховских в 1832 году, после того как им начала владеть императорская семья. Третьей частью будущего Нескучного сада стала усадьба князей Голицыных. Примечательно, что в 1798 году ей владела Наталья Петровна Голицына, ставшая прототипом героини известного произведения Александра Пушкина «Пиковая дама». Только в 1843 году территория усадьбы была приобретена дворцовым ведомством.
Евграф Тюрин (1792–1875) — русский архитектор, преподаватель. Окончил архитектурную школу при Экспедиции кремлевского строения. Принимал участие в реконструкции Кремлевского дворца после пожара 1812 года, занимался восстановлением здания Арсенала в Кремле. В 1834-м Евграф Тюрин возвел храм Мученицы Татианы (улица Моховая, дом 7). Тремя годами позднее перестроил усадьбу Пашкова на углу Никитской и Моховой улиц в новое здание Московского университета (Моховая улица, дом 9 строение 1) в стилистике позднего ампира. Был членом комиссии по строительству храма Христа Спасителя, преподавал в школе при Экспедиции кремлевского строения.
Сохранение и восстановление памятников архитектуры — важнейшее направление в работе Мосгорнаследия. Многие памятники обретают новую жизнь: их приспосабливают для современного использования, сохраняя при этом исторический облик столицы. С 2011 года в городе отреставрировали более 1400 объектов культурного наследия, из них 203 — в 2019 году.