Увидеть, как выглядели особняки XIX века, старейшие храмы или советские фонтаны будто сразу после постройки, стало реальным. В Москве возвращают исторический облик объектам культурного наследия: с 2011 года специалисты отреставрировали 1247 объектов, а с начала этого года восстановили уже 36 памятников.
Mos.ru рассказывает о знаковых памятниках, реставрацию которых завершили в прошлом году. Результат работ уже успели оценить горожане.
Это один из самых зрелищных фонтанов ВДНХ: 66 струй воды, 30 из которых — 25 метров в высоту. До реставрации «Золотой колос» не работал порядка 30 лет.
Построили и установили фонтан в 1939 году. Он сделан из бетона и стали и отделан медью. После Великой Отечественной войны «Золотой колос» демонтировали, а на его месте установили новый фонтан.
Реставрацию начали в 2016 году. Фонтан отделали золотой смальтой из глушеного цветного стекла. Привели в порядок и Каменский пруд, над которым возвышается «Золотой колос». Его впервые почистили, вынули 18 тысяч кубометров ила и глины, обновили мостик для кормления рыб.
Подробнее о фонтане «Золотой колос»
Читальный зал № 3 Российской государственной библиотеки (ранее — Государственная библиотека СССР имени В.И. Ленина) — самый большой в Европе. Это зал гуманитарных наук, он находится на втором этаже внутреннего корпуса. Его площадь — 1208 квадратных метров, высота потолков — 10 метров.
Зал известен на весь мир благодаря оскароносному фильму Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» — именно сюда героиня Ирины Муравьевой ходила знакомиться с «академиками, докторами и философами». Вернуть залу исторический облик удалось за пять лет. Специалисты восстановили лепнину на потолке, выровняли и покрасили стены, обновили мебель, отреставрировали наборный художественный дубовый паркет и другие элементы интерьера.
Как прошла реставрация главного читального зала РГБ
Церковь Петра Митрополита — памятник ренессансной архитектуры, главный собор Высоко-Петровского мужского монастыря, одного из старейших в Москве (основан в XIV веке).
Церковь построили по проекту итальянского архитектора Алевиза Нового в 1514 году, а назвали в честь основателя монастыря — митрополита Киевского и всея Руси святителя Петра. Постройка имела форму восьмигранной башни со шлемовидной главой.
Специалисты отремонтировали и укрепили фундамент, дорожки и ступени крыльца главного входа, выложенные крупной гранитной плиткой. Стены укрепили специальным раствором, оштукатурили и покрасили в красный цвет. Кроме того, реставраторы восстановили уникальную живопись на фасадах церкви, а также воссоздали по старым образцам и установили двери и окна.
Как восстанавливали главный собор Высоко-Петровского монастыря
Комплекс возвели в 1901 году во время строительства Московско-Виндавской железной дороги (сейчас — Рижское направление Московской железной дороги). Он находится на севере столицы недалеко от станции метро «Сокол». Подмосковная в начале ХХ века несколько лет служила главной товарной и пассажирской станцией на пути из Москвы в Виндаву (сейчас Вентспилс), а затем в Ригу.
Административный корпус, где после реставрации открылся музей, представляет собой одноэтажное бревенчатое строение с башенкой. Специалистам удалось сохранить оригинальные образцы декора и отделки помещений и планировку. Элементы, которые появились во время переоборудования в конце ХХ века, демонтировали.
Также в ансамбль входят водонапорная башня, дом начальника станции, несколько служебных построек и веерное депо с поворотным кругом — образец передовых инженерных технологий начала ХХ века.
Малый театр находится в бывшем доме купца Варгина, который перестроили в первой половине XIX века. Здание относят к эпохе классицизма, его композиция сложилась в три этапа — с 1821 по 1871 год. Два главных фасада, выходящие на Театральную площадь и в Театральный проезд, выполнены по проектам известного архитектора Осипа Бове. В 1838–1839 годах архитектор Константин Тон кардинально перестроил театр: сохранив фасады Бове, он добавил новый флигель в Неглинном проезде и вписал зрительный зал и сцену во внутреннее пространство. После пристройки декорационного сарая по проекту архитектора императорских театров Александра Никитина в 1871 году композиция главного фасада по Театральной площади стала симметричной.
Впервые театр реставрировали с 1939 по 1948 год. Тогда перестроили сцену, изменили конструкции и интерьеры зрительного зала, внесли изменения в планировку и декоративную отделку фасадов здания, а также отделку парадных залов и артистической части.
Возвращать памятнику облик XIX века начали в 2011 году. Специалисты восстановили зрительный зал и лестницы, расширили фойе, углубили подвалы, воссоздали интерьеры на втором и третьем этажах, отремонтировали гримерки и коридоры.
Особняк, один из ярчайших образцов классического московского модерна, построил в 1901 году архитектор Лев Кекушев для своей семьи. Юридически он принадлежал его жене Анне Ионовне, поэтому и закрепилось такое название. Это двухэтажный жилой дом с подвалом и мансардой. Парадный вход с белокаменными колоннами расположен со стороны Остоженки, также были два входа в подвал со двора. В 1907 году, когда дом принадлежал коллежскому секретарю Александру Смецкому, пристроили металлический зимний сад со стороны главного фасада. В 1911-м в особняк провели коммуникации и водопровод. После 1917 года здание поделили на квартиры, позднее дом отошел в ведомство Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел России.
Именно в доме на Остоженке, по мнению исследователей творчества Михаила Булгакова, могла жить Маргарита (на это указывает описание готического особняка с башней). История в духе романа «Мастер и Маргарита» произошла с особняком и в реальности: после революции с крыши дома загадочным образом исчезла скульптура льва. Обстоятельства пропажи выяснить так и не удалось, но век спустя статую (правда, не оригинальную) вернули на место. Скульптуру восстанавливали по единственной фотографии, которую удалось отыскать в архивах.
Также во время реставрации вернули исторический облик фасадам, провели работы в интерьерах каждого этажа и подвала, восстановили первоначальную планировку.
Двухэтажное здание в Пречистенском переулке построено в 1947 году. Здесь в свои последние годы жила и работала Вера Мухина, советский скульптор-монументалист. Зал мастерской украшает витражное окно во всю стену, на крыше дома установлен треугольный световой фонарь. Фасады украшены карнизами, сандриками над окнами, фронтоном и круглыми медальонами.
Реставрация длилась около двух лет. Особое внимание уделяли восстановлению первоначального вида мастерской, искаженной многочисленными ремонтами и перестройками с 1953 по 2000 год.
Специалисты установили современную пожарную сигнализацию, поменяли систему отопления и электрику, выровняли и покрасили стены, отреставрировали потолочные карнизы. В жилой части дома отреставрировали деревянную лестницу, а в мастерской — витражное окно и прозрачный стеклянный купол. В порядок привели и фасады: очистили от грязи и пыли, сняли растрескавшуюся штукатурку, выровняли и покрасили в желтый цвет, а декоративные элементы на стенах — в белый. Также укрепили фундамент здания.
Конструктивизм с элементами классики: реставрация дома Веры Мухиной завершена
Ансамбль главного входа в Парк Горького относят к стилю сталинский ампир. Арку, циркумференции, кованую ограду с чугунными декоративными элементами и два фонаря построили в 1955 году по проекту архитекторов Юрия Щуко и Ассена Спасова. До этого центральный вход был деревянным.
Реставрацию арки закончили летом 2015-го. Тогда конструкции вернули исторический облик и укрепили ее, отреставрировали крышу и сделали на ней смотровую площадку. Внутри работает музей, посвященный парку.
В 2016-м началась реставрация циркумференций — двух боковых крыльев главного входа. За два года специалисты восстановили их фасады и интерьеры. Шесть из 42 кассовых окон остались открытыми.
Как выглядит отреставрированный вход в Парк Горького
В 2018 году после реставрации открылась и белая ажурная беседка. Она находится недалеко от главного входа в парк, со стороны Пушкинской набережной. Беседка появилась в начале 1950-х годов, тогда здесь собирались поэты, писатели и художники.
Каркас беседки сделан из металла, а снаружи украшен резными деревянными панелями из сосны. Реставраторы обновили каркас, залили пол бетонной смесью, отремонтировали ступени и воссоздали утраченный декор. По историческим фотографиям и документам с точностью восстановили первоначальный облик: сетчатый узор, восемь лир над арками беседки, декоративный гипсовый элемент на потолке, небольшую вазу из бетона на крыше. Для ажурной резьбы использовали сосновую древесину, для настила на полу — лиственницу.
На потолке в два ряда установили мощные энергосберегающие светильники и оборудовали влагозащитные розетки. К ним можно будет подключать музыкальное оборудование, микрофоны и усилители звука.
Сейчас обновленная беседка открыта для посетителей. Летом здесь устанавливали белый рояль и проводили акустические концерты.
Какой стала знаменитая ажурная беседка
Конструктивистское здание построили в 1931 году по проекту архитектора Касьяна Соломонова, заказчиком выступил Наркомат почт и телеграфов. Оно должно было сформировать и зафиксировать градостроительный узел на пересечении нового поперечного переулка между Мясницкой улицей и переулком Огородной слободы. Однако от архитектурного замысла отошли — построили только южную часть со значительными изменениями в планировке, объеме и деталях. Например, сделали два входа вместо одного и не выполнили скругление углов.
Во время реставрации восстановили ленточное остекление по архивным документам, демонтировали современные пристройки, укрепили перекрытия, стены и проемы. Также провели реставрацию стен, балкона на главном фасаде на третьем этаже, воссоздали внутреннюю отделку и покрытие полов. Фасады очистили и покрасили в соответствии с оригинальной идеей. Почтамту не только вернули исторический облик, но и оборудовали для современного использования — как административное здание.
Как выглядит весь ансамбль старого московского почтамта
Это доходный дом московского застройщика и доктора коммерческих наук Германа Бройдо. Четырехэтажное здание с подвалом построено в 1907 году по проекту архитектора Николая Жерихова в стиле неоклассицизм. Фасады украшают 19 барельефов, от двух до четырех в каждой композиции, — фигуры, изображающие покровителя искусств бога Аполлона, Николая Гоголя, Александра Пушкина и Льва Толстого в античных одеждах. Сейчас дом жилой.
Реставрацию фасадов проводили впервые с момента постройки. Местами штукатурка отслоилась, а где-то была утрачена, краска растрескалась, частично разрушилась кирпичная кладка. Кроме того, некоторые фигуры на фризе остались без лиц или полностью разрушились из-за пришедших в негодность креплений.
Специалисты укрепили кирпичную кладку, покрасили стены, отреставрировали элементы декора и воссоздали уникальный лепной фриз по архивных документам и фотографиям всех фигур. Для этого использовался тот же материал, что и в 1907 году.