В этом году специалисты Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы запланировали обновление фасада исторического здания по адресу: улица Александра Солженицына, дом 29/18. Работы пройдут в рамках региональной программы капитального ремонта.
В конце XVIII века здесь было владение городского головы, купца первой гильдии Василия Жигарева. Он приобрел каменный дом, стоявший на этом месте с 1767 года, и основательно его перестроил. Проект подготовил архитектор Родион Казаков, ученик знаменитого зодчего Матвея Казакова. За время перестройки особняка Родион Казаков на свои деньги возвел неподалеку, на стрелке Большой Алексеевской и Малой Алексеевской улиц, храм Святого Мартина Исповедника.
После пожара 1812 года усадьбу купил промышленник Семен Алексеев, и до конца XIX века особняк принадлежал династии Алексеевых. В 1863 году в правом флигеле здания родился Константин Алексеев (Станиславский), будущий великий режиссер, теоретик и реформатор театра, один из основателей Московского художественного театра. С середины XIX века Алексеевым принадлежал и соседний дом 27, и дома на соседней Малой Алексеевской улице (теперь — улице Станиславского), а также здание золотоканительной фабрики. Ее, к слову, в начале ХХ века перепрофилировали на выпуск электрического кабеля.
В самом конце XIX века особняк приобрело Московское купеческое общество, облик дома снова изменился. По проекту архитектора Владимира Шервуда в 1907 году дополнительным этажом надстроили боковые крылья главного дома, а флигель продлили до красной линии Большой Алексеевской улицы.
В советское время в доме были коммунальные квартиры. В одной из них в левом флигеле усадьбы жила сестра Андрея Тарковского, у нее на некоторое время друзья приютили Василия Шукшина, только приехавшего в Москву учиться.
До наших дней сохранились часть интерьеров и парадная лестница на второй этаж. Сегодня яркие архитектурные особенности здания — большой треугольный фронтон на кровле, полуколонны на высоте второго и третьего этажей, разный размер окон, эффектные карнизы над окнами второго этажа.
Лучший способ сохранять здание — регулярно его ремонтировать. В среднем через четверть века каждому из них необходим капитальный ремонт, потому почти все московские дома попадают в региональную программу капитального ремонта. Исключений немного: дома под снос, реконструкцию, включенные в программу реновации, а также дома, где меньше трех квартир.
В домах-памятниках специалисты подрядных организаций столичного Фонда капитального ремонта дарят вторую жизнь фасадам и фундаменту, подвалам и крыше, а также меняют инженерные коммуникации и проводят комплексный капремонт подъезда. Не всегда восстановление такого дома занимает больше времени, чем ремонт обычной многоэтажки. Например, на смену труб и коммуникаций уходит одинаковое время. Но некоторые работы, характерные именно для домов-памятников, требуют особого подхода. В первую очередь это касается обновления исторического фасада, особенно если на нем много элементов декора.
При формировании столичной программы капремонта были учтены возраст жилых домов, сроки эксплуатации лифтов, годы реконструкции и предыдущего капремонта, состояние внутренних инженерных систем и потребность в обновлении. Исходя из этих данных, инженерные системы многоэтажек Москвы были распределены по капитальным трехлеткам. За год до проведения работ владельцы квартир получают уведомления о проведении капремонта, включающие предложения по составу работ. Благодаря удобному цифровому сервису увидеть список систем с распределением по предлагаемым годам капремонта можно даже с собственного смартфона.
После получения уведомления о приближающемся капремонте собственники должны провести общее собрание, чтобы определить сроки и состав работ.
Капитальный ремонт в многоквартирном доме-памятнике — это сложный процесс. Такой ремонт требует тонкого баланса между техническими требованиями к современным зданиям и сохранением уникальности объекта. Например, в доме-памятнике нельзя ставить пластиковые окна или менять исторически присущий цвет.
Метод и технологии ремонта дома-памятника определены в проектно-сметной документации, которая проходит государственную экспертизу и согласовывается с городским Департаментом культурного наследия, который обеспечивает надзор.
По итогам проведения конкурентных процедур определяется подрядная организация из числа лицензированных Минкультуры России, которой предстоит выполнить работы в рамках капремонта.
На объектах культурного наследия не применяется общая схема ремонта. Строители всегда используют индивидуальные решения. Для сохранения исторического облика ведется строгий контроль на протяжении всего процесса. Надзор за выполнением ремонта ведется как со стороны Фонда капремонта, так и Департамента культурного наследия.
«В программе капремонта больше 350 домов-памятников. Их ремонт накладывает особые обязательства, в том числе работу в соответствии с Федеральным законом № 73 “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”», — рассказали в пресс-службе Фонда капитального ремонта Москвы.
Сроки и виды работ по программе капремонта уточняются краткосрочным планом. В плане на 2021–2023 годы 4437 домов. Это часть масштабной региональной программы капитального ремонта. Все строительно-монтажные работы выполняются в строгом соответствии со строительными стандартами, включая городские правила по соблюдению тишины.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Тайны Живописного моста