От Е до «Москвы-2020»: как изменились поезда метро и работа машинистов

25 марта 2023
Транспорт

Московский метрополитен можно назвать не только самым быстро развивающимся в мире, но и одним из лидеров по темпам обновления подвижного состава. Только с 2010 года для столичного метро закупили более четырех тысяч современных российских вагонов нового поколения, которые теперь составляют 70 процентов парка. Это вагоны серий «Русич», «Ока», «Москва» и «Москва-2020».

Обновление поездов метро не могло не отразиться на машинистах. Для них усовершенствовали программы обучения и установили технологичные тренажеры в корпоративном университете транспортного комплекса. Машинисты рассказали mos.ru, как изменилась их работа с внедрением новых технологий.

Поезд как гаджет

Главные преимущества составов нового поколения — их информативность и возможность контроля всех процессов прямо из кабины машиниста. Например, в «Москве-2020» в распоряжении машиниста три сенсорных дисплея, на которые выводится больше 500 параметров о работе подвижного состава.

«Дисплеи с сенсорными экранами в новых составах можно сравнить с современными телефонами. Освоить их, как и гаджеты, можно интуитивно. Даже если человек видит кабину машиниста в первый раз, он способен в течение нескольких часов разобраться, как работает система управления, как открываются двери. Поэтому и обучать машинистов стало намного легче», — говорит Сергей Кутулов, старший инструктор отдела эксплуатации службы подвижного состава. Он курирует работу депо, а также процесс прохождения машинистами практики.

Сергей Кутулов

Кстати, процесс обучения сократился с 6,5 до 4,5 месяца — тоже благодаря новым технологиям и оптимизации программы. Перед началом курса всем кандидатам показывают их будущие рабочие места, депо, дают возможность прокатиться по линии вместе с машинистом. Это позволяет еще до начала программы отсечь тех, кто не уверен в выборе.

«В нашем корпоративном университете по всем типам подвижного состава есть тренажерные комплексы. Поэтому будущие машинисты еще во время обучения могут досконально изучить не только пульт управления поездом, но и порядок действий в нештатных ситуациях. Компьютерное обеспечение тренажеров состоит из оцифрованных реальных линий: ученики видят не абстрактную картинку, а действующие станции и линии метро со всеми их особенностями. Пойти и перейти к практике на реальном составе теперь можно быстрее», — отмечает Дмитрий Дергобузов, руководитель кафедры «Внеуличный транспорт» корпоративного университета транспортного комплекса.

На симуляторе можно смоделировать любые нештатные ситуации: падение человека на пути, пожар, неисправность светофора и другие.

Дмитрий Дергобузов. Фото М. Денисова. Mos.ru

Комфорт машиниста и безопасность пассажиров

Виталий Конбеков работает в Московском метрополитене почти 30 лет. За эти годы он водил составы с вагонами типа Е, «Номерной», «Русич», а теперь работает на современном поезде «Москве» на Филевской линии. Он особо подчеркивает, что в последние годы условия работы машинистов существенно улучшились.

«В новых составах очень хорошая шумоизоляция — это делает работу намного комфортнее. Также в кабине все сделано по уму, система управления очень информативная. На старых поездах нужно было порой догадываться, что случилось, если система сигнализировала о неисправности, выходить из кабины, смотреть. Теперь, не покидая рабочего места, можно увидеть, что именно произошло, где произошло, и уже определить порядок действий», — отмечает Виталий Конбеков.

Виталий Конбеков

В 98 процентах нештатных ситуаций машинист из кабины не выходит: все решается при помощи дисплея управления. При подозрении на неисправность в определенном вагоне он может удаленно выключить тяговый привод, компрессор, заблокировать двери и даже отжать токоприемник, который соединяет поезд и контактный рельс.

«Если в вагоне что-то произошло, пассажиры связываются с машинистом. При этом они должны назвать номер вагона. Хотя он указан прямо над устройством экстренной связи, не все это знают. В новых вагонах, получив сигнал от пассажира, машинист сразу видит, из какого вагона к нему обращаются. Он переключается на нужную камеру и видит, что произошло. Например, если в вагоне произошел инцидент, машинист сразу передает информацию диспетчеру, а на следующей станции состав будут встречать сотрудники экстренных служб», — рассказывает Сергей Кутулов.

