В этом году детская музыкальная школа имени Р.М. Глиэра отмечает два праздника: 90-летие со дня открытия и 30-летие со дня присвоения имени народного артиста СССР композитора и дирижера Рейнгольда Глиэра.
«Наша школа — одна из старейших музыкальных школ Москвы и объект культурного наследия регионального значения. Сегодня 545 воспитанников учатся играть на фортепиано, струнных, народных, духовых и ударных инструментах, осваивают вокал и хоровое пение. В программе постоянно появляются новые направления, классы для дошкольников и школьников, в том числе для ребят с особенностями развития», — рассказывает директор детской музыкальной школы имени Р.М. Глиэра Арнольд Штейнгауэр.
О том, чему учат в школе, какие новые инструменты и занятия там появились и как преподаватели прививают воспитанникам любовь к музыке, — в материале mos.ru.
Детская музыкальная школа имени Р.М. Глиэра находится на Большой Якиманке. Это красно-белое четырехэтажное здание в стиле историзма с элементами английской архитектуры построено в 1905 году и внешне напоминает пряничный домик. С 1937-го здесь располагается музыкальная школа, которая была основана в 1933 году. В 2018-м здание школы получило статус объекта культурного наследия регионального значения.
Жизнь в школе бурлит с утра до вечера. Первыми приходят заниматься группы дошкольников. Юные музыканты в сопровождении родителей спешат в класс, чтобы начать репетировать музыкальную сказку для отчетного концерта. После обеда их сменяют школьники. С тетрадками и нотами в руках, наперевес с зачехленными инструментами ребята поднимаются на нужный этаж и садятся рядом с кабинетами в ожидании начала уроков. Постепенно коридоры наполняются звуками фортепиано, гитары, ударных и других инструментов. Из-за одной двери слышится веселая трель флейты, из-за другой — печальная скрипка.
По словам Арнольда Штейнгауэра, самый популярный инструмент в школе, на котором хотят играть большинство детей, — фортепиано. В прошлом году на одно место претендовали до 12 человек.
А юный музыкант Роман Беляков, ученик второго класса, решил научиться играть на гитаре. Он готовится к занятию рядом с классом, читает записи в тетради, потом настраивает инструмент. Роман рассказывает, что стать гитаристом — его давняя мечта.
«Мне нравится заниматься с моим педагогом. На занятиях я обычно играю несколько произведений, затем мы вместе разбираем ошибки, преподаватель объясняет, как сыграть правильно. Педагог Наталья Александровна Завгородняя помогает нам готовиться к выступлениям», — отмечает начинающий гитарист.
Почти каждый «глиэровец» в будущем мечтает стать известным музыкантом. Таким же, как именитые выпускники школы, среди которых руководитель Академического ансамбля песни и пляски внутренних войск МВД России генерал-майор Виктор Елисеев, заслуженные артисты России Елена Соловей, Вячеслав Добрынин, Михаил Шуфутинский, дирижер, композитор и художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова Валерий Халилов.
Многие воспитанники уже во время учебы показывают отличные результаты: становятся победителями и призерами как российских, так и международных конкурсов.
Историзм и английский стиль: музыкальная школа на Большой Якиманке признана памятникомНовые кабинеты и концертный зал: детская музыкальная школа имени Р.М. Глиэра открылась после ремонта
Добиться успехов в музыке ребятам помогают 55 опытных преподавателей. Это педагоги высшей категории и почетные работники культуры.
Многие учителя работают в школе имени Р.М. Глиэра на протяжении нескольких десятков лет. Среди них — педагог по классу фортепиано Елена Рензина, которая преподает в школе 50 лет.
«Мы стараемся не только обучить нотам и игре на инструменте, но и привить любовь к музыке, вырастить музыкально грамотных слушателей. Мы хотим заинтересовывать и мотивировать детей. К нам на уроки ребята ходят с удовольствием», — отмечает Елена Рензина.
Преподаватель по классу балалайки Роман Ефимов вспоминает, что его любовь к этому инструменту началась с детства и не угасает до сих пор.
«Однажды на празднике в детском саду мне вручили балалайку, но не настоящую, а картонную. Даже в таком виде этот инструмент меня впечатлил. Дальше были долгие годы упорного труда — музыкальная школа, училище и академия. Затем я начал заниматься концертной деятельностью, а теперь стал преподавателем. Мне очень нравится обучать детей и наблюдать за их профессиональным ростом», — говорит Роман Ефимов.
Многие ребята, вдохновившись работой своих учителей, решают пойти по их стопам и стать педагогами. После долгих лет обучения выпускники школы возвращаются в нее преподавателями, они составляют более четверти педагогического состава учебного заведения.
Именитые педагоги и редкие инструменты: ключ к успеху юных финалистов «Синей птицы»От первого взмаха кистью — к выставкам: как московские художественные школы развивают таланты детей
За последние годы в музыкальной школе имени Р.М. Глиэра открыли новые классы и отделения, закупили больше инструментов и сделали ремонт. Это стало возможным благодаря проекту «Искусство — детям».
По архивным фотографиям во время капитального ремонта, который завершили в 2019 году, удалось вернуть фасаду здания исторический облик. Также в школе провели перепланировку, создали более комфортные условия для обучения ребят с ограниченными возможностями здоровья. С тех пор число таких учеников увеличилось. В 2020 году открыли отделение творческого инклюзивного образования, в котором сегодня работают 18 педагогов и занимаются 26 детей.
Помимо этого, в рамках проекта «Искусство — детям» для школы закупили новую мебель и музыкальные инструменты: рояли и пианино, комплекты духовых, ударных и струнных, а также звукоусилительную аппаратуру. В концертном зале появился большой рояль. Такой инструмент в столице можно услышать в Большом зале Московской государственной консерватории и Концертном зале имени П.И. Чайковского.
«У наших учеников появилась возможность музицировать на инструментах с великолепным звучанием, это положительно сказывается на обучении и мотивации добиваться лучших результатов. С приобретением большого концертного рояля мы смогли пригласить на выступления и мастер-классы выдающихся музыкантов», — рассказывает Арнольд Штейнгауэр.
В школе появились занятия по игре на редких инструментах: арфе, тромбоне, теноре, гобое и балалайке. Теперь у учебного заведения есть свой духовой оркестр «Виват» и оркестр народных инструментов «Глиэр-оркестр». Также здесь открыли классы народного и хорового пения.
Проект помог организовать и занятия для дошкольников. Например, в группу раннего эстетического развития «Щелкунчик» ходят малыши в возрасте от трех до шести лет, а на занятия эстрадного хора Happy — дети в возрасте от четырех до шести лет.
«Дошкольники учатся и петь, и говорить. Мы занимаемся с детьми пластикой, гимнастикой, ритмикой, играем на ложках, ксилофонах, колокольчиках, маракасах. Занятия полезны и для малышей, у которых есть проблемы с речью или ментальные расстройства, ведь музыка лечит», — объясняет преподаватель группы раннего эстетического развития «Щелкунчик» Елена Коломоец.
Чтобы поступить в музыкальную школу имени Р.М. Глиэра, необходимо подать заявление на mos.ru, а затем пройти творческое испытание. Приемная комиссия проверит чувство ритма, память, артикуляцию и музыкальный слух ребенка. Подробный список заданий, правила поступления и сроки обучения есть на официальном сайте школы.
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России
«Московская A Cappella». Победители 2024