От тайных писем до первых клубов знакомств: как находили себе пару в прошлые века

14 февраля 2023
Культура

Социальные сети и мобильные приложения для знакомств, быстрые свидания, встречи по интересам. Сегодня существует множество способов найти себе пару. И правил теперь не так много, как в прошлые века, — можно просто подойти к понравившемуся человеку и пригласить его на кофе.

Раньше познакомиться было гораздо труднее. В День святого Валентина рассказываем на mos.ru, где молодые люди замечали друг друга в Средневековье, когда еще не было балов, кто такие смотрительницы и могла ли к алтарю прийти другая девушка, как прятали тайные письма возлюбленных, почему кавалерам XIX века конфетно-букетный период обходился дороже, нежели современным, и когда в СССР открылись первые клубы знакомств.

Смотрительницы, сговоры и подлоги на свадьбах

В допетровское время молодым редко предоставляли право выбора: спутников жизни им обычно подбирали родители. Это касалось представителей всех сословий — от царских особ до крестьян. Тем более сложно было найти избранника в Средние века, когда наведаться в гости к понравившейся девушке не разрешалось. Встретиться, приглядеться друг к другу можно было на народных гуляньях, религиозных праздниках, а также по воскресеньям в церкви.

Однако вмешательство родителей все равно было очень сильным. 

Дети только рождались, а им уже присматривали вторую половинку. Девочек отдавали замуж в 12–13 лет, парней женили в 14–15. Конечно, были смельчаки, которые не могли смириться с выбором отца и матери. Они назначали любимым тайные свидания вдали от дома, в тени деревьев, на берегах рек. Иногда сбегали вдвоем, но чаще побег заканчивался трагедией. Ведь домой все равно вернут, и семья окажется в центре скандала. В Москве такие события всегда становились сенсацией. Именно поэтому в те времена было столько печальных любовных песен. Ирина Карпачева начальник отдела «История Москвы» Музея Москвы

Знаки внимания и подарки официально получали только невесты, если родители договорились между собой. Многие молодые люди вообще не встречались до бракосочетания. В те времена и выдумали примету, что видеть невесту до свадьбы нельзя. Но самые непреклонные женихи настаивали: хочу посмотреть на суженую, и всё тут. Тогда нанимали смотрительниц, как правило, это были близкие родственницы, которым доверяли. Те отправлялись в дом кандидатки, а потом рассказывали подробности о девушке: красива, скромна и здорова ли она. Также допускались смотрины девушки. Если с обеих сторон было получено согласие на брак, начиналось сватовство, затем — официальный сговор, то есть помолвка. Священник приходской церкви делал запись в особой книге и назначал дату свадьбы. После этого уже нельзя было ничего отменить.

Однако к алтарю неожиданно могла явиться другая невеста, не та, которая выходила к смотрительнице и участвовала в предсвадебных смотринах. Иногда родители показывали, например, младшую дочь, а на свадьбу приводили уже ее сестру, постарше и не такую красивую. Лица девушки никто не видел, до алтаря невесту вели под непрозрачным покровом. В церковь при этом добирались длинной дорогой, боясь сглаза.

Кстати, тогда и зародилась современная примета, что невесту до венчания нельзя видеть в свадебном платье. Обман обнаруживался в церкви, но скандал не устроишь, да и развенчаться будет тяжело. Огласки, «сорома» (посрамления) боялись обе семьи. Так и жили молодые — с нелюбимыми и нежеланными. Обычно об этом и пели на торжествах подружки-плакальщицы в своих печальных обрядовых свадебных песнях.

Трагедии, слезы, скандалы, тайные свидания — все это сопровождало влюбленных во все времена. Этот печальный круг попытался разорвать царь Петр Первый, который сам увидел свою невесту только на свадьбе. В 1702 году он подписал указ, согласно которому свидание невесты и жениха стало обязательным условием перед обручением, а старомодные смотрины отменялись. Помолвка могла быть расстроена, если жениху не понравится невеста или «невеста замуж идти не похочет же, и в том быть свободе». Принуждать детей к браку воспрещалось, но этот пункт родители, впрочем, всерьез не воспринимали. В своем доме царь не указ!

Впрочем, молодежи, особенно новоиспеченной дворянской, стало полегче. Девушки начали постепенно выходить из закрытых теремов и появляться на публичных театрализованных представлениях и ассамблеях — прообразах дворянских балов, в программу которых входили и модные танцы с кавалерами, и игры. В 1722 году на ассамблее в Преображенском даже пришлось «пустить в ход угрозу, чтобы привлечь на нее московских дам и девиц», но потом ситуация изменилась.

Язык веера и секреты котильона

Мечта Петра Великого о веселой и шумной светской жизни молодежи постепенно стала сбываться. В XVIII веке дворянские отпрыски вышли в свет. Тогда же начали формироваться светский этикет и новые приличия. Например, чтобы поговорить «о погодах» с молоденькой и незамужней особой, нужно было прежде всего быть представленным ее родителям.

В XIX веке ассамблеи переросли в легендарные московские балы и маскарады. В ту эпоху дворяне много путешествовали по Европе и были прекрасно осведомлены о Дне святого Валентина. Праздник в России не отмечали, однако самый романтичный период в году приходился как раз на февраль-март — это было самое бальное время. И валентинок в XIX веке не писали, но именно это столетие подарило столько любовной лирики, романсов и песен. Влюбленные вели секретную переписку: строчили пылкие признания друг другу и посылали письма через слуг. У девушек в дамских столиках и в бюро имелись потайные ящики, где они прятали записки и тайные подарки.

«На зимние московские балы съезжались со всей России. В Санкт-Петербурге балы часто давали придворные, и попасть на такое великосветское мероприятие было трудно — нужны были приглашения. В Москве же дворяне чувствовали себя проще, по-семейному. Легендарные московские балы первой половины XIX столетия являлись главными и самыми ожидаемыми событиями в жизни дворянского сословия», — подчеркнула Ирина Карпачева.

Мечта Петра I сбылась — к этому времени московские дворяне зажили открытыми домами. С конца ноября по март Первопрестольная отплясывала на дворянских балах, которых иногда проходило по 40–50 в день. Каждая дворянская семья назначала приемы, рауты и танцевальные вечера в определенные дни недели. При этом рассылать приглашения в Москве было не принято, на бал приходили все желающие, разумеется, только благородного происхождения. Нередко многие гости даже не были официально представлены хозяевам.

Особенные балы давались по вторникам в здании Благородного собрания. Дом, расположенный на углу Охотного Ряда и Большой Дмитровки, был приобретен у бывшего генерал-губернатора князя Василия Долгорукова-Крымского и перестроен архитектором Матвеем Казаковым. В здании была прекрасная бальная зала, которая могла вместить от трех до пяти тысяч человек. Здесь бывали все — от вельмож до мелкопоместных дворян. Именно в Москву, в Благородное собрание, на зимние балы свозили дворянок со всей России — на ярмарку невест.

«За один вечер можно было посетить несколько балов. Не нашел симпатичную девушку — попытай счастье на следующем балу. Важно только научиться держать себя в обществе. Юноша, который говорит по-французски, со вкусом одет и хорошо танцует, непременно будет замечен хозяевами и родителями девиц на выданье», — отметила Ирина Карпачева.

Обратить на себя внимание девушки можно было, пригласив ее на танец. Сделать это следовало заблаговременно, чтобы дама успела внести кавалера в бальную книжку. Если претендент ей не понравился, отказать лично девушка не могла. Она передавала отказ через распорядителя танцев, а тот уже сообщал джентльмену, что дама занята — танец уже обещан другому.

В то время о чувствах мог сказать даже бальный веер, без которого не приезжала ни одна дама. Язык веера, или махальца, как его называли в Москве в XVIII веке, был особым кодом (азбукой влюбленных) и непременным атрибутом женского кокетства. Обращение с аксессуаром стало тайным светским языком, на котором говорили влюбленные, повстречавшиеся на балу. Если веер находился в левой руке дамы и приложен к ее правой щечке, то кавалер поймет, что свидание состоится. Если веер в правой руке, то это значит «нет». Полностью раскрытое махальце порадует молодого человека, но если оно закрыто и им постукивают по ладони, то вывод один: все кончено.

Конфетно-букетный период, каким мы его знаем сейчас, начал зарождаться в XIX веке. Но обходился он ухажерам дороже. Мужчина должен был регулярно навещать свою избранницу, причем каждый раз необходимо было приносить ей конфеты, подарки и цветы. Даже билеты в театр приходилось покупать на несколько персон, так как девушка не могла прийти одна, она звала с собой родителей или гувернантку. Появиться на публике вдвоем пара имела право только после официального объявления о помолвке.

Замоскворецкие свахи, гадалки из Зарядья. Как искали пару москвичи в XIX векеСбежавшие влюбленные: как в Москве искали молодую княжну и уездного врача«Ношу в себе это сокровище». Любовь в дневниках и письмах классиков

Елена Прекрасная ищет Париса, или Женщины берут инициативу

Даже сегодня некоторые девушки стесняются подойти к молодым людям и написать первыми. А проявляли ли они инициативу в прошлых веках?

«Всегда считалось, что женщина не должна первая оказывать знаки внимания, писать. Но все это было, причем не только у пушкинской Татьяны Лариной. И писали, и тайные знаки давали, и свидания назначали, и даже первыми приглашать на танец стали. Именно девушки придумали белый танец, они всегда были решительными», — поделилась Ирина Карпачева.

В начале ХХ века в Москве и Санкт-Петербурге печатались брачные газеты. Они были востребованы, так как многие люди, приехавшие из глубинки в крупные города, замыкались и терялись. Популярностью пользовались «Почта Амура», «Сваха» и «Брачная газета». Подать объявление мог любой желающий, в том числе женщина. И это было дешевле, нежели обращаться к услугам свах.

Например, на страницах газет можно было найти такие сообщения: «Если вы интеллигентная, симпатичная дама с идеальными взглядами, не старше 35 лет, я могу полюбить вас», «Женщина бальзаковского возраста, но еще не желающая оставить жизни и радостей молодости, хотела бы побеседовать и прийти к какому-либо выводу с интересным утешителем», «Елена Прекрасная ищет Париса, который увез бы ее от противного Менелая».

Клубы знакомств в СССР

В советское время знакомиться стало проще. Люди находили пару в институтах, библиотеках, парках, на танцплощадках. Свидания назначали у памятника Александру Пушкину на Пушкинской площади, на станциях метро, а также у водоемов, например на Патриарших и Чистых прудах. Москва будто создана для свиданий, влюбленные всегда гуляли по городу. Часто они ходили в кино на последний сеанс, в 22:00. Ирина Карпачева добавила, что свидания в театре и кафе считались роскошью, так как это обходилось недешево.

И все же к концу 1970-х годов в крупных городах СССР отмечался явный демографический кризис. Возросло число разводов, многие становились одинокими. Согласно материалам Главархива в редакции столичных газет, публиковавших объявления о знакомствах, поступали сотни писем и звонков.

В 1979 году приняли постановление «О консультативной помощи населению по вопросам семьи и брака». Тогда начали работать телефоны доверия и социально-психологическая служба. Супругам, столкнувшимся с проблемами в браке, помогали консультациями. Также для тех, кто искал спутника жизни, открылись клубы знакомств. Они делились по возрасту: «Кому за 30», «Кому за 40». Но москвичи относились к ним скептически, потому что в основном на встречи приходили женщины.

«А еще в Советском Союзе сформировались своеобразные касты, советская элита. Казалось бы, сословия остались в прошлом, все живут и выглядят приблизительно одинаково, у всех равные возможности. Но это только для прессы. Распространены были браки по расчету. Молодые люди часто слышали от родителей: “Это человек не нашего круга”. Работники торговли, ученые, партийные чиновники стремились выбрать вторую половину из своего окружения», — уточнила Ирина Карпачева.

Главархив рассказал, как в СССР создавались первые службы знакомств«Я женат — и счастлив». Пять музейных историй о любящих супругах

Источник: mos.ru

Поделиться
МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Ближайшие события

Онлайн-экскурсия «Подвиг народа» в Музее Победы

2 января31 декабря

Экскурсия по выставке «Народные художественные промыслы России» во Всероссийском музее декоративного искусства

26 октября 202320 октября 2024


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies