Стэнли Грин родился в 1949 году в Нью-Йорке. Впервые он взял в руки камеру, когда ему было 11, а через 20 с лишним лет попал в студию к легендарному фотодокументалисту Юджину Смиту. В молодости Грин снимал друзей и знакомых, многие из которых впоследствии стали суперизвестными музыкантами. В его объектив в 1975–1985 годах попадали The Mutants, Yanks, The Ramones, Metallica, Dead Kennedys, Red Hot Chili Peppers и другие. В середине 1980-х Грин переехал в Париж, чтобы снимать моду. Но мировую славу и престижные премии ему принесла карьера фотожурналиста, начавшаяся с репортажа о падении Берлинской стены и продолжившаяся работой в горячих точках.
На выставке «Яростная красота: время и жизнь Стэнли Грина» представлены две ранние серии работ. Первая посвящена панк-движению в Сан-Франциско в 1970–1980-х, вторая — фешен-съемкам парижского периода.
«Нам было важно показать, из чего вырос стиль Грина-фотожурналиста, поэтому мы выбрали его ранние работы. Мне кажется, в 1970–1980-е сложился его метод — глубокое погружение в тему и предмет исследования. Каждая его серия — это рассказ о том, что он очень хорошо изучил изнутри, будь то мир моды, музыки, военный конфликт или природные катаклизмы», — говорит Анна Шпакова, куратор выставки.
Грин получил художественное образование в Нью-йоркской школе визуальных искусств и Институте искусств Сан-Франциско. Вместе с ним учились молодые художники, музыканты и активисты. Об этом времени Грин вспоминал так: «Меня окружали рок-группы — панки и художники. Фактически они были моими соседями по комнате, поэтому иногда я их снимал. А по ночам я путешествовал по клубам, проникая в сердце музыкального андеграунда, снимая панк-культуру на лейку. Неслыханно! Богохульство!»
Стэнли Грин всегда снимал то, что знал и чем жил. Поэтому, глядя на его снимки, мы оказываемся в эпицентре событий — в водовороте клубов, концертов, людей и новых музыкальных направлений. Фотография с концерта Dead Kennedys сделана в 1978 году. В описании к ней Грин приводит слова журналиста газеты The San Francisco Examiner о Dead Kennedys: «Они точно попали в дух времени. Протест через разнузданность и нарочитую аморальность — вот то, что увидели в них поклонники».
Друзья-музыканты часто звонили Грину с просьбой прислать снимки, сделанные им во время концертов, для иллюстрации публикаций в прессе. Вскоре журналы и газеты стали сами обращаться к нему за фотографиями, а затем он стал штатным корреспондентом журнала Punk Globe.
Джинджер Койот, создатель и бессменный редактор журнала Punk Globe, была очень яркой личностью и одним из первых популяризаторов панк-движения. В 1970-е панк-рок только зарождался. Джинджер Койот серьезно отнеслась к этому направлению и стала поддерживать музыкантов, публиковать истории о них.
Стэнли Грин вспоминал: «Джинджер производила неизгладимое впечатление на всех, кто с ней встречался, и была настоящей звездой “Западного фронта” — так называли панк-тусовку Сан-Франциско. Позже, в 1989 году, Джинджер сама стала исполнять панк-рок и вошла в группу White Trash Debutants».
Грин снимал не только музыкантов и концерты, но и все, что окружало панк-рок. Район Норт-Бич в 1980-е был эпицентром клубной жизни Сан-Франциско. Эксцентричные девушки на фотографии — типичные представительницы тогдашней публики.
Снимок точно передает атмосферу времени и места. Зритель попадает в центр событий, будто столкнувшись на улице с двумя девушками по дороге в очередной клуб.
Под влиянием фильмов о модных фотографах, в частности «Фотоувеличения» Микеланджело Антониони, Грин решил попробовать себя в роли фешен-фотографа. Сложно придумать для этого более подходящее место, чем Париж. Грин переехал туда в 1986-м, после десяти лет съемок арт-сцены Сан-Франциско.
Однажды на парижской улице его окликнула Мередит, девушка, с которой он был знаком, когда еще жил в США. Оказалось, что она приехала во Францию и стала моделью. Знакомство с ней помогло ему сделать первый шаг в модной фотографии: Грин начал снимать Мередит, ее агенту снимки понравились. А вскоре его работы начали публиковать крупные журналы.
Сам Грин скромно говорил: «Я никогда не считал себя великим фешен-фотографом. Я думал, что все, что я делаю, — это снимаю интересные тонкости». Период сотрудничества с глянцем был плодотворным, хотя и не очень продолжительным. Уже в 1989 году Грин попал в Берлин, где произошел главный поворот в его карьере.
«Я стоял в толпе людей, кричавших, что они хотят быть частью свободного мира, и обнаружил, что фотокамера — это мощный инструмент», — вспоминал Стэнли Грин о падении Берлинской стены. Его снимок, на котором девушка в балетной пачке протягивает c легендарной стены открытую бутылку шампанского, попал на страницы ведущих журналов и стал одним из символов события. Грина захватила фотожурналистика. Он освещал военные конфликты, природные катаклизмы и их последствия в Чечне, Судане, Ливане, Ираке и Афганистане. В октябре 1993-го он стал единственным западным журналистом, присутствовавшим в Белом доме во время обстрела здания из танков. Грин говорил, что освещение конфликтов — очень личная форма протеста.
Четыре раза Стэнли Грин получал самую престижную в мире фотожурналистики премию World Press Photo (в 1994 году — за репортаж из Белого дома, в 2001-м и 2004-м — за съемки из Чечни и в 2008-м — за серию работ из Судана).
Стэнли Грин умер в мае 2017-го. 14 февраля этого года ему могло бы исполниться 70 лет.