Цветочные панно, а также причудливые орнаменты на потолочных карнизах вернутся в главный дом усадьбы купца Ивана Воронцова. Уникальный живописный декор почти на протяжении века был спрятан под слоями краски и мог бы быть полностью утрачен. Однако реставраторам удалось обнаружить его во время проведения работ в особняке и флигелях. Сейчас реставрация приостановлена на время ограничений, принятых из-за распространения коронавируса.
Специалисты уже решили, как будут восстанавливать живописные находки, которые украшали помещения в первой четверти XX века.
Усадьба находится на улице Малая Полянка (дом 9, строения 1, 2, 6) Она является примером неоклассицизма — архитектурного направления, которое появилось в России в начале XX века. Найденный в главном доме декор также выполнен в этом стиле.
«Когда реставраторы удаляли поздние слои краски с карнизов в помещениях, они увидели, что эти элементы изначально были выкрашены в темно-коричневый цвет. Оказалось, это была имитация резьбы по дереву, типичная для стиля неоклассицизм. При этом сами карнизы были не деревянными, а лепными. На потолках первого этажа были обнаружены фрагменты живописных панно с растительными рисунками. А в арочной нише на втором этаже нашли части панно с цветами. Цветочные росписи были нанесены на холсты, покрытые специальным составом на основе льняного масла. Затем такие росписи прикрепляли к потолкам и стенам. Их лакировали так, чтобы казалось, будто они нанесены прямо на поверхности, а не на холсты», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
По его словам, за долгие годы особняк сменил несколько владельцев. Многие элементы декора в советское время, как слишком вычурные, были закрашены и полностью скрыты. Найденные узоры на карнизах и художественные панно планируют полностью восстановить. Их расчистят от многих слоев краски и загрязнений, заделают трещины, ликвидируют сколы и восстановят утраченные части. Специалисты также обновят рисунки и снова нанесут защитное лаковое покрытие.
История усадьбы на Малой Полянке берет свое начало в середине XVIII века. Тогда она принадлежала князю Федору Андреевичу Барятинскому, судье Судного приказа и статскому советнику. Усадьба состояла из каменных палат и деревянных хозяйственных построек. У владения с момента постройки часто менялись хозяева, дворяне перепродавали его друг другу.
В 1835 году владелицей усадьбы становится жена поручика лейб-гвардии конного полка Елизавета Офросимова. При ней был возведен двухэтажный дом с подвалом в стиле ампир. Главный фасад украшал портик с четырьмя колоннами. Над ним возвышался аттик (декоративная стенка). Нижнюю часть здания построили из камня, верхняя была деревянной, а фасады покрыты штукатуркой.
С середины XIX века усадьбой уже владели исключительно представители купеческого сословия. Так, среди ее хозяев были жена московского купца 3-й гильдии Огородной слободы Марья Петровна Антонова и московский купец 1-й гильдии Семеновской слободы Андрей Емельянович Викторов, торговавший медью. В 1900 году он продал владение сыну тульского купца Ивану Акимовичу Воронцову.
При Воронцове главный усадебный дом был перестроен по проекту архитектора Ивана Машкова. Так, аттик и портик с колоннами разобрали, а фасад оформили в стиле эклектика. В таком виде здание и сохранилось до наших дней. Стены первого и второго этажей отделаны рустом (имитация каменной кладки). Окна украшены лепными наличниками, а также замковыми камнями (завершающий элемент кладки, благодаря которому каменный или кирпичный свод может выдержать нагрузку) и сандриками (декоративными карнизами) с лепным декором. Над окнами второго этажа можно увидеть два купеческих картуша — это декоративный элемент в виде неразвернутого свитка бумаги с инициалами «ИВ» (Иван Воронцов). Помещения особняка архитектор также украсил в стиле эклектика — там присутствуют элементы модерна и ампира.
В это же время по проекту Машкова были построены и два двухэтажных каменных флигеля. Там находились комнаты слуг, а также конюшня, каретный сарай и склады.
В советские годы в бывшем купеческом особняке размещались коммунальные квартиры, а затем — медицинское учреждение. За это время в здании появилось множество перегородок, а стены и потолки были закрашены.
После отмены ограничительных мер специалисты продолжат восстанавливать интерьер старинного особняка по сохранившимся фрагментам, а также по историческим документам.
«Кроме лепного декора и живописных панно, отреставрируют четыре домовые печи, облицованные гладкими белыми и цветными изразцами, а также напольные покрытия. Это дубовый наборный паркет и метлахская плитка (мелкая керамическая плитка разнообразных форм и расцветок). Во время работ приведут в порядок и сохранившуюся до наших дней парадную лестницу с белокаменными ступенями и металлическим кованым ограждением», — пояснил Алексей Емельянов.
Бывшая городская усадьба купца Ивана Воронцова на Малой Полянке — объект культурного наследия регионального значения. Это значит, что его исторический облик не может быть нарушен, поэтому все работы проводятся под контролем Департамента культурного наследия города и по согласованному ведомством проекту.
Иван Машков (1867–1945) — русский и советский архитектор, реставратор, исследователь древнерусского зодчества. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Получил право на строительство зданий в 19 лет. С 1890 по 1913 год состоял архитектором Братолюбивого общества в Москве. По заказу благотворительных организаций строил дома, в которых квартиры бесплатно предоставляли малоимущим. С 1895 года служил архитектором Московской городской управы. Большая часть зданий, выполненных по проекту архитектора Машкова, принадлежит к псевдорусскому стилю и неоклассицизму.
Реставрация исторических зданий — важная часть благоустройства городской среды. Многие объекты культурного наследия обретают новую жизнь, их приспосабливают для современного использования, сохраняя при этом облик Москвы. С 2011 года в столице отреставрировали более 1400 объектов культурного наследия.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России