Еще одно большое преимущество новых поездов в том, что автоматическая система «Антисон» значительно повысила их безопасность. В частности, она контролирует состояние машиниста — например, если он надолго закрыл глаза. В таком случае включается сигнал тревоги, который должен привести машиниста в чувство. Параллельно сигнал поступает в ситуационный центр. Диспетчеры сразу подключатся к трансляции из кабины. Если с машинистом что-то случилось, состав в любом случае штатно остановится на станции.

Удобство и комфорт новых составов отмечает и Роман Диголарь, который работает машинистом два года и водит поезда по Большой кольцевой линии (БКЛ).

«Я работаю на последней модели — “Москве-2020”, и мне очень нравится мое рабочее место. Я постоянно нахожусь в кресле, оно весьма удобное. Его можно отрегулировать под себя по разным параметрам — изменить высоту, угол наклона, положение спинки. Также можно включить подогрев сиденья. Есть классное новшество — подсветка. Когда поезд находится в тоннеле, свет в кабине машиниста выключается, чтобы видеть пути. Система освещает кнопки, приборы: это тоже удобно. В кабине я даже могу подогреть свой напиток или охладить его. Контроллер управления в новых поездах тоже плавный и удобный. Так что управлять составом можно, не прилагая физических усилий», — говорит Роман Диголарь.

Роман Диголарь

Проехать по виртуальному маршруту: как в Москве обучают машинистов и водителей городского транспортаПункт управления метро: как устроен единый диспетчерский центр столичной подземкиСергей Собянин: На БКЛ управлять новейшими поездами «Москва-2020» будут свыше 500 машинистов

Самое большое метрокольцо

А на Большой кольцевой линии, которая полностью открылась для пассажиров 1 марта, новейшие поезда «Москва-2020» водят около 500 машинистов. Они прошли стандартный курс обучения продолжительностью 4,5 месяца и три месяца проходили практику в депо, детально изучали БКЛ, все спуски, подъемы, кривые участки и другие особенности, отмечает Дмитрий Дергобузов.

Кстати, на БКЛ для машинистов есть ряд преимуществ по сравнению с другими линиями — например, на кольце все тоннели освещены, а движение поездов регулируют не привычные для метро светофоры, а система АЛС-АРС (автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости).

«Автоматическая сигнализация определяет, свободен ли путь, и передает информацию об этом на монитор в кабине машиниста. Если она сигнализирует о снижении допустимой скорости, то машинист снижает скорость или останавливается. Если состав превысил скорость, машина автоматически переключится на торможение. Это позволяет облегчить нашу работу и помогает меньше отвлекаться», — поясняет Роман Диголарь.

Роман Диголарь

Как устроиться на работу в Московский метрополитен

За последние 10 лет в московском метро было создано около 30 тысяч новых рабочих мест, и сегодня там работают более 68 тысяч специалистов. В последние годы работать приходит все больше молодых людей, отмечает Сергей Кутулов. По его словам, больше всего будущих машинистов привлекает стабильность, карьерные перспективы и возможность управлять поездами «Москва-2020».

В метрополитене открыто восемь тысяч вакансий. Получить подробную информацию о трудоустройстве можно в центрах подбора персонала на станциях «Выставочная», «Черкизовская» (наземный вестибюль), «Нагорная» (Криворожская улица, дом 6, строение 1) и в здании корпоративного университета транспортного комплекса (Варшавское шоссе, дом 93). Они открыты с понедельника по пятницу с 09:00 до 20:00, в субботу — с 09:00 до 15:00.

Желающие работать в метрополитене могут отправить резюме на электронную почту: [email protected]. Получить информацию о вакансиях также можно по телефонам: +7 495 622-22-22 (для жителей Москвы и Подмосковья) и  +7 800 220-22-02 (для жителей других регионов России). Оператор расскажет о вакансиях, а также проведет первичное собеседование. Актуальную информацию о наборе сотрудников можно получить на сайте и у чат-бота Александры.

Надежный старт: как начать карьеру в Московском метрополитенеМашинист, дежурный по станции, электромонтер: на какие еще специальности можно трудоустроиться в метрополитенеМетро XXI века: сотрудники Большой кольцевой линии — о новом участке подземкиСергей Собянин рассказал о главных событиях столичного метростроения в 2022 году

Источник: mos.ru

Поделиться
SUP-карнавал

SUP-карнавал

МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Ближайшие события

«Оружие Победы» в Музее Победы

2 января31 декабря

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies