Овеянные легендами башни и мосты. Какой была Москва столетия назад

18 января 2023
Культура

В конце 2022 года во дворе Музея Москвы начался фестиваль «Снег и лед в Музее Москвы: неуходящая Москва». Кроме катка, открытого для всех желающих, здесь появились ледовые скульптуры легендарных московских зданий и сооружений, которые сегодня нельзя увидеть на улицах города. Ледяные Сухарева башня, Красные ворота, Крестовские водонапорные башни, Всехсвятский мост, более известный как Большой Каменный. Мир ушедшей Москвы приоткрылся ненадолго — как только растает лед, скульптуры тоже исчезнут. Фотографии скульптур, архивные снимки их исторических оригиналов и связанные с ними истории — в материале mos.ru.

Большой Каменный мост

Фото М. Денисова. Mos.ru

Знакомство с ледяным городом прошлого начинается со Всехсвятского каменного моста. Это первый мост через Москву-реку — его построили при Петре I в 1692 году. Одна его опора стояла недалеко от нынешнего Дома на набережной, а второй он уходил в стену Белого города — через проездные ворота с моста можно было проехать туда, где сейчас располагаются Дом Пашкова и Моховая улица.

Музей Москвы

Длина моста составляла 170 метров, а ширина — 22 метра. На строительство потратили огромные деньги, в народе даже появилась поговорка: «Дороже Каменного моста». Очень быстро на Всехсвятском, как и на других мостах тогдашней Москвы, началась бойкая торговля: здесь продавали одежду, ткани, вино, табак и многое другое.

Просуществовал мост до середины XIX века. Его опоры разрушались в том числе из-за работы плотины и водяных мельниц. Мост неоднократно ремонтировали, но в итоге все же решили снести. Неофициальное название — Большой Каменный мост — перешло по наследству к новому мосту, построенному на его месте, несмотря на то что тот был уже из металла. Второй мост тоже снесли в связи со строительством канала имени Москвы. Только в 1938-м немного ниже по течению Москвы-реки возвели Большой Каменный мост, который мы знаем.

Башня Белого города

Фото М. Денисова. Mos.ru

Алексеевская башня, построенная в 1585–1591 годах, находилась на территории современного храма Христа Спасителя. Она была одной (самой высокой — пять ярусов) из 28 башен крепостной стены Белого города, третьего кольца укреплений Москвы. Башню венчали семь шатров, благодаря которым она получила свое второе название — Семиверхая.

Башня имела огромное стратегическое назначение и богатую историю: она сдерживала набеги татарской конницы, держала оборону во время осады Москвы в 1611 и 1618 годах. Уже к концу 1660-х годов башня начала ветшать — к тому времени она больше не использовалась по назначению. Во время перестройки города в конце XVIII — начале XIX века башню снесли. Тогда же разобрали и некогда важные стены Белого города: на их месте после пожара 1812 года разбили бульвары.

Красные, потому что красивые

Фото М. Денисова. Mos.ru

Там, где сейчас находится станция метро «Красные Ворота», в 1709 году возвели триумфальную арку в честь возвращения русских войск после Полтавской битвы. Именно через нее входил в Москву Петр I. Сооружение в стиле барокко так понравилось москвичам, что они окрестили его Красными воротами. Постепенно народное название стало официальным.

Во дворе Музея Москвы воссоздали вторую версию Красных ворот: первые сгорели в пожаре 1748 года, новые на их месте появились в 1757-м. Белокаменная постройка в основном сохранила архитектурный облик старых ворот, ее украсили лепниной и росписью. Венчала новые Красные ворота бронзовая фигура трубящего ангела.

В конце 1920-х площадь Красные Ворота включили в генеральный план реконструкции Москвы. Ворота было решено снести: во-первых, они препятствовали строительству Дворца Советов, во-вторых, мешали проезду городского транспорта — в ХХ веке дороги были не в пример более оживленными, чем в XVIII. От знаменитой барочной постройки сегодня остался только трубящий ангел — он поселился на лестнице Государственного исторического музея.

Крестовские водонапорные башни

Фото М. Денисова. Mos.ru

В начала Ярославского шоссе на Крестовской заставе в 1892 году построили 40-метровые Крестовские водонапорные башни — во время реконструкции Мытищинского водопровода. В верхнем ярусе располагались огромные резервуары, в которые из Мытищинского гидроузла набиралась вода.

Башни имели не только практическую функцию — постройки, выполненные в неорусском стиле и соединенные ажурным мостиком, были украшением города.

Музей Москвы

В 1896-м в одной из них создали Музей московского городского хозяйства, позже переименованный в Московский коммунальный музей (предтеча современного Музея Москвы). В 1939 году башнями пришлось пожертвовать ради Ярославского шоссе — их снесли, чтобы они не мешали расширять дорогу.

Обитель колдуна

Фото М. Денисова. Mos.ru

Сухареву башню, пожалуй, можно назвать самой загадочной и мистической постройкой прошлого. Она появилась в 1695 году на пересечении современных Садового кольца, Сретенки и проспекта Мира. Ходили слухи, что именно там скрывается знаменитая библиотека Ивана Грозного, а генерал-фельдмаршал Яков Брюс, близкий друг Петра I, проживавший в одной из ее палат, — настоящий колдун. Суеверные москвичи уверяли, что Брюс может повелевать бесами и стихиями, держит в качестве домашнего питомца железную птицу с головой человека. В действительности в биографии Брюса не было ничего мистического: он был выдающимся ученым, а в башне он основал одну из первых в России обсерваторий, а также две школы — математических и навигацких наук.

В 1715 году московская контора Адмиралтейской коллегии начала использовать башню как склад продуктов и материалов для Балтийского флота. В 1800-х башня стала водонапорной: здесь построили резервуары, куда поступала вода из Мытищинского водопровода. После строительства Крестовских водонапорных башен вода в Сухареву башню уже не подавалась, резервуары разобрали. В 1926-м сюда переехал Московский коммунальный музей, но провел здесь всего несколько лет.

В 1931 году башню решили снести — она мешала дорожному движению. Но история города до сих пор хранит легенды о ней.

Китайгородская — от слова «кита»

Фото М. Денисова. Mos.ru

В 1535–1538 годах, во времена правления Елены Глинской, к Кремлевской стене с востока пристроили еще одну мощную кирпичную стену с четырехъярусными башнями, проездными воротами и рвом. Новая стена служила обороне от набегов крымских татар.

К Китаю стена не имела никакого отношения. Ту часть, которую сейчас занимает район Китай-города, когда-то защищал земляной вал. Многие из укреплений на нем представляли из себя перевязи из жердей, собранные в гигантские квадраты, обмазанные глиной, забитые белым камнем. Такой тип укрепления называли словом «кита» — отсюда и название.

А. Васнецов. Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII веке. 1922 год

Китайгородская стена просуществовала до 1930-х годов, однако постепенно разбирать ее начали еще в 1920-х, чтобы создавать новые проезды. Решение окончательно снести постройку аргументировали необходимостью строительства метро.

Однако сейчас мы можем увидеть два сохранившихся фрагмента Китайгородской стены: один — на Театральной площади за гостиницей «Метрополь», второй — в парке «Зарядье».

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события

«Подвиг народа» в Музее Победы

1 января 202431 декабря 2024

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies