Гном в усадьбе Морозова, светильники-факелы в особняке Стахеева и барышня с книгой в Доме Пашкова: на портале «Узнай Москву» можно отправиться в виртуальный тур по объектам культурного наследия, попасть в которые в реальности непросто. Проект появился в 2019 году, а сегодня посетителям сайта доступно более 30 онлайн-экскурсий. Список постоянно пополняется. Так, в феврале запустили новый маршрут по особняку Зиминых в Дегтярном переулке.
Виртуальные туры — это один из инструментов, который помогает в удобном интерактивном формате знакомиться с архитектурой и историей столицы. Благодаря им рассмотреть старинные интерьеры особняков, убранство усадеб, прогуляться по крышам и смотровым площадкам Москвы можно прямо из дома. К тому же они позволяют попасть в объекты, закрытые для посещения в обычное время.
О том, как создают виртуальные туры, почему фотографы выезжают на съемки исторических зданий по ночам, какие технологии позволяют рассмотреть узор на потолке и подняться на крышу ГУМа, — в материале mos.ru.
Виртуальные туры разработали специалисты Мосгорнаследия к международной выставке, посвященной сохранению, использованию и популяризации культурного наследия. Она проходила в Лейпциге в 2018-м. Год спустя выставка состоялась уже в Москве, и посетители Гостиного Двора смогли не только рассмотреть интерьеры столичных памятников архитектуры на сенсорном экране, но и оказаться внутри особняков, надев VR-очки. Затем сотрудники Департамента информационных технологий интегрировали виртуальные туры в портал «Узнай Москву» и они стали доступны всем. В период пандемии изобретение приобрело особую популярность.
Одной из первых на портал «Узнай Москву» загрузили онлайн-экскурсию по особняку Алексея Морозова в Подсосенском переулке. Внутри здание имеет фантазийное убранство, над которым работали архитектор Федор Шехтель, художник Михаил Врубель и скульптор Сергей Коненков. Среди прочего — египетские фрески-птицы на стенах вестибюля и средневековый деревянный гном с ларцом на лестнице в библиотеку.
Постепенно авторы проекта добавляли и другие виртуальные туры по объектам культурного наследия. Сейчас можно совершить интерактивное путешествие по дому генерала Алексея Ермолова, в котором находилась хореографическая студия возлюбленной Сергея Есенина Айседоры Дункан, особняку Зинаиды Морозовой, построенному Федором Шехтелем, и дому самого архитектора, где гостили писатель Антон Чехов, художники Константин Коровин и Исаак Левитан. Пользователи посетили эти экскурсии более 300 тысяч раз. Среди самых популярных — онлайн-туры по особнякам Алексея Морозова и золотопромышленника Николая Стахеева, Дому Пашкова, павильонам ВДНХ и Петровскому путевому дворцу.
В разработке еще одна интерактивная прогулка — по зданию биржи на улице Ильинке, которое занимает Торгово-промышленная палата России. Реальное посещение этого объекта возможно в Дни исторического и культурного наследия.
Посещаемость портала «Узнай Москву» выросла почти вдвое
Виртуальные туры состоят из 3D-панорам, которые складываются в сферическую проекцию изображения. У таких фотографий нет видимых линий соединения, поэтому кажется, что это целая картинка. Зритель перемещается по ней в любом направлении на 360 градусов, зажав курсор в центре экрана. Технология создает эффект присутствия, будто пользователь и правда находится в особняке и смотрит по сторонам.
Процесс создания виртуального тура включает три этапа: делается серия панорамных снимков, обрабатываются полученные изображения и собирается сам тур. При монтаже панорамы соединяются элементами навигации, благодаря которым человек перемещается по объекту. На готовый виртуальный тур наносятся указатели, стрелки и надписи, которые помогают пользователю ориентироваться и получать дополнительную информацию. Интерактивные экскурсии, в отличие от обычных фотографий, создают ощущение реальной прогулки, одновременно с этим погружая человека в историю. Такая технология дает уникальную возможность в деталях запечатлеть, как выглядят столичные объекты культурного наследия, и сохранить память о них на многие годы.
Обычно в туре около 10 панорам, хотя бывают и исключения: интерактивная прогулка по крышам столицы состоит из 30 изображений в формате 3D. Они позволяют зрителю ощутить себя гуляющим по открытой галерее колокольни Ивана Великого или крыше ГУМа, откуда видна почти открыточная Москва.
Для перехода внутри тура с одной площадки на другую разработчики создали стрелки-маркеры, указывающие на двери или лестницы: при нажатии на них картинка меняется. Чтобы лучше рассмотреть любой архитектурный элемент, например спрятанный в нише светильник в виде античного факела в доме Стахеева или сюжетные обои в обеденном зале особняка Лопатиной, нужно нажать значок «плюс» на нижней панели экрана. Изображение увеличится в несколько раз.
Во время тура в углу дисплея высвечивается информация об объекте — исторический факт, описание архитектурных особенностей или легенда. Например, путешествуя по Дому Пашкова, читаем: «Считается, что в глубине Ваганьковского холма таятся подземные коридоры, галереи и скрытые ходы, которые могут вести в легендарную библиотеку Ивана Грозного».
Реставраторы, исследователи, фотографы: как волонтеры помогали сохранять памятники в 2023 году
Подготовка виртуального тура начинается с выбора объекта. В приоритете те, которые недавно отреставрировали. Когда решение принято, фотограф выезжает на объект и изучает ракурсы, фон, свет, заходит внутрь здания, осматривает интерьер, выбирает места съемки.
«Работа с каждым объектом ведется индивидуально. Одно из главных требований — минимум людей и машин. Иногда фотограф отправляется на съемку, но по приезде обнаруживает, что снаружи или внутри объекта людно. Тогда ему приходится возвращаться на следующий день. Так было с Домом Пашкова, фасад которого снимали в пять утра. Интерьеры гостиниц “Ленинградская” и “Метрополь” начинали фотографировать с трех часов ночи», — рассказал Алексей Емельянов.
Чтобы получились панорамные снимки высокого разрешения, фотографы используют зеркальную камеру, позволяющую контролировать компоновку кадра и резкость, широкоугольный объектив, устойчивый штатив. Перед съемкой мастер устанавливает фотоаппарат в центр воображаемой окружности и оттуда фокусируется по очереди на каждом участке комнаты — так создается сферическое изображение.
Следующий этап — обработка снимков. Дизайнеры корректируют цветовые и световые нестыковки, которые неизбежны при съемке с разных ракурсов, яркость, контрастность, если необходимо — ретушируют.
Наконец, панорамы соединяют в виртуальный тур: связывают их между собой переходами, выделяют активные зоны для размещения стрелок-маркеров.
Параллельно экскурсоводы и краеведы продумывают логистику маршрута и пишут тексты. Они собирают информацию о зданиях в архивах, общаются с реставраторами, выезжают на объекты культурного наследия, лично их осматривают. Только после этого приступают к составлению текста экскурсии.
На создание одного тура уходит около месяца.
В планах Мосгорнаследия и Департамента информационных технологий — создание VR-путешествий, для которых потребуются специальные очки. Уже сейчас в два таких тура — по интерьерам гостиницы «Националь» и крышам Москвы — можно отправиться в павильоне «Умный город» на ВДНХ.
Сергей Собянин рассказал о крупнейших проектах реставрации 2023 года