От мелодрамы до триллера. Гид по новой выставке Дома-музея Цветаевой

5 августа 2020
Выставки

В конце июля в Доме-музее Марины Цветаевой открылась выставка «За дверью нет ничего интересного», которая рассказывает о работе музейного хранителя. Выставка состоит из шести разделов. Каждый из них назван как один из жанров кино — «Детектив», «Фэнтези», «Драма». Иногда работа музейного хранителя действительно напоминает сюжет увлекательного фильма, ведь у каждого предмета, который поступает в коллекцию музея, есть история.

О концепции выставки и главных экспонатах каждого из разделов — в совместном материале с агентством «Мосгортур».

Евгения Петлинская, куратор выставки

«Процедурал»

Название первого раздела отсылает зрителя к жанру сериалов, посвященных профессиональной жизни полицейских или юристов. Эта часть экспозиции рассказывает о хранителе как о следователе: процесс создания литературных описаний предметов, попадающих в фонды музея, часто похож на раскрытие сложного дела.

«Существуют предметы, которые сложно поддаются описанию. К примеру, абстрактные работы художника Файтеля Мулляра, представленные на выставке. При работе с такими экспонатами хранителя ждет мучительный подбор слов и поиск ответов на вопросы, что это за объем, конструкции, цвета», — рассказывает куратор выставки Евгения Петлинская.

Важный экспонат этого раздела связан с именем издателя, историка и коллекционера Платона Бекетова (1761–1836). Платон Петрович известен как председатель первого в России научного общества по изучению и публикации документов по русской истории. Сам он оставил после себя исторический документ, который уже много лет не поддается расшифровке, — свой эротический дневник. Загадка дневника Бекетова заключается не в какой-то изощренной системе шифрования и не в том, что текст написан на французском языке, а в чудовищно неразборчивом почерке. Над текстом бились не только сотрудники музея, но и посетители — носители языка, однако все усилия оказались тщетны.

Выдают назначение и хозяина этого предмета лишь теснение на корешке и экслибрис с портретом Бекетова. «Загадка этого предмета перейдет по наследству будущим хранителям Дома-музея Марины Цветаевой», — говорит Евгения Петлинская.

«Мелодрама»

В коллекции Дома-музея Марины Цветаевой есть множество предметов быта, о которых не известно ничего, кроме времени создания, — ни имен владельцев, ни тем более их историй. «В таких случаях — может быть, из-за личного интереса, может быть, для облегчения работы — хранители выстраивают вокруг предметов свои собственные истории. Часто они представляют их в виде книги, анимации или фильма», — рассказывает куратор.

Среди экспонатов раздела «Мелодрама» есть два письма некоего Григория из Полтавы, адресованных неведомой Клавдии. Молодой человек признается девушке в любви, пишет о ревности, которую испытывает из-за ее общения со студентами. «Ты даже не представляешь себе, что это за люди, — делится Евгения Петлинская, — но вокруг этих писем сюжет возникает сам собой».

В этой части экспозиции каждому стеклянному боксу с экспонатами соответствует экран, на котором демонстрируются фрагменты из немого кино. В отрывках из картин начала XX века предметы с выставки — пудреница, веер, бритвенный станок и другие — оживают, становясь персонажами кинолент.

«Детектив»

Иногда работа с предметом, поступившим в коллекцию музея, превращается в настоящий детективный роман. В 2012 году в фонды Дома-музея Марины Цветаевой в составе комплекса предметов начала XX века поступил необычный экспонат — электрифицированная керосиновая лампа в форме совы. Визуально этот предмет можно разделить на три части — металлическое основание в форме птицы, керосиновую горелку и электрическую арматуру.

После тщательного изучения каталогов антиквариата стало известно, что основание лампы — металлическая сова — родом из США. Удалось даже установить примерное время ее производства — 1883–1895 годы.

Следующим этапом в расследовании стало выяснение происхождения керосиновой горелки. Зацепкой стало клеймо на колесике — два морских конька с инициалами GE. С помощью торговых каталогов конца XIX — начала XX века удалось выяснить, что горелка была произведена на немецкой фабрике Ehrich & Graetz. В те годы эта фирма имела торговые представительства в разных странах мира — в том числе и в Российской империи. По всей видимости, горелка была произведена до 1922 года, когда фабрика сменила название на Graetz KG.

Уже во времена советской власти лампу электрифицировали, но точная дата этой модификации не поддается определению.

«Фэнтези»

А вот и дверь, о которой говорится в названии выставки. За ней, конечно, есть кое-что интересное — самые странные и необычные предметы, хранящиеся в фондах музея. В чем их необычность? Не сразу можно понять, почему этот экспонат оказался в Доме-музее Марины Цветаевой: нужно включить фантазию и попытаться понять логику хранителя, принимавшего реликвии в коллекцию. Проверить свою догадку можно по схеме, расположенной на двери.

«В фондах есть очевидные предметы, которые точно принадлежали Марине Цветаевой, — это, например, ее автографы. Есть вещи, о которых говорится, что они принадлежали поэту, — они изображены с ней на фотографиях, описаны в ее текстах. Есть предметы, которые упоминаются в контексте жизни и творчества Цветаевой, но их связь не имеет достоверного подтверждения. Также есть целый ряд экспонатов, которые не связаны напрямую ни с Мариной Ивановной, ни с членами ее семьи, но относятся к времени ее жизни и к артистическому кругу начала XX века», — рассказывает куратор выставки.

Диапазон экспонатов велик: в разделе «Фэнтези» есть печатная машинка, на которой математик Иуда Абелевич Гольдфайн печатал формулы для книги «Векторный анализ и теория поля», синий скульптурный портрет Анны Ахматовой, ботиночки дочери детской поэтессы Маргариты Ивенсен-Шор. А еще книги из личной библиотеки сестры поэта Анастасии Ивановны, которые показывают всю широту круга ее читательских интересов, — от «Пчел — крылатых фармацевтов» до «Масонов и революции».

«Драма»

В музее хранителю нередко приходится сталкиваться с предметами, имеющими огромное эмоциональное воздействие. Нередко за ними стоят трагические истории, от которых музейному работнику приходится абстрагироваться, прилагая большие усилия.

В разделе «Драма» собраны предметы, связанные с историей Алексея Даринского. Совсем маленьким мальчиком он вместе с бабушкой был эвакуирован в Кировскую область из блокадного Ленинграда летом 1941 года. В осажденном городе у Алеши осталась мама Варвара Михайловна. Больше трех лет она не видела своего сына и узнавала о его жизни из писем, которые мальчик писал домой.

«У меньа уже выпал втарой зуп», — сообщает Алеша в письме, датированном августом 1941 года. «Спасибо за книжечки. Такие хорошие, — благодарит он маму в 1943-м. — Скоро предем и будем жить вместе». Читая письма, Варвара Михайловна видела, как растет ее сын: с каждым посланием почерк становился ровнее, речь — богаче, в тексте появлялось все меньше ошибок.

Также в этой экспозиции представлена погремушка Алеши в форме попугая, которую мальчик не взял с собой в эвакуацию и оставил в родном Ленинграде. Этой игрушке было суждено помочь маме Алеши выжить в блокаде. Как-то раз Варвара Михайловна случайно обнаружила, что внутри погремушки сушеный горох. Тогда она разыскала все сохранившиеся в городе подобные погремушки и стала выращивать горох у себя дома.

В стеклянном боксе рядом с попугаем лежит мягкая игрушка — собака Шулик, принадлежавшая жене Алексея Даринского Наталье Березиной. Семья Березиных не успела эвакуироваться и во время блокады осталась в Ленинграде. Все это время вместе с Наташей был Шулик, который защищал свою маленькую хозяйку во время обстрелов и бомбардировок.

«Триллер»

Завершает выставку раздел, который раскрывает посетителю главный страх любого музейного хранителя. Что может его напугать? Может быть, предмет с жуткой историей происхождения? Или картина с малоприятным сюжетом? Нет, главный страх хранителя — потерять в огромном пространстве музейных фондов экспонат, описанный в книге поступлений. А легче всего потерять, конечно, что-то маленькое.

В разделе «Триллер» представлен один-единственный экспонат, который можно увидеть, лишь вплотную подойдя к нему. В небольшом отделении хранится французское перо от ручки начала XX века — это один из самых маленьких предметов в коллекции Дома-музея Марины Цветаевой.

Выставка «За дверью нет ничего интересного» будет открыта в Доме-музее Марины Цветаевой до 18 апреля 2021 года.

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru
теги новостей
Локации

Поделиться
Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события

«Римская мозаика» в Московском государственном музее С.А. Есенина

8 июня29 декабря

Занятия по итальянскому языку в саду имени Н.Э. Баумана

20 января28 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies