В конце 2022 года во дворе Музея Москвы начался фестиваль «Снег и лед в Музее Москвы: неуходящая Москва». Кроме катка, открытого для всех желающих, здесь появились ледовые скульптуры легендарных московских зданий и сооружений, которые сегодня нельзя увидеть на улицах города. Ледяные Сухарева башня, Красные ворота, Крестовские водонапорные башни, Всехсвятский мост, более известный как Большой Каменный. Мир ушедшей Москвы приоткрылся ненадолго — как только растает лед, скульптуры тоже исчезнут. Фотографии скульптур, архивные снимки их исторических оригиналов и связанные с ними истории — в материале mos.ru.
Знакомство с ледяным городом прошлого начинается со Всехсвятского каменного моста. Это первый мост через Москву-реку — его построили при Петре I в 1692 году. Одна его опора стояла недалеко от нынешнего Дома на набережной, а второй он уходил в стену Белого города — через проездные ворота с моста можно было проехать туда, где сейчас располагаются Дом Пашкова и Моховая улица.
Длина моста составляла 170 метров, а ширина — 22 метра. На строительство потратили огромные деньги, в народе даже появилась поговорка: «Дороже Каменного моста». Очень быстро на Всехсвятском, как и на других мостах тогдашней Москвы, началась бойкая торговля: здесь продавали одежду, ткани, вино, табак и многое другое.
Просуществовал мост до середины XIX века. Его опоры разрушались в том числе из-за работы плотины и водяных мельниц. Мост неоднократно ремонтировали, но в итоге все же решили снести. Неофициальное название — Большой Каменный мост — перешло по наследству к новому мосту, построенному на его месте, несмотря на то что тот был уже из металла. Второй мост тоже снесли в связи со строительством канала имени Москвы. Только в 1938-м немного ниже по течению Москвы-реки возвели Большой Каменный мост, который мы знаем.
Алексеевская башня, построенная в 1585–1591 годах, находилась на территории современного храма Христа Спасителя. Она была одной (самой высокой — пять ярусов) из 28 башен крепостной стены Белого города, третьего кольца укреплений Москвы. Башню венчали семь шатров, благодаря которым она получила свое второе название — Семиверхая.
Башня имела огромное стратегическое назначение и богатую историю: она сдерживала набеги татарской конницы, держала оборону во время осады Москвы в 1611 и 1618 годах. Уже к концу 1660-х годов башня начала ветшать — к тому времени она больше не использовалась по назначению. Во время перестройки города в конце XVIII — начале XIX века башню снесли. Тогда же разобрали и некогда важные стены Белого города: на их месте после пожара 1812 года разбили бульвары.
Там, где сейчас находится станция метро «Красные Ворота», в 1709 году возвели триумфальную арку в честь возвращения русских войск после Полтавской битвы. Именно через нее входил в Москву Петр I. Сооружение в стиле барокко так понравилось москвичам, что они окрестили его Красными воротами. Постепенно народное название стало официальным.
Во дворе Музея Москвы воссоздали вторую версию Красных ворот: первые сгорели в пожаре 1748 года, новые на их месте появились в 1757-м. Белокаменная постройка в основном сохранила архитектурный облик старых ворот, ее украсили лепниной и росписью. Венчала новые Красные ворота бронзовая фигура трубящего ангела.
В конце 1920-х площадь Красные Ворота включили в генеральный план реконструкции Москвы. Ворота было решено снести: во-первых, они препятствовали строительству Дворца Советов, во-вторых, мешали проезду городского транспорта — в ХХ веке дороги были не в пример более оживленными, чем в XVIII. От знаменитой барочной постройки сегодня остался только трубящий ангел — он поселился на лестнице Государственного исторического музея.
В начала Ярославского шоссе на Крестовской заставе в 1892 году построили 40-метровые Крестовские водонапорные башни — во время реконструкции Мытищинского водопровода. В верхнем ярусе располагались огромные резервуары, в которые из Мытищинского гидроузла набиралась вода.
Башни имели не только практическую функцию — постройки, выполненные в неорусском стиле и соединенные ажурным мостиком, были украшением города.
В 1896-м в одной из них создали Музей московского городского хозяйства, позже переименованный в Московский коммунальный музей (предтеча современного Музея Москвы). В 1939 году башнями пришлось пожертвовать ради Ярославского шоссе — их снесли, чтобы они не мешали расширять дорогу.
Сухареву башню, пожалуй, можно назвать самой загадочной и мистической постройкой прошлого. Она появилась в 1695 году на пересечении современных Садового кольца, Сретенки и проспекта Мира. Ходили слухи, что именно там скрывается знаменитая библиотека Ивана Грозного, а генерал-фельдмаршал Яков Брюс, близкий друг Петра I, проживавший в одной из ее палат, — настоящий колдун. Суеверные москвичи уверяли, что Брюс может повелевать бесами и стихиями, держит в качестве домашнего питомца железную птицу с головой человека. В действительности в биографии Брюса не было ничего мистического: он был выдающимся ученым, а в башне он основал одну из первых в России обсерваторий, а также две школы — математических и навигацких наук.
В 1715 году московская контора Адмиралтейской коллегии начала использовать башню как склад продуктов и материалов для Балтийского флота. В 1800-х башня стала водонапорной: здесь построили резервуары, куда поступала вода из Мытищинского водопровода. После строительства Крестовских водонапорных башен вода в Сухареву башню уже не подавалась, резервуары разобрали. В 1926-м сюда переехал Московский коммунальный музей, но провел здесь всего несколько лет.
В 1931 году башню решили снести — она мешала дорожному движению. Но история города до сих пор хранит легенды о ней.
В 1535–1538 годах, во времена правления Елены Глинской, к Кремлевской стене с востока пристроили еще одну мощную кирпичную стену с четырехъярусными башнями, проездными воротами и рвом. Новая стена служила обороне от набегов крымских татар.
К Китаю стена не имела никакого отношения. Ту часть, которую сейчас занимает район Китай-города, когда-то защищал земляной вал. Многие из укреплений на нем представляли из себя перевязи из жердей, собранные в гигантские квадраты, обмазанные глиной, забитые белым камнем. Такой тип укрепления называли словом «кита» — отсюда и название.
Китайгородская стена просуществовала до 1930-х годов, однако постепенно разбирать ее начали еще в 1920-х, чтобы создавать новые проезды. Решение окончательно снести постройку аргументировали необходимостью строительства метро.
Однако сейчас мы можем увидеть два сохранившихся фрагмента Китайгородской стены: один — на Театральной площади за гостиницей «Метрополь», второй — в парке «Зарядье».
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России
Кубок «Москва – на волне